Рынок клининговых услуг взял курс на «обеление»

Рынок клининговых услуг взял курс на «обеление»

Рынок услуг по профессиональной уборке стал складываться в России в 90-е годы прошлого века. Первопроходцами тогда выступали западные компании, которые открывали у нас свои представительства. Со временем отечественный бизнес перенял их опыт и начал бурно развиваться. И вот сейчас, даже в условиях нынешнего кризиса, отрасль демонстрирует рост до 10% в год, обеспечивая рабочими местами почти два миллиона человек.
Потребительский рынок / Елена Пылаева 16 Фев 2019, 22:00
Рынок клининговых услуг взял курс на «обеление»

Борьба со своей «тенью»

Клининг прижился в России еще и потому, что за этот период появилось много торговых, административных, офисных, а также высотных зданий, содержать в чистоте которые в отдельных случаях подвластно лишь профессионалам. Например, промышленным альпинистам. Мало того, для заказчиков стало более выгодным обратиться в клининговую компанию, чем тратить деньги на своих штатных уборщиц.

В клининге присутствуют как крупные игроки (более 500 работающих), так и мелкие – менее 50 человек. Около 70% рынка принадлежит первым, ну а все остальное – малым и средним. Заметим, что для ряда компаний-«тяжеловесов» уборка помещений является лишь одним звеном в «цепи» их деятельности. Управление инженерными системами здания, вывоз отходов, благоустройство прилегающей территории и другие услуги, – все они входят в ФМ (Facility management или управление объектом), что называется ФМ- рынком.

Какая же обстановка сложилась на нем в последнее время? Пожалуй, главное – это демпинг, который отчасти санкционирован нашим государством. Речь идет о законе о госзакупках 44-ФЗ, который разрешает госпредприятиям привлекать к работе только тех, кто предлагает минимальные цены. Впрочем, и сами заказчики нередко способствуют процессу, выбирая самый низкий из предложенных на рынке тариф. Соответственно, в сложившейся ситуации компаниям, работающим по-белому, стало сложнее выстоять в конкурентной борьбе. Чтобы остаться на плаву, некоторые предпочли переключиться на «серые» схемы ведения бизнеса с необоснованно высокими вычетами по НДС – более 80%, и это при норме 30–35%.

Фактический уход весомой части отрасли в «тень» не осталось незамеченным для соответствующих структур. И с 2017 года был взят курс на «обеление» ФМ-рынка, в том числе и по инициативе самих предпринимателей, которые хотят работать по-честному. Именно тогда крупнейшие игроки объединились в НКО НАФО (Национальная ассоциация фасилити операторов) для того, чтобы вывести отрасль из «серой» зоны. А ее программой стала Этическая хартия участников бизнеса на рынке фасилити-менеджмента. Причем процесс «очищения» подразумевает активное вовлечение фискальных, антимонопольных и других надзорных органов.

«Обеление» в разрезе

Однако не все так просто и быстро, как бы того хотелось. Прошлый год для игроков ФМ-рынка по всей России фактически стал годом выбора своего дальнейшего пути развития: «белого» или «серого». А для первых еще и временем кардинальной перестройки схемы ведения своего бизнеса, что требует значительных сил и средств.

Очевидно, что включение полной налоговой нагрузки «белыми» игроками в стоимость своих услуг повлечет за собой рост цен, что уже происходит с конца прошлого года. По оценке экспертов, подорожание составит в среднем более чем на треть. А готовы ли заказчики к такому повышению? Да и нет у них времени вникать в проблемы отрасли, которая решила «обелиться».

По данным опросов, лишь 25% клиентов клининговых компаний готовы к повышению цен, столько же еще находятся в режиме ожидания, но, в принципе, готовы к диалогу. Остальные же заказчики, а их добрая половина, не смогут работать по повышенным тарифам, а уйдут за услугами на «серый» рынок.

Но и «серым» игрокам в нынешних условиях придется непросто, на них уже объявлена охота. Так, члены НАФО могут загрузить на свой сайт данные о недобросовестных компаниях-нарушителях, которые затем будут переданы в ФНС. Кстати, с прошлого года работа по повышению прозрачности рынка профессиональной уборки и технической эксплуатации остается для ведомства одной из приоритетных.

Мало того, налоговики более пристально отнесутся и к самим клиентам этих недобросовестных ФМ- предпринимателей, ведь в процесс вовлечены обе стороны. И заказчик, в свою очередь, сознательно способствует нарушению поставщиком услуг налогового, трудового и миграционного законодательства.

Вместе с тем в отношении организаций, которые подписали Этическую хартию, продекларировав курс на «обеление», до конца первого квартала 2019 года включен режим благоприятствования без выездных проверок. При положительной динамике предыдущие налоговые периоды контролироваться не будут.

Конечно же, процесс «обеления» для многих будет болезненным. Ведь ФМ-компаниям надо еще доисполнить контракты, подписанные в прошлом году по старым расценкам. В случае же расторжения им грозят штрафные санкции. А если клиенты, испугавшись роста цен на услуги, и вовсе уйдут от них? Безусловно, есть и такие риски, но они временные, а вот налоги уже вещь неизбежная и долгосрочная. Причем не только для данной отрасли.

Чистое будущее

Несмотря на всю волнительную обстановку, сложившуюся сейчас на ФМ-рынке, эти услуги востребованы и перспективны. А предпринимателю-новичку следует изначально настроить свой бизнес-план на «белую» схему, так как по-другому работать уже будет затруднительно. Безусловно, это потребует гораздо больших стартовых инвестиций, чем, скажем, несколько лет назад. Поэтому нужно быть к этому готовым.

Тотальная экономия ФМ-компаний ради достижения демпинговых цен привела к снижению квалификации персонала, их профессионализма и, соответственно, качества услуг. Будущее за теми, кто готов инвестировать в обучение мастеров клининга, ведь современные технологии не стоят на месте. Значит, надо развиваться вместе с ними. Внедрение цифровых технологий и роботизация станет серьезным конкурентным преимуществом перед остальными.

Кстати, уже в этом году в России стартуют продажи инновационной поломоечной машины KIRA В50. Это автономный робот на 50 л, для управления которой не нужен оператор (только для настройки), предназначен для уборки разных по размеру площадей. После завершения уборки KIRA сама возвращается на базу для автоматического слива грязной воды, очистки бака, подзарядки и заправки рабочим раствором. И KIRA снова убирать готова.

Экологическая ответственность также является одним из конкурентных преимуществ для компании, которая решила обосноваться на рынке надолго. Такой подход будет очень востребован в будущем.

Роботы – это, конечно же, большой прогресс, но и человеческого отношения еще никто не отменял. Индивидуальный подход к каждому заказчику, точное представление о том, какие услуги и когда ему нужны, – также является залогом успеха в ФМ-бизнесе. То есть важны еще и навыки тактичного общения.

Таким образом, рано или поздно ФМ-индустрия избавится от следов прошлого, станет прозрачной и будет спокойно развиваться, превращая пространство вокруг себя в экологически чистое.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться