В России не хватает детских выездных лагерей

В России не хватает детских выездных лагерей

Как известно, 2019 год объявлен Годом детского туризма в России в рамках Плана мероприятий Десятилетия детства (2018–2027). Цель, безусловно, благая – популяризация данного вида отдыха, формирование у подрастающего поколения здорового образа жизни, а также приобщение к историко-культурному наследию и природным ценностям страны.
Потребительский рынок / Елена Пылаева 18 Май 2019, 18:00
В России не хватает детских выездных лагерей

Назначены и свои ответственные структуры в лице Минкультуры, Минпросвещения, Минспорта, Росмолодежи и региональных властей.

Взрослые проблемы детского туризма

В перспективе – большой проект, на котором будет отрабатываться государственно-частное партнерство при строительстве лагерей в Нижегородской области. А в целом по стране таких площадок будет 700. Суть состоит в том, что новые объекты будут возводиться всего за полгода из быстро сооружаемых конструкций, что позволит за 220 млн руб. построить сезонный лагерь, рассчитанный на 800 детей в летние смены. Но все это в планах, что же происходит с уже существующим лагерным «фондом»?

По оценке Союза организаторов детского активного туризма (СОДАТ), в прошлом году по всей России насчитывалось порядка 46 тыс. лагерей. На первый взгляд цифра вроде бы впечатляющая, но требующая уточнения: 85% из этого числа приходится на так называемые пришкольные лагеря, которые нередко находятся в черте города. Таким образом, выездные на природу объекты занимают лишь скромные 15%, куда входят как круглогодичные, так и сезонные. Причем ежегодно по одному-два таких лагеря закрываются. Главная причина происходящего – серьезная недофинансированность этого вида детского отдыха.

Также организаторам детского отдыха иногда приходится лавировать между подчас взаимоисключающими положениями в существующем законодательстве. Так, по требованию СанПиНа, в палаточном лагере должен обязательно находиться медработник. Тогда как по закону о здравоохранении таковым может называться лицо, работающее в лицензированном медучреждении. Однако палаточный лагерь нельзя назвать таким объектом, так как в нем нет зданий, строений и сооружений.

Или же другое противоречие. По требованию Роспотребнадзора, по периметру ограждения лагеря лес должен быть расчищен на глубину нескольких десятков метров, в то время как Лесной кодекс запрещает подобную деятельность и рассматривает эти действия как преступление.

Плюс ко всему бизнес, который в принципе мог бы поправить ситуацию своими инвестициями, не очень охотно идет в сегмент детского отдыха по причине его низкой маржинальности, но при этом огромной ответственности и повышенного внимания к ведению дела со стороны контролирующих структур.

Походный бизнес

Несмотря на перечисленные негативные факторы, интерес к активному детскому отдыху внутри России растет. А на рынке даже сложилась ситуация, когда спрос на эти услуги значительно превышает число качественных и безопасных предложений, что само по себе может стать стимулом для дальнейшего развития данного направления.

Впрочем, оно уже сейчас активно развивается, принося (как это не покажется странным) прибыль своим организаторам. Рассмотрим слагаемые успеха проекта под названием «Большое приключение», которое позиционируется как сетевой детский туризм с площадками в Карелии, Подмосковье, а с этого года и в Краснодарском крае. Крепкий имидж семейного предприятия заложил еще в конце 80-х годов прошлого века известный путешественник Дмитрий Шпаро, который первым в мире добрался до Северного полюса на лыжах. А его сын Матвей в начале 2000-х, вдохновленный посещением детского туристического лагеря на границе США и Канады, решил создать в России нечто подобное, и, похоже, ему это удалось.

Со стартовыми вложениями в 2000-м году помогла тогда компания KODAK, которая по случаю 100-летнего юбилея своего присутствия на российском рынке, решила инвестировать в проект порядка $30 тыс., правда, в те времена он имел чисто экологическую направленность, но сейчас это уже не суть важно. Главное, эти средства поспособствовали рывку в развитии активного детского туризма, причем не только летнего, но и круглогодичного.

Поясним. Высокий сезон у всех детских лагерей – три летних месяца. В случае если они стационарные, то и зимние каникулы. Стоимость путевок и зимой, и летом приблизительно на одном и том же (высоком) уровне. Особой «фишкой» Карельского «Большого Приключения» зимой является лыжное путешествие на собачьих упряжках, состоящих из дружелюбных сибирских хаски и чукотских ездовых. Ребята с усердием ухаживают за собаками, кормят их, учатся их запрягать. В зимней программе также занятия ледолазанием.

Компании, которые уже успешно работают на рынке детского туризма, продумывают свои активности и в межсезонье: весенне-осенние месяцы, чтобы за это время по прибыли сильно не уйти в минус. На руку предпринимателям «скользящие» четвертные школьные каникулы, ведь нет уже привычного единообразия в их сроках, скажем, с 1 по 7 ноября по всей стране, и это бизнес может использовать. Плюс майские каникулы становятся все более актуальными: свободные от учебы школьников дни Первомая и по случаю Дня Победы. А еще можно эффективно использовать даже выходные дни для «переключки» детей с напряженной учебы и зависимости от гаджетов на другую деятельность, полезную для их здоровья.

Есть и другие игроки на рынке, а именно, «Остров героев» на территории Валдайского заповедника. Здесь организаторы детского отдыха постарались максимально приблизить условия проживания в палаточном лагере к стационарному или даже пансионатному отдыху: территория освещается в вечернее время, в душевых всегда есть горячая вода. Да и тематика занятий самая разнообразная: альпинизм, байдарки, туристические навыки и походы плюс спортивные игры, стрельба из лука, баскетбол, волейбол, футбол, пейнтбол и др.

Кадры решают все

Решение главной задачи лагеря – оздоровление детей, приобретение ими новых навыков и самостоятельности в условиях их безопасности невозможно без слаженной работы целого коллектива профессионалов: поваров, медиков, психологов, вожатых, инструкторов. Особенно в полевых условиях по большей части это индивидуальная работа, где на каждого ребенка-новичка приходится до пяти взрослых.

В преддверии сезона персонал проходит необходимый инструктаж, каждый по своей специальности. Так, даже вожатым нужно пройти тест по физической подготовке, ведь ловкий, активный и умелый руководитель отряда заслужит больше доверия и авторитета у ребят, чем неспортивный и безынициативный.

Во внутреннем распорядке каждого лагеря царят свои уклады и традиции. Действуют и свои запреты на время пребывания в активном лагере, о которых заранее информируют и детей, и их родителей. Как правило, не разрешается брать с собой дорогостоящие гаджеты, планшеты, ноутбуки, так как заряжать в полевых условиях их попросту будет негде. Ну а девочкам-модницам придется оставить дома свои ювелирные украшения, ведь в походе они могут легко потеряться.

Итак, в стране взят курс на развитие детского туризма. Однако одними декларациями вопрос не решить. Необходимо приведение к единым нормам законодательства, реальные пути решения вопроса со стороны государства, тогда и бизнес более заинтересованно подставит свое плечо.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться