Продажи бытовых кондиционеров среднего и премиум-сегментов растут

Продажи бытовых кондиционеров среднего и премиум-сегментов растут

Кондиционеры прочно вошли в нашу жизнь. Свою главную задачу – создание комфортного климата – они выполняют в общественном транспорте, магазинах, офисах, ресторанах, кинотеатрах и, конечно же, в жилых домах.
Потребительский рынок / Елена Пылаева 04 Авг 2019, 20:00
Продажи бытовых кондиционеров среднего и премиум-сегментов растут

И хотя в России производства устройств бытового назначения практически нет (менее 1%), связанный с ним бизнес востребован и перспективен. А занимаются им дилеры, дистрибьютеры, монтажники оборудования, сборщики импортных комплектующих и торговля.

Рынок комфорта

Как правило, ассортимент климатической компании не ограничивается лишь бытовым сегментом, ориентированным на частного заказчика, ее клиентура значительно шире и весомее. Это те, кто работает в сфере промышленных систем кондиционирования и вентиляции и даже холодильного оборудования.

На рынке бытовых кондиционеров сейчас наблюдаются два противоположных тренда: с одной стороны, покупательская способность снижается, а с другой – даже при экономии многим хочется комфорта. Особенно, если только что сделан ремонт. И компания-дилер, которая выводит на наш рынок оборудование от производителя, должна учитывать эти факторы. Возможен, к примеру, такой подход. Ввозится более доступная по цене (в сравнении с премиум брендом) марка со сходными характеристиками. Достичь этого можно за счет отказа от ряда функций, получив на выходе качественный кондиционер привлекательного дизайна, но минимальной комплектации. Так что успех во многом зависит от профессионализма действий дилера-предпринимателя.

И еще один фактор сейчас влияет на развитие климатического рынка, а именно – снижение маржинальности бизнеса. Конечно же, тренд для предпринимателя не очень приятный, ведь всегда хочется зарабатывать больше. Однако этот этап неизбежен и его проходили многие страны. А приведет он в конечном итоге к сокращению числа игроков и количеству представленных на внутреннем рынке брендов. Вместе с тем положение региональных предпринимателей должно усилиться.

Есть в климатическом бизнесе еще один риск – курс рубля, ведь бытовые кондиционеры и их комплектующие – сплошь импорт. Да, конечно, нацвалюта колебаться будет, но в рамках своего привычного коридора, а значит, резкого скачка цен, который отпугнет потребителя, не ожидается. Погода также влияет на отрасль, но также лишь отчасти: даже если лето окажется холодным, то следующее обязательно будет жарким и сможет компенсировать положение.

Кондиционер в разрезе

И все-таки отечественный бизнес смотрит в будущее больше с оптимизмом, чем с пессимизмом. Как известно, пик спроса на климатическую технику приходится на летние месяцы. Однако в этом году россияне начали проявлять к ней оживленный интерес еще в апреле, что было связано с наступлением аномально ранней жары в центре России. Итоги первого полугодия этого года демонстрируют, что динамика продаж кондиционеров (и по количеству в штуках, и по вырученным деньгам) значительно опередила те же показатели у смартфонов. Так что ритейлеры рассматривают данную категорию бытовой техники в качестве одного из драйверов своего роста.

Что касается типов кондиционеров, то лидирующие позиции (около 95% рынка) здесь занимают стационарные сплит-системы, состоящие из двух блоков: внешнего и внутреннего. Данная техника не только охлаждает воздух, но и имеет функции обогрева, очистки и увлажнения воздуха в помещении. Очевидно, что поддержание такого климата повышенной комфортности требует потребления дополнительной электроэнергии, которая из года в год только дорожает. Соответственно, и спрос сейчас стал смещаться в сторону энергоэффективных инверторных сплит-систем. Так, по сравнению с прошлым годом он вырос более чем в 3 раза.

Эксперты прогнозируют, что рынок в стране будет расти, прежде всего, за счет сплит-сегмента. Ведь самая даже совершенная техника рано или поздно выходит из строя, а люди, которые привыкли к комфортной среде проживания, обязательно купят новое устройство. Учитывая, что средний срок жизни кондиционера сейчас составляет 10 лет, стабильная аудитория для участников рынка будет обеспечена. Тем более что сейчас срок службы ввозимой техники, включая стиральные машины и холодильники, значительно короче, чем на рубеже веков. Некоторые 20-летние «старички» исправно работают до сих пор.

 

Другой тип кондиционеров, который представлен на отечественном рынке и выполняет аналогичные задачи, что и сплит-системы – мобильные моноблоки – пользуются меньшей популярностью среди россиян. И хотя они не требуют дополнительного монтажа, плюс ко всему их легко передвинуть на нужное место, но по сравнению с первым типом устройств данные модели более шумные в работе.

Шанс для ритейла

Предприниматели климатического рынка могут проявить себя не только в области грамотно выстроенной дистрибьюции, но и в сфере торговли. Тем более что текущий год демонстрирует позитивные тенденции. По сравнению с 2018-м наблюдается сокращение продаж в низком ценовом сегменте, а средний и премиум, наоборот, демонстрируют рост. Совокупная доля последних уже составляет более половины рынка. Так что у ритейлеров есть все возможности привлечь покупателей к продукции на своих полках. Многие уже сейчас, даже несмотря на высокий летний сезон, предоставляют гибкие скидки, а для некоторых моделей предусматривают оплату в рассрочку.

Кстати, среди производителей сплит-систем наибольшей популярностью пользуется китайская продукция (бренды Haier и Subtropic), а самыми продаваемыми марками напольных кондиционеров являются Ballu, Electrolux и Zanussi. На основе импортных комплектующих сборка климатической техники осуществляется и в России, однако ее доля незначительна и представлена в основном в низком ценовом сегменте. Нелогично было бы развивать отечественное производство, скажем, сплит-систем. Дело в том, что их объем на нашем рынке составляет 1,5–2 млн штук, а в Поднебесной – более 100 млн. Так что при самом благоприятном раскладе себестоимость нашей продукции будет значительно выше китайской, а по мощности предприятие будет соответствовать мелкой фабрике.

Интерес бизнеса к климатической теме велик, о чем свидетельствуют итоги профильной выставки «МИР КЛИМАТА-2019». Вопросы энергоэффективности и озонобезопасности все больше волнуют российских потребителей, соответственно, и продаваемая в стране техника должна соответствовать их возросшим требованиям. Участники рынка рассчитывают на то, что итоги этого года будут как минимум не хуже предыдущего. Несмотря на все проблемы, работать можно.

Там же произошла презентация мировой новинки, причем даже раньше, чем в Европе. Речь идет о бытовых накладных вентиляторах от испанского производителя: интеллектуальная система автоматики с самокалибрующимся датчиком влажности позволили создать максимально простой в эксплуатации и эффективный продукт, который не имеет аналогов в мире.

Несмотря на все сложности и практически отсутствие собственного производства, климатический рынок в России развивается. А опирается он на спрос, который демонстрирует стабильность.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться