Контрафактный рынок ювелирных изделий в России в 8,3 раза больше

Контрафактный рынок ювелирных изделий в России в 8,3 раза больше

Мировые ювелирные дома озадачены тем, что у покупателей-миллениалов (родившихся после 1983 года) уже нет былого пиетета по отношению к бриллиантам и дорогостоящим ювелирным украшениям ради своего самоутверждения.
Потребительский рынок / Елена Пылаева 26 Май 2019, 22:00
Контрафактный рынок ювелирных изделий в России в 8,3 раза больше

Спрос смещается в категорию «бридж», а именно – серебра, имитации золота, полудрагоценных камней. Стоимость такой продукции ниже классической «ювелирки», но выше бижутерии. Именно этот сегмент растет со скоростью 6% в год. В России же совсем другая ювелирная «история» – отрасль падает вот уже пятый год подряд.

Затяжное падение

Легальный ювелирный бизнес испытывает сейчас серьезные затруднения. Об этом свидетельствуют результаты опроса 200 руководителей (собственники, ИП, директора), занятых в ювелирной отрасли, проведенного отраслевыми СМИ совместно с исследовательским центром «Ромус» в прошлом году.

80% опрошенных ощутили на своем бизнесе падение до 20% и более по отношению к 2017 году, причем все участники опроса заметили спад спроса на золотые украшения и три четверти – на серебряные. Среди причин происходящего предприниматели называют стагнацию экономики, обнищание населения, политику «закручивания гаек» со стороны государства.

Так, Федеральный закон № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» оказался для всего отечественного бизнеса своего рода «костью в горле», в том числе и для ювелиров. Напомним, что согласно его обновленному варианту при приобретении товара на сумму более 40 тыс. руб. наличными или более 100 тыс. руб. по карте покупатель должен предъявить паспорт, а продавец – передать полученные данные в РосФинМониторинг. А это – ведение дополнительной отчетности, где нет четких инструкции по правильному заполнению документов. Плюс ко всему и для клиента – разглашение своих личных данных – процедура не из приятных. Вместе с тем любые подозрения или даже намек в неисполнении новых правил продаж влекут за собой штрафы и блокировку банковских счетов предприятия.

Еще одной проблемой отрасли участники рынка называют особый статус ювелирных изделий, которые считаются валютной ценностью, что обязывает их тесно сотрудничать с пробирной инспекцией, которая подчас злоупотребляет вверенной ей в том числе и надзорной властью. Так, во время проведения выставки-ярмарки «УралЮвелир‑2018» трое инспекторов совершили несанкционированную проверку в отношении 57 представителей организаций и ИП, за что и поплатились. Суд Екатеринбурга признал их действия незаконными и оштрафовал каждого из фигурантов на 5 тыс. руб.

Плюс ко всему легальный бизнес буквально «обложен» налогами и пошлинами, присутствующими на всех этапах: от закупки металла и вставок до реализации конечному потребителю. Естественно, что все эти факторы значительно увеличивают конечную стоимость украшений, и, соответственно, дают «зеленый свет» более дешевому аналогу – нелегальному импорту, в основном из Китая. Таким образом честному бизнесу трудно конкурировать в создавшихся условиях, так как он становится малорентабельным. Проще вообще закрыться или же уйти в «тень», переключившись на «серые» схемы.

И вот сейчас ювелирный рынок пришел к неутешительному итогу: объем нелегального оборота составляет 50 млрд руб., а легального – порядка 6 млрд руб., то есть разница более чем в 8 раз. Как же теперь «вырулить» из сложившейся ситуации?

Законная метка

Решить проблему ювелирного контрафакта и защитить от него потребителя, впрочем, как и вывести на «чистую воду» нечистоплотного производителя, который намеренно завышает характеристики своей продукции, призвана маркировка, которая уже успешно работает в сегменте меховых изделий и алкоголя. Под нее попадают алмазы и бриллианты, рубины, сапфиры, изумруды, драгметаллы в виде порошка (платина, палладий), необработанные серебро и золото, монетарное золото и ювелирные изделия.

Для этих целей разработана государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (ГИИС ДМДК) на всех этапах их оборота: от недр до магазинного прилавка, которая сейчас активно совершенствуется в рамках эксперимента. А в случае принятия поправок в закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», разработанных Минфином, маркировка станет обязательной с 1 января 2020 года. В ГИИС ДМДК будут включены все юрлица и ИП, вовлеченные в оборот драгметаллов и драгкамней, а также кредитные организации, банки, в том числе и ЦБ. С помощью специального приложения на смартфоне и потребитель сможет определить происхождение и состав того или иного ювелирного изделия. Таким образом, внедрение системы прослеживаемости ювелирного изделия будет способствовать выдавливанию подделок и контрафакта с рынка, а также восстановлению доверия к качеству продукции со стороны покупателей, которое было утеряно за последние годы.

Маркировка размером 0,8 мм на 0,8 мм будет наноситься Пробирной палатой на уже готовое изделие одновременно с клеймом. Основная информация об изделии для потребителя по-прежнему будет содержаться на бирке, которая крепится к изделию.

В случае одобрения упомянутых поправок в закон отечественные производители изделий из серебра будут освобождены от обязательного клеймения и апробирования. Напомним, что сейчас этой процедуре не подлежат изделия весом до 3 г.

Выход есть

И все-таки, несмотря на все перечисленные проблемы, у легального ювелирного бизнеса есть перспективы. По-прежнему сохраняется устойчивый спрос на золотые обручальные и помолвочные кольца. Малосерийные авторские работы также остаются востребованными на рынке: они могут выглядеть на миллион, однако их себестоимость значительно ниже, так как изготовлены они из более дешевых материалов, не требующих участия Пробирной палаты. В связи с этим задачей предпринимателя становится тщательное изучение потребностей целевой аудитории.

Кстати, в последнее время замечен отток молодежи из ювелирных магазинов. Для них более актуально обновление очередного гаджета, а не приобретение украшения. Тем не менее и молодое поколение ювелирный бизнес может привлечь на свою сторону при помощи доступной цены, а также оригинальностью и нестандартным дизайном. Так что молодежное направление можно рассматривать как одно из перспективных.

И, конечно же, нельзя сбрасывать со счетов такой вид предпринимательства, как мастерские по ремонту ювелирных изделий, которые очень востребованы по нынешним временам. Ведь починка обойдется значительно дешевле, чем приобретение нового украшения. Помещения под такую мастерскую не требуют большой площади, соответственно, и аренда может быть разумной. Для привлечения большего потока клиентов можно не ограничиваться в такой точке лишь «ювелиркой», а включить в перечень также услуги по ремонту мобильных телефонов или экспресс-изготовление ключей.

Таким образом предприниматель с фантазией, креативом и нестандартным мышлением всегда найдет свою нишу на ювелирном рынке. Причем для успеха необязательно концентрироваться на золоте с бриллиантами – есть материалы попроще и подешевле, которые при надлежащей обработке будут выглядеть не менее эффектно.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться