Российские игристые вина отстояли свое место на рынке

Российские игристые вина отстояли свое место на рынке

Закончились новогодние и рождественские каникулы – время, пожалуй, наибольшего потребления шампанского. Но впереди еще 8 марта, различные юбилеи, торжества и свадьбы. И это значит, что игристое вино вновь появится на наших столах.
Потребительский рынок / Борис Соловьев 12 Янв 2019, 16:07
Российские игристые вина отстояли свое место на рынке

Накануне новогодних праздников Роскачество объявило итоги проверки 51 образца российских игристых вин. И результат, прямо говоря, впечатляет: 31 образец показал результат «очень хорошее качество» и лишь 3 вида вина не дотянули по качеству до ГОСТа.

При этом цены на российские игристые вина не кусаются: Роскачество считает, что на полках магазинов можно найти российское шампанское вполне приемлемого качества по цене в районе 300 руб. за бутылку, а по скидкам – и на треть ниже.

Напиток простолюдинов

Шампанское – не что иное как обычное вино, насыщенное диоксидом углерода или углекислым газом СО2, то есть тем, что находится в обыкновенной газировке. Соответственно, и получить «газированное вино» можно двумя основными способами: путем естественного брожения в бутылках или цистернах, а также искусственным насыщение вина газом, как это происходит в сифоне при получении газированной воды из водопроводной.

Естественно, что последний способ является самым дешевым. Но такое вино не может попадать в «шампанскую» категорию даже в России. А вот неспециалистам бывает порой очень трудно распознать, каким способом все-таки было произведено вино.

Игристое вино стало популярным примерно в 17-м веке, а до этого времени «вино с газами» считалось испорченным и потреблялось в основном бедными слоями населения, которым было жалко уничтожать «дефектный» напиток. 

Более того, сбраживание вина было настоящим бедствием для виноделов – в результате процессов брожения в бутылке нарастало давление и некоторые из них просто взрывались, порождая цепную реакцию. В результате, владелец винного погреба мог лишиться более половины запасов.

При этом оставалось загадкой, по каким же причинам в вине появляется газ. Лишь в середине 17 века ученые выяснили, что появление пузырьков в вине не является следствием воздействия Луны, наведения порчи или плохого качества винограда, а просто это один из побочных эффектов распада сахаров.

Примерно в то же время люди научились изготовлять прочное стекло и придумали мюзле – ту самую проволоку, которая и удерживает пробку в бутылке. С тех пор игристое вино из французской провинции Шампань, получившее название «шампанское», стало завоевывать мир.

Кстати, до сих пор игристое вино, бродившее в бутылках, а не в резервуарах, ценится дороже. В России такое шампанское имеет на этикетке надписи: «Выдержанное» или «Классическое», французы обозначают его «Methode cap Classique», а итальянцы «Metodo Classico».

Вдогонку за Францией

В России производство игристых вин ненамного отстало от Франции – первое документарное упоминание изготовления вин, которые «по качеству хоть и не совсем французскому шампанскому равняются», относится к 1756 году. Причем уже в то время некоторая продукция получила название «шампанское», в то время как Франция закрепила за собой права на это наименование только лишь в начале 20 века.

Самая известная у нас марка – это, пожалуй, «Советское шампанское», которое появилось в 1936 году и предназначалось в основном для народившихся в те годы партийной, военной и культурной элит. Причем бренд не принадлежал какому-то конкретному производителю, а распространялся практически на все «пузырчатые» вина. Технологии шампанизации, как правило, использовались самые дешевые, позволяющие получать «шампанское» менее чем за месяц.

Более дешевые вина, изготавливающиеся путем примитивного насыщения вина углекислым газом, уже не носили название «шампанское», а назывались «игристыми» или «искристыми» и стоили примерно вдвое дешевле «Советского».

В последние годы в России производство вин и шампанского после снижения в кризисный 2015 год стабилизировалось. По оценкам Союза виноградарей и виноделов России, производство вина в России в 2018 году может остаться на уровне прошлого года и составить 32 млн декалитров, а выпуск игристых вин вырасти на 2%, до 13 млн декалитров.

