Отечественные мороженщики к сезону готовы

Отечественные мороженщики к сезону готовы

Производители и продавцы мороженого уже вступили в свою самую желанную пору, а именно высокий сезон, который будет длиться вплоть до августа.
Потребительский рынок / Елена Пылаева 13 Май 2019, 15:00
Отечественные мороженщики к сезону готовы

Особенность этого рынка состоит в том, что как крупные игроки, так и представители малого бизнеса вполне себе мирно уживаются на одной «поляне». Ведь у каждого из них – свой потребитель, для которого они в этом году подготовили немало предложений, в том числе и весьма авангардных.

Факторы роста

Прошлый год для отрасли мороженого и замороженных десертов оказался успешным. Как свидетельствует Росстат, производство данной продукции составило более 439 тыс. т, что на 12% больше, чем в 2017 году. Абсолютными рекордсменами выступили Южный и Приволжский ФО, прибавив 18% и 34% соответственно. Эксперты называют две главные причины такого взлета: жаркое лето по сравнению с провальным из-за холодов и дождей сезоном 2017-го и всемирный праздник футбола – мундиаль, в связи с которым даже появилось особое эскимо – мяч в вафлях на палочке.

Скорее всего, итоги нынешнего года окажутся скромнее и покажут привычные для отрасли 3–4%. Но и для достижения этих показателей мороженщикам пришлось поработать усердно, ведь холодный десерт – товар сезонный: рост продаж начинается в марте и уже в сентябре они падают. Небольшой всплеск наблюдается перед Новым годом, но он незначителен – порядка 10% по сравнению с октябрем. Таким образом все межсезонье производители активно трудятся над обновлением ассортимента, «колдуют» над новыми вкусами, формами и упаковкой, которую стараются адресовать конкретному потребителю.

Доля импортного мороженого на нашем рынке ничтожно мала – 3%. Значит, отечественным производителям принадлежит остальные 97%? Так, но не совсем. Правит мороженым «балом» России транснациональная корпорация Nestle, захватившая более 50% рынка, скромнее показатели у Unilever и Baskin Robbins. Почти 100-процентная локализация производства, к которой не придерешься, плюс наш менеджмент, искусно аппелирующий к «тому самому вкусу детства» и советскому пломбиру за 48 копеек, сделали свое дело.

А что же наши игроки? Как оказалось, они тоже не дремлют. Так, настоящий прорыв совершила краснодарская ГК «Ренна» (бренд «Коровка из Кореновки») и занимает теперь на рынке почти 9%. Надо сказать, что компания производит и другую «молочку», включая сгущенку, однако самый новый и молодой проект – «мороженое» – стал наиболее успешным. Кстати, он был запущен с 5 млн рублей и окупился уже через рекордные два месяца. А ставка была сделана на продукцию из натуральных сливок в виде пломбира в вафельных стаканчиках и рожках, эскимо и семейной упаковки. Теперь этот бренд хорошо узнаваем не только в регионах, но и в столице.

Москва диктует моду

Именно Москву мороженщики избрали в качестве своей экспериментальной площадки, где тестируются новые, порой экстравагантные вкусы продукта, а также придумываются необычные форматы заведений, где можно его попробовать. После удачного «проката» той или иной идеи подобная программа запускается в Санкт-Петербурге, в случае успеха уже транслируется по мегаполисам, а затем распространяется по регионам.

Кстати, москвичи остаются верными своим вкусовым предпочтениям вот уже многие годы. Три позиции: мороженое в стаканчике пломбир, крем-брюле и шоколадное – в топе продаж. Именно на эту продукцию прежде всего ориентируются крупные игроки. Однако и для малого бизнеса нашлось свое место на рынке – так называемое нишевое мороженое, которое не отличается большими объемами производства, но зато приносит высокую прибыль.

Так, ГК «My Gelato», продукцию которой закупают 150 столичных ресторанов и кафе, делает ставку не только на топовые вкусы (ваниль, фисташка, клубника, шоколад), но и на свою «фишку» – мороженое с горгондзолой (острым итальянским сыром). Этот немассовый продукт продается также в торговых сетях премиум-класса. Или же другой пример – клуб «Чайная высота», креативные предприниматели которого создали мороженое из чая. Двигаясь со скоростью 12–15 сортов в год, сейчас компания вышла на ассортимент из 150 позиций.

Настоящие баталии между участниками рынка разворачиваются за право продажи в нестационарных торговых объектах (НТО) в киосках и с тележек. Сейчас процедура получения такого места предельно упрощена, надо только подать заявку на участие в аукционе и торгуйся себе на здоровье онлайн. В среднем на один лот приходится 5–6 участников, но есть и свой рекордсмен. Так, в прошлом году на НТО на Чистых прудах было 15 желающих.

Холодный расчет

На первый взгляд может показаться, что россияне лакомятся мороженым чуть ли ни на каждом шагу: на улицах, в парках, в кафе, ресторанах и кинотеатрах, в машинах и верхом на велосипедах – причем как летом, так и зимой. Соответственно, и потребление этого продукта в сравнении с другими странами должно быть на достаточно высоком уровне. Однако это вовсе не так. В мировом рейтинге Россия занимает лишь 25-е место, а среднедушевое потребление в целом по стране составляет неполных 3 л в год. И даже наши абсолютные лидеры в лице Москвы, Санкт-Петербурга и Сибирского региона – 3–4 л – не могут повлиять на статистику.

А мировым лидером по поеданию мороженого является Новая Зеландия – более 26 л на человека в год. Очень близки к первому месту США – более 24 л. По всей вероятности, еще и потому, что этот продукт входит в ежедневный рацион американских солдат, а за каждой дивизией закреплена своя мобильная фабрика по производству мороженого. И, наконец, тройку лидеров замыкает Австралия с показателем около 18 л.

Так в чем же причина нашего 25-места? Давайте разбираться. По статистике, чуть более 10% россиян включают мороженое в свой ежедневный рацион, а для остальных оно все еще остается лакомством и, как правило, результатом спонтанной покупки. Плюс ко всему 40 млн россиян вообще его не едят по разным причинам: нельзя сладкого, боятся прибавить в весе, не хватает денег на еду (какое уж тут мороженое?).

Как утверждают аналитики, в стране около 20 млн бедных и их число в перспективе будет только расти (впрочем, как и цены на мороженое, которые с 2013-го показывают ежегодный прирост около 13%). Значит, при грубом подсчете остается почти 20 млн человек более-менее платежеспособных, внимание которых мороженщики могут привлечь к своей продукции, собственно, они этим уже активно занимаются.

Для диабетиков производители снижают жирность продукта и заменяют сахарозу на стевиозиды. Для не переносящих лактозу уже создано безлактозное мороженое. Курс на здоровое питание взяла компания «Русский Холод», разработав мороженое с волокнами цикория, полезными для пищеварения, а «Новосибхолод» – пломбир 12% на кедровом молоке с кедровым орехом. У «Гулливера» же свой десерт – мороженое с лакто и бифидо бактериями и пломбир на фруктозе. А «Бест Ингредиентс» производит йогуртное мороженое с пребиотиком, стимулирующим кишечную флору.

Так что креативу и изобретательности мороженщиков могут позавидовать и другие отрасли. Единственное, что может им подпортить настроение, так это погода и падение доходов населения, которому будет уж точно не до горгондзолы.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться