Отечественный цветочный рынок нацелен на рост

Отечественный цветочный рынок нацелен на рост

Несмотря на кризис, цветочный бизнес в России переживает настоящий бум. Среди драйверов роста эксперты называют смену потребительских привычек россиян – то есть покупка букета сейчас все меньше привязана к календарной дате, будь то 8 марта или 1 сентября, что формирует более равномерный спрос в течение всего года.
Потребительский рынок / Елена Пылаева 02 Июн 2019, 22:00
Отечественный цветочный рынок нацелен на рост

Плюс ко всему цветочные композиции становятся все более востребованными и среди корпоративных заказчиков, что дает стимул развитию сегмента флористических услуг. Растет онлайн-торговля цветами, а хорошо раскрученные бренды проявляют активность на рынке готовых бизнес-решений (франшиз).

От Эквадора до Узбекистана

На первый взгляд для отечественного рынка все складывается очень даже благополучно. Однако есть и своя «ложка дегтя»: по разным оценкам, более 80% свежесрезанных цветов – продукция импортная, что делает ее стоимость сильно зависимой от колебаний нацвалюты.

После фактического ухода Голландии с отечественного рынка свежесрезанных цветов первое место среди стран, ввозимых свою продукцию в нашу страну, занял Эквадор. Однако сотрудничество с этим партнером имеет свою специфику – самостоятельно отбирать каждую партию практически невозможно. Именно иностранцы диктуют свои условия по количеству поставок, сортам и цветовой палитре, так что нашим предпринимателям приходится это учитывать. Второе место в списке занимает Италия. В последние годы рост импорта из Кении значительно опережал другие страны и вырос более чем на 50%, что вывело эту страну на третью позицию. В Россию также привозят цветы из Колумбии, Испании, Белоруссии и Израиля. Выше речь шла о поставках главных «любимчиков» россиян: розах, хризантемах и гвоздиках. А вот что касается экзотики – тропических орхидей – тут «правит» бессменный лидер Таиланд: его доля в поставках этих растений в нашу страну составляет более 60%.

В последнее время интерес к российскому рынку проявляет Узбекистан в лице компании Gulshan. Теплицы, введенные там в эксплуатацию в 2014 году, специализируются на выращивании 50 сортов роз разной цветовой палитры голландской селекции, соответственно, и по их же технологиям. Приемлемая цена, продуманная логистика, высокая стойкость цветов и близость к границам России дают все шансы компании закрепиться на нашем рынке.

Розы вместо огурцов

Каков же настрой среди отечественных производителей цветов: отдать свою долю на рынке иностранцам или же все-таки за нее побороться? Отрадно, что наши предприниматели все чаще выбирают второй вариант, и даже неэквадорский климат в российских регионах не является для них серьезной помехой.

Показателен в этой связи опыт южносахалинского совхоза «Тепличный». В одной из теплиц хозяйства раньше выращивали огурцы, но со временем она стала для них тесной. Было принято решение переключиться на королеву цветов – розу. 

Об истории успеха рассказывает Елена Буткова, начальник отдела реализации совхоза «Тепличный»: «Мы не привлекали никакие сторонние организации. Все сделали сами. В первую очередь убрали всю старую начинку, установили новые лампы, поменяли полностью систему зашторивания и оборудование для питания цветов». Не побоялись в розарии пойти на эксперимент – около 2/3 сортов составили новички. Перепрофилирование теплицы с огурцов на цветы заняло полгода, и уже в прошлом году был срезан первый миллион сахалинских роз. А в этом году хозяйство планирует выйти на уровень двух миллионов – то есть по четыре цветка на каждого жителя Сахалина и Курил. Более демократичным тюльпанам также нашлось свое место в защищенном грунте, их было выращено в 2018 году порядка 400 тыс. За цветами не забыты и огурцы с томатами, ну а общая площадь современных теплиц в хозяйстве составляет порядка 10 га.

Надо сказать, что среди всех агрокультур, производимых в закрытом грунте, выращивание цветов дает наибольшую прибыль, вместе с тем они более требовательны по части выращивания и ухода. Второе место по денежной отдаче занимает зелень: лук, салаты, петрушка, укроп и др., и лишь третьи в этом списке огурцы с томатами. Так что цветоводческие теплицы окупаются в среднем на год раньше по сравнению с другими агрокультурами закрытого грунта.

Заметим, что доля цветов, выращиваемых наряду с овощными культурами в теплицах, пока невелика – порядка 7%, однако есть все предпосылки для ее дальнейшего роста. Среди таких хозяйств стоит упомянуть тепличный комбинат в Краснодарском крае ООО «Юг-Агро». В качестве посадочного материала здесь используют голландские розы, которые привозят в виде черенков в маленьких коробках.

Или же другой пример – компания «Галантус» (г. Калуга) – хозяйство, известное еще с советских времен. На территории в 4 га размещены современные теплицы, где выращивают более 5 млн цветочной продукции популярных сортов, среди которых тюльпаны, хризантемы, розы, лилии и др. Компания имеет собственные точки розничной и оптовой торговли. Выгодные условия для партнеров и качество продукции повысил ее доход от срезанных цветов за несколько лет в 10 раз.

Цветочный бизнес

Безусловно, потенциал у отечественного бизнеса на срезанных цветах велик – новейшие технологии активно проникают в наши теплицы. Однако для успешной конкуренции с зарубежными игроками важен еще ряд нюансов. Например, для тюльпановодов актуальны вопросы предупреждения болезней и современные методы борьбы с ними. Голландские эксперты подчеркивают, что российские коллеги нередко пренебрегают некоторыми моментами во всей технологической цепочке, теряя тем самым в качестве и количестве производимых цветов. Тем временем технологии все время развиваются, а современные тепличные комплексы по производству тюльпанов максимально используют автоматические линии в три яруса, с досветкой светодиодными лампами.

Успех цветочного бизнеса в целом зависит от оперативной и скоординированной работы всех звеньев его цепи: производителей, оптовиков, логистиков, перевозчиков, розничных торговцев и флористов – ведь жизнь у срезанного цветка коротка, а конечный потребитель будет ориентироваться на ту продукцию, которая долгое время остается свежей. Так что на первый план в цветочном бизнесе выходит поиск надежных поставщиков качественной цветочной продукции. Для отдельных «путешественников», которым приходится преодолевать расстояние с плантации на оптовый склад более 10 тыс. км, важно четкое соблюдение условий хранения на каждом из этапов перевозки и складирования, в противном случае цветы могут потерять товарный вид еще до продажи, а предприниматель потерпит существенные убытки.

Для тех, кто действует в сфере реализации, следует учитывать, что у нас в стране преобладает розничная и мелкооптовая торговля, где около 60% приходится на цветочные павильоны, 20% – на рынки и столько же на салоны. Важно принимать во внимание и особенности каждого из регионов – так, в столице на цветы тратят денег в 7 раз больше, чем в среднем по России.

Таким образом, отечественный бизнес на свежесрезанных цветах переживает сейчас ренессанс. Спрос на продукцию растет, тепличное хозяйство перестраивается, приняв на вооружение передовые технологии. Есть все основания полагать, что в перспективе российские цветоводы увеличат свою долю на внутреннем рынке.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться