Объем рынка товаров для животных составил почти 200 млрд рублей

Отечественному зообизнесу неполных 30 лет, тем не менее эксперты называют его перспективным, рентабельным и устойчивым к кризису. Как оказалось, россияне не экономят не только на детях, но и на домашних питомцах. Так, темпы роста продаж в категории кормов для животных в прошлом году были в 4 раза выше, чем в целом в рознице.
Потребительский рынок / 21 апреля 2019, 14:10
Объем рынка товаров для животных составил почти 200 млрд рублей

Молодой и рьяный

Зооиндустрия в советские времена практически отсутствовала. В магазинах можно было купить разве что корм для рыбок и попугайчиков да кожаные ошейники с поводками для собак. Альтернативной торговой площадкой тогда выступали «птичьи рынки», где ассортимент при всей своей скудости был несколько шире. Вместо кошачьих туалетов с наполнителем в ту пору использовали ящики с песком или коробки с газетами. Специализированного зоопитания также не было, а кормили животных тем, что ели сами. Поэтому неискушенные граждане, попадая зарубеж, нередко принимали собачьи консервы за еду, пригодную для человека. Так что зооиндустрия, которая стала формироваться в России чуть более 25 лет назад, стартовала фактически с нуля.

За столь короткий период отрасль совершила настоящий прорыв. По подсчетам Euromonitor International, объем продаж только кормов для животных в России в прошлом году превысил 182 млрд руб., что на 13 млрд больше, чем в 2017-м. И даже в кризисный 2015-й рынок зоопитания оставался в плюсе, лишь немного замедлив свое развитие.

Однако потребительский зоорынок не ограничивается лишь продуктами питания. Домашним питомцам нужно еще многое другое: лотки-туалеты и их наполнители, витамины, лекарства, услуги ветеринаров, грумеров, зоотакси, а также целый набор аксессуаров в зависимости от вида животного: переноски, лежанки, домики, когтеточки, одежда и обувь, щетки для расчесывания, тоннели, качели, клетки, игрушки и пр. И в этом непищевом сегменте в прошлом году «набежало» прилично – около 17 млрд руб.

Таким образом, объем всего отечественного зоорынка, включая съедобное и несъедобное, составил в прошлом году около 200 млрд руб. Эксперты полагают, что к 2023 году эта цифра может достичь 300 млрд ну а потенциал отечественной зооиндустрии на текущий момент оценивается в сумму около 400 млрд. Значит, в перспективе – только светлое будущее и курс на развитие.

В сегменте кормов для животных безусловными лидерами выступают западные компании, что неудивительно, так как именно они первыми представили их на нашем рынке, а затем организовали производство на территории страны. Например, до 75% продаж кормов для кошек приходится на две крупные компании – Mars (бренды Royal Canin, Whiskas, Kitekat, Pedigree) и Nestle (бренды Friskies, Purina, Felix). Отечественные производители также развивают это направление, делая ставку на натуральность питания и отсутствие каких-либо искусственных добавок, что делает их продукцию вполне конкурентоспособной.

Что касается несъедобного сегмента, то здесь российские предприниматели, безусловно, господствуют. На рынке множество предложений разнообразных домиков с когтеточками для кошек, лежанок для собак, наполнителей для туалетов и клеток, посуды, одежды и др. Наши производители подчеркивают экологичность и безопасность своей продукции, что в духе мирового тренда.

У отечественного зообизнеса обширная аудитория, ведь в стране насчитывается около 34 млн кошек (3-е место в мире) и почти 19 млн собак (5-е место в мире). Россияне держат также птиц, рыб, грызунов, кроликов, рептилий и прочих экзотов. Но рулят отраслью, конечно же, кошки с собаками. Более половины этой хвостатой «армии» питаются промышленными кормами. И в перспективе это направление будет только расти.

Появляются и новые сервисы: доставка кормов на дом, услуги по выгулу собак, передержка и даже служба знакомств.

Кабинет Айболита

И еще один сервис, без которого уж точно питомцам всех видов не обойтись, –ветеринарные услуги. Животные, как и люди, болеют, плюс им нужны регулярные профилактические осмотры и прививки. Рассмотрим возможности и перспективы для предпринимателя в данной нише. Заметим, что обязательных законодательных требований в ветеринарии нет, за исключением правил хранения лекарственных средств, утвержденных Минсельхозом в приказе № 145 от 15 апреля 2015 года.

Полезным пособием для предпринимателя при открытии веткабинета, а также в вопросах его оснащения может послужить ГОСТ, созданный Союзом представителей зообизнеса, который объединяет производителей лекарств, кормов, одежды, аксессуаров, ветеринарные клиники, торговые организации, кинологов и фелинологов. Подчеркнем, что эти стандарты необязательны, а носят скорее рекомендательный характер.

Ветеринарное дело – бизнес, требующий серьезных стартовых инвестиций, плюс ко всему он долгоокупаемый. На чистую прибыль можно выйти лишь спустя несколько лет, причем в случае успешной работы с наработанной базой постоянных клиентов.

Развивать свое дело возможно в двух форматах: частного веткабинета или клиники. Для первого варианта бизнесмену лучше быть самому ветеринаром, что упростит получение лицензии на этот род деятельности, а зарегистрироваться будет выгоднее как ИП. Для организации веткабинета вполне достаточно площади в 20 кв. м и набора базовых услуг, ориентированных, прежде всего, на собак и кошек – драйверов зооиндустрии.

Организация ветеринарной клиники потребует значительно больших инвестиций, так как и спектр оказываемых услуг будет более широким. Потребуется оборудование для УЗИ, кардиографии, рентген, лаборатория для забора крови, в том числе и биохимии, а также квалифицированные специалисты: терапевты, хирурги, дерматологи, офтальмологи. Причем кошками и собаками тут не ограничишься, нужны профессионалы узкого профиля: от орнитологов до ратологов.

Пять звезд для кота

И еще есть возможность для бизнеса занять свою нишу на зоорынке. Близится пора отпусков, и владельцы домашних животных подчас не знают, куда на время определить своего любимца. Как вариант – друзья, соседи, родственники, но у них – свои заботы, плюс нет никаких гарантий, что за время отсутствия с животным ничего не случится.

Есть более цивилизованный способ – организация гостиниц для животных. Причем современные средства связи позволяют хозяину наблюдать за своим питомцем 24 часа онлайн из любой точки мира.

Главная проблема этого бизнеса состоит в выборе помещения. Допустим, предприниматель решил организовать отель для кошек и собак. В условиях города вряд ли такая деятельность будет возможна. А идеальным вариантом может стать загородный дом с достаточной территорией для выгула животных.

Понадобиться также компетентный ветеринар, желательно, чтобы он со своим сменщиком круглосуточно дежурил на точке, плюс нужен доступ к интернету и бесперебойный канал связи с заказчиком.

А еще этот бизнес сезонный, пик которого приходится на лето и новогодние каникулы, значит, стоит учитывать и возможные простои в межсезонье.

И в заключение стоит сказать, что зообизнес в России обосновался надолго. Готовые корма удобны и экономят время, а разнообразные аксессуары радуют как хозяев, так и их питомцев.




Также в рубрике

  • Каковы перспективы интеграции России и Белоруссии в свете последних событий? Насколько реальна перспектива разрыва экономических и других связей между двумя государствами? Об этом рассуждают эксперты в рамках очередного заседания «Клуба Фингазеты».
    Политэкономика13 августа 2020, 10:38
  • Российская Премьер-лига стартовала со скандалов. Кто пострадал от судейских ошибок и чем это чревато, рассказываем в нашем материале.
    Матчи12 августа 2020, 16:34
  • Компания Moderna Inc. заключила соглашение с американскими властями на поставку 100 млн доз экспериментальной вакцины от COVID-19. Общая стоимость партии – более 1,5 млрд долларов.
    Мировая экономика12 августа 2020, 15:24
  • Столичные власти выработали порядок переселения всех жителей Москвы из домов, попавших в программу реновации.
    Недвижимость12 августа 2020, 14:19
  • Автоматизация бизнеса не просто тренд нашего времени, но и необходимый инструменты для привлечения клиентов, продаж и аналитики.
    Мероприятия12 августа 2020, 13:50