Президент Союза Леонид Попович объяснил такое положение тем, что «падение основных наших продуктов, вина и игристого вина, было компенсировано значительным ростом винных напитков и фруктового вина. С одной стороны, это неплохо: наши покупатели не ушли в водку. С другой стороны, они ушли в более дешевый и, отчасти, непонятный продукт».

Действительно, рост продаж газированных «винных напитков» в основном зарубежного производства, где доля виноматериала может составлять менее 50%, составляет в последнее время десятки процентов. Немного вина, спирт, красители-ароматизаторы, вода, искусственное газирование, и напиток готов. Стоимость бутылки с таким содержимым может быть в районе 100 руб. Учитывая, что доходы населения продолжают падение с начала российского экономического кризиса 2014 года, выбор в пользу более дешевой продукции вполне логичен.

Впрочем, вполне возможно, что в наступившем году продукции отечественных виноделов на прилавках магазинов станет больше из-за очень вероятного продолжения падения рубля. Пока же доля импортного игристого вина составляет порядка 30%.

Кроме того, Попович прогнозирует пусть и небольшой, в пределах 4%, рост валового сбора винограда в 2018-м. Однако уже в этом году начнут давать плоды новые виноградники и ежегодный прирост урожая может составить 40-50 тыс. к 560 тыс. т в ушедшем году.

При этом может показаться удивительным, но «советский» ГОСТ на шампанское стал еще жестче. В 2014 году в России была принята система «Защищенных географических указаний и защищенных наименований места происхождения», а в 2015 году эта система была закреплена в ГОСТ «Вина игристые. Общие технические условия». Таким образом, если производитель игристого вина заявил о соответствии его товара данному ГОСТу, то он обязан производить вино только из винограда, выращенного в границах географического объекта, название которого указано на этикетке.

Коллекционный бизнес

Шампанское является не только напитком для праздничных случаев и встреч с дамами, но и предметом коллекционирования. Стоимость той или иной редкой бутылки зависит от многих факторов: производителя, года выпуска, объема произведенной партии. Неспециалисту сложно понять, насколько подорожает через 10–20 лет шампанское какой-либо известной мировой марки прошлого или нынешнего года выпуска.

Самым «элитным» производителем шампанского можно назвать компанию Krug Clos – четыре марки шампанского этого одного из старейших мировых алкогольных брендов входят в десятку самых дорогих марок шипучего вина.

Самая доступная бутылка Krug Clos Du Mesnil стоит порядка $1 тыс., а самая дорогая Krug 1928 – $21 тыс.

Дороже – $40 тыс. – стоит Dom Perignon White Gold Jeroboam в эксклюзивной бутылке и упаковке дизайнерской работы. Но здесь основная плата идет за «одежку»: обычный Dom Perignon White стоит порядка $350.

Россия полностью обеспечивает себя игристыми винами. Но на экспорт поставляется не более 1% произведенного вина – это примерно 1 млн л в год на менее чем $3 млн. Более половины экспортных поставок обеспечивают производители Кубани. Основными потребителями российского игристого являются Латвии, Казахстана, Украины и Белоруссии

«Игристые» показатели

$275 тыс. стоит бутылка Shipwrecked 1907 Heidsieck. Перевозивший это шампанское для Николая II корабль был потоплен в Первую мировую войну немецкой подводной лодкой. Неразбившиеся бутылки подняли в 1998 году.

56 литров шампанского вмещает самый большой специально изготовленный 1,5-метровый бокал. Этот рекорд, установленный в Крыму на праздновании Дня рождения шампанского, вошел в книгу рекордов Гиннесса.

4,5 млрд евро составляют ежегодные продажи аутентичного напитка из области Шампань во Франции.

54,18 м составляет мировой рекорд дальности полета пробки от шампанского. Полет проходил в Нью-Йорке в 1988 году на высоте 1,2 м над уровнем земли.

До 250 млн пузырьков содержится в обычной бутылке шампанского объемом 0,75 л.

30 л составляет емкость самой большой бутылки для шампанского. Ее вес равняется 13,6 кг, а высота – 1,2 м.

200 млн бутылок вмещает самое крупное в мире хранилище игристых вин в городе Эйпен в Бельгии. Протяженность тоннеля, проходящего под улицами этого города, составляет 110 километров.

6 атмосфер может достигать давление в бутылке шампанского – это примерно в три раза больше, чем в шине легкового автомобиля.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться