«Хвойный» бизнес: легальные производители посадочного материала

«Хвойный» бизнес: легальные производители посадочного материала

Хвойные деревья и кустарники разных размеров и геометрий прочно и надолго обосновались в нашем жизненном пространстве. Вечнозелеными декорируют торгово-развлекательные комплексы, бизнес-центры, городские площади, парки, загородные дома, дачные участки. Спрос на качественные экземпляры показывает стабильный рост. Таким образом выращивание и продажа хвойников является серьезным бизнесом, приносящим высокую прибыль.
Потребительский рынок / Елена Пылаева 27 Апр 2019, 21:15
«Хвойный» бизнес: легальные производители посадочного материала

Ливанский кедр для Сибири

Хвойные растения относятся к декоративным культурам, посадочный материал для которых выращивают в питомниках, наряду с плодово-ягодным сегментом и цветами. А завоевывать российские просторы они начали в 90-е годы. Тогда в стране массово открывались офисы и представительства западных компаний, которые облагораживали прилегающую территорию по-европейски, в том числе с помощью хвойных деревьев и кустарников. Появился спрос на эти растения и со стороны крупных отечественных компаний, банков и частных заказчиков, проживающих в загородных домах. Хвойные растения, высаженные с соблюдением правил ландшафтного дизайна, демонстрировали успех, богатство и статусность своего владельца.

С приходом в Россию западных садовых гипермаркетов и у простых россиян появилась возможность познакомиться с этими растениями. Не ослабевает интерес к хвойникам и в наши дни. Редкое озеленение, которое сейчас в тренде, как небольшого городка, так и мегаполиса, обойдется без их участия.

Стабильно растущий спрос на рынке – чем не благодатная почва для отечественного бизнеса развить собственное производство хвойного посадочного материала? Однако не все так просто. Все сегменты легального российского питомниководства сейчас испытывают серьезные затруднения, зато «серый» и даже «черный» рынок посадочного материала процветает. По оценкам экспертов, в тени «трудится» до 2/3 нелегалов. Этот сектор не платит налоги, не сертифицирует продаваемую продукцию, а при ввозе в страну растений, в том числе не занесенных в Госреестр, использует нелегальные схемы, нарушая тем самым законодательство.

Неудивительно, что при таком подходе торговцы закупают в Европе самый дешевый посадочный материал, и нередко это выбраковка и «неликвиды». А свой низкокачественный ассортимент «теневики» потом реализуют через такие же нелегальные каналы продаж: «серые» питомники, садовые центры, рынки, обочины дорог. Как правило, они прикрываются вывеской «питомник», не имея к производству посадочного материала никакого отношения. Тем не менее на такую «удочку» потребитель хорошо «клюет», покупая обреченное на гибель растение. Ну а самой рискованной торговой площадкой эксперты называют интернет, где продаются даже семена ливанского кедра, которые вряд ли вообще прорастут при нашем-то климате.

Таким образом легальное питомниководство существует сейчас на рынке в условиях недобросовестной конкуренции, испытывая серьезное давление со стороны нелегалов. Что же делать официальным участникам рынка в сложившейся ситуации? Конечно же, объединиться с подобными честными игроками, чтобы совместными силами дать отпор «теневикам».

Питомник в разрезе

На текущий момент в Ассоциацию производителей посадочного материала (АППМ) входят 148 питомников на территории 40 субъектов РФ, общая площадь которых составляет более 15 тыс. га. Однако для удовлетворения внутренней потребности в саженцах всех видов необходимо, по крайней мере, 2,2 тыс. точек на 62 тыс. га. Заметим, что в крошечной Голландии насчитывается 5 тыс. питомников.

Надо сказать, что не в каждом из упомянутых 145-ти хозяйствах занимаются хвойными растениями. А те питомники, которые разрабатывают это направление, выращивают и другой посадочный материал. Приведем ряд примеров. Так, Агрофирма «Современный декоративный питомник» основана в 1996 году и находится в 35 км от Москвы, занимая площадь 6 га. Специализируется компания на лиственных деревьях и хвойных растениях высокого качества. В питомнике налажен полный цикл выращивания саженцев – от семечки и черенка до посадочного материала среднего и крупного размера. Растения пересаживаются каждые 3–4 года, что позволяет получить компактную корневую систему с небольшим земляным комом. Заметим, что это немецкий опыт, который был успешно перенят.

А вот питомник «Вилла-Планта», который располагается в 150 км от Пскова, специализируется на озеленении загородных объектов и городских территорий. В его активе все виды ландшафтных работ плюс на площади в 2 га произрастает более 700 растений, адаптированных к условиям Северо-Западного региона, включая хвойники. Компания закупает посадочный материал в лучших питомниках Европы, а также у коллекционеров и садоводов Санкт-Петербурга и Ленобласти.

В суровом климате Урала и Сибири даже самые качественные импортные образцы вряд ли выживут. Поэтому в Тюменском питомнике «Ахмечет», основанном в 2000 году, делают ставку на морозо- и зимостойкие растения. Наряду с декоративными и плодово-ягодными кустарниками там выращивают хвойники местных пород: ель колючую, пихту и кедр сибирский, а также вечнозеленые кустарники.

Некоторые питомники занимаются доращиванием хвойных растений, то есть у проверенных производителей сеянцев закупают их продукцию, а потом доводят ее до зрелого возраста и товарного вида. Заметим, что цена хвойника зависит от его возраста, типа, а иногда и высоты. Так, цена саженца горной сосны 3–4-летки начинается от 700 руб., а кедра в возрасте 5 лет – более 2,5 тыс. руб. Или же туя западная «Брабант» ростом 100–125 см стоит 1,4 тыс. руб., а крупномер 600–650 см – уже около 130 тыс. руб.

Возможные риски

Предприниматели любят хвойные растения и по возможности стараются их выращивать в своих питомниках. Они приносят более высокий доход, чем фруктовые деревья, ягодные кустарники или цветы.

Таким образом, разнообразный ассортимент, способный соответствовать разным запросам заказчиков, сопутствующие услуги, а также адаптированность растений к местному климату – залог успеха питомника. Южным экзотам вряд ли понравятся условия произрастания в средней полосе – как говорится, где родился, там и сгодился.

Предпринимателю, который решил открыть свое производство посадочного материала, следует учитывать высокую зависимость этого бизнеса от погодных условий. Особого ухода требуют нежные сеянцы, которые даже от легкого заморозка могут погибнуть. На зиму их надо обязательно прикрыть, а по весне снять защиту от холодов, чтобы они не подопрели. Другой риск – болезни и вредители, с которыми надо своевременно и эффективно бороться.

И еще одна проблема – дефицит квалифицированных кадров, ведь организация питомника дело коллективное, требующее усилий со стороны профессионалов: агротехников, биологов, мелиораторов, строителей, дизайнеров и др.

Как говорят эксперты, наш рынок посадочных материалов находится еще на «дикой» стадии. Легальные игроки пока проигрывают «теневикам». Перспективы бизнеса во многом зависят от политики государства и изменений в законодательстве по данному вопросу. Хочется верить, что позитивные сдвиги рано или поздно произойдут.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться