Объем рынка товаров для животных составил почти 200 млрд рублей

Объем рынка товаров для животных составил почти 200 млрд рублей

Отечественному зообизнесу неполных 30 лет, тем не менее эксперты называют его перспективным, рентабельным и устойчивым к кризису. Как оказалось, россияне не экономят не только на детях, но и на домашних питомцах. Так, темпы роста продаж в категории кормов для животных в прошлом году были в 4 раза выше, чем в целом в рознице.
Потребительский рынок / Елена Пылаева 21 Апр 2019, 14:10
Объем рынка товаров для животных составил почти 200 млрд рублей

Молодой и рьяный

Зооиндустрия в советские времена практически отсутствовала. В магазинах можно было купить разве что корм для рыбок и попугайчиков да кожаные ошейники с поводками для собак. Альтернативной торговой площадкой тогда выступали «птичьи рынки», где ассортимент при всей своей скудости был несколько шире. Вместо кошачьих туалетов с наполнителем в ту пору использовали ящики с песком или коробки с газетами. Специализированного зоопитания также не было, а кормили животных тем, что ели сами. Поэтому неискушенные граждане, попадая зарубеж, нередко принимали собачьи консервы за еду, пригодную для человека. Так что зооиндустрия, которая стала формироваться в России чуть более 25 лет назад, стартовала фактически с нуля.

За столь короткий период отрасль совершила настоящий прорыв. По подсчетам Euromonitor International, объем продаж только кормов для животных в России в прошлом году превысил 182 млрд руб., что на 13 млрд больше, чем в 2017-м. И даже в кризисный 2015-й рынок зоопитания оставался в плюсе, лишь немного замедлив свое развитие.

Однако потребительский зоорынок не ограничивается лишь продуктами питания. Домашним питомцам нужно еще многое другое: лотки-туалеты и их наполнители, витамины, лекарства, услуги ветеринаров, грумеров, зоотакси, а также целый набор аксессуаров в зависимости от вида животного: переноски, лежанки, домики, когтеточки, одежда и обувь, щетки для расчесывания, тоннели, качели, клетки, игрушки и пр. И в этом непищевом сегменте в прошлом году «набежало» прилично – около 17 млрд руб.

Таким образом, объем всего отечественного зоорынка, включая съедобное и несъедобное, составил в прошлом году около 200 млрд руб. Эксперты полагают, что к 2023 году эта цифра может достичь 300 млрд ну а потенциал отечественной зооиндустрии на текущий момент оценивается в сумму около 400 млрд. Значит, в перспективе – только светлое будущее и курс на развитие.

В сегменте кормов для животных безусловными лидерами выступают западные компании, что неудивительно, так как именно они первыми представили их на нашем рынке, а затем организовали производство на территории страны. Например, до 75% продаж кормов для кошек приходится на две крупные компании – Mars (бренды Royal Canin, Whiskas, Kitekat, Pedigree) и Nestle (бренды Friskies, Purina, Felix). Отечественные производители также развивают это направление, делая ставку на натуральность питания и отсутствие каких-либо искусственных добавок, что делает их продукцию вполне конкурентоспособной.

Что касается несъедобного сегмента, то здесь российские предприниматели, безусловно, господствуют. На рынке множество предложений разнообразных домиков с когтеточками для кошек, лежанок для собак, наполнителей для туалетов и клеток, посуды, одежды и др. Наши производители подчеркивают экологичность и безопасность своей продукции, что в духе мирового тренда.

У отечественного зообизнеса обширная аудитория, ведь в стране насчитывается около 34 млн кошек (3-е место в мире) и почти 19 млн собак (5-е место в мире). Россияне держат также птиц, рыб, грызунов, кроликов, рептилий и прочих экзотов. Но рулят отраслью, конечно же, кошки с собаками. Более половины этой хвостатой «армии» питаются промышленными кормами. И в перспективе это направление будет только расти.

Появляются и новые сервисы: доставка кормов на дом, услуги по выгулу собак, передержка и даже служба знакомств.

Кабинет Айболита

И еще один сервис, без которого уж точно питомцам всех видов не обойтись, –ветеринарные услуги. Животные, как и люди, болеют, плюс им нужны регулярные профилактические осмотры и прививки. Рассмотрим возможности и перспективы для предпринимателя в данной нише. Заметим, что обязательных законодательных требований в ветеринарии нет, за исключением правил хранения лекарственных средств, утвержденных Минсельхозом в приказе № 145 от 15 апреля 2015 года.

Полезным пособием для предпринимателя при открытии веткабинета, а также в вопросах его оснащения может послужить ГОСТ, созданный Союзом представителей зообизнеса, который объединяет производителей лекарств, кормов, одежды, аксессуаров, ветеринарные клиники, торговые организации, кинологов и фелинологов. Подчеркнем, что эти стандарты необязательны, а носят скорее рекомендательный характер.

Ветеринарное дело – бизнес, требующий серьезных стартовых инвестиций, плюс ко всему он долгоокупаемый. На чистую прибыль можно выйти лишь спустя несколько лет, причем в случае успешной работы с наработанной базой постоянных клиентов.

Развивать свое дело возможно в двух форматах: частного веткабинета или клиники. Для первого варианта бизнесмену лучше быть самому ветеринаром, что упростит получение лицензии на этот род деятельности, а зарегистрироваться будет выгоднее как ИП. Для организации веткабинета вполне достаточно площади в 20 кв. м и набора базовых услуг, ориентированных, прежде всего, на собак и кошек – драйверов зооиндустрии.

Организация ветеринарной клиники потребует значительно больших инвестиций, так как и спектр оказываемых услуг будет более широким. Потребуется оборудование для УЗИ, кардиографии, рентген, лаборатория для забора крови, в том числе и биохимии, а также квалифицированные специалисты: терапевты, хирурги, дерматологи, офтальмологи. Причем кошками и собаками тут не ограничишься, нужны профессионалы узкого профиля: от орнитологов до ратологов.

Пять звезд для кота

И еще есть возможность для бизнеса занять свою нишу на зоорынке. Близится пора отпусков, и владельцы домашних животных подчас не знают, куда на время определить своего любимца. Как вариант – друзья, соседи, родственники, но у них – свои заботы, плюс нет никаких гарантий, что за время отсутствия с животным ничего не случится.

Есть более цивилизованный способ – организация гостиниц для животных. Причем современные средства связи позволяют хозяину наблюдать за своим питомцем 24 часа онлайн из любой точки мира.

Главная проблема этого бизнеса состоит в выборе помещения. Допустим, предприниматель решил организовать отель для кошек и собак. В условиях города вряд ли такая деятельность будет возможна. А идеальным вариантом может стать загородный дом с достаточной территорией для выгула животных.

Понадобиться также компетентный ветеринар, желательно, чтобы он со своим сменщиком круглосуточно дежурил на точке, плюс нужен доступ к интернету и бесперебойный канал связи с заказчиком.

А еще этот бизнес сезонный, пик которого приходится на лето и новогодние каникулы, значит, стоит учитывать и возможные простои в межсезонье.

И в заключение стоит сказать, что зообизнес в России обосновался надолго. Готовые корма удобны и экономят время, а разнообразные аксессуары радуют как хозяев, так и их питомцев.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться