Географическое указание – новый объект интеллектуальных прав

Географическое указание – новый объект интеллектуальных прав

Специфика регионов усиливается, и государство эту тенденцию поддерживает, безликая Россия не интересна никому.
Географическое указание – новый объект интеллектуальных прав

Принят закон о географических указаниях – Федеральный закон от 26 июля № 230-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 23.1 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее – Закон № 230-ФЗ)». С 27 июля 2020 года появится возможность регистрировать «географическое указание», с помощью которого можно будет идентифицировать производимый в регионе товар. По сути вводится новое для нашей страны юридическое понятие.

Зачем нужен закон о «географических указаниях»

До сих пор к средствам индивидуализации товаров, работ, услуг и организаций, с помощью которых может обеспечиваться охрана, в том числе и региональных брендов, относились фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, коммерческие обозначения и наименования мест происхождения товаров (гл. 76 ГК РФ). Для регистрации товарного знака нужно только указание на товар, но не на его характеристики и местность производства. Это могут быть не только товары, но и работы, услуги. Регистрация товарного знака предоставляет правообладателю монополию на его использование. При этом исключительное право использования товарного знака предоставляется только одному правообладателю – организации или ИП (за исключением коллективных товарных знаков).

Понятие «наименование места происхождения товара» (НМПТ) применяется только к товару с особыми свойствами, зависящими от географической среды, – заявитель должен производить товар с соответствующими характеристиками в пределах географического объекта. При переносе производства в другой регион НМПТ перестает действовать. Исключительное право на НМПТ не передается по договорам отчуждения или лицензионным соглашениям. Исключительное право использования НМПТ в отношении уже зарегистрированного наименования может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же особыми свойствам (п. 2 ст. 1518 ГК РФ).

Институт НМПТ часто используется как фактор конкуренции, а не инструмент развития региональных производителей. В качестве зарегистрированных НМПТ можно назвать «Вологодское масло», «Ессентуки», «Краснодарский чай», «Башкирский мед», «Дулевский фарфор», «Тульский пряник», «Адыгейский сыр».

К НМПТ предъявляются строгие требования, несоблюдение которых приводит к отказу в регистрации. Необходимо подтверждать не только известность обозначения, указывающего на конкретную местность, но и особенности свойств товара, которые определяются характерными для данной местности природными условиями или людскими факторами. Все стадии производства такого товара должны осуществляться на территории указанной местности. Необходимо получить заключение уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти о том, что в границах определенного географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно, или главным образом, определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и/или людскими факторами (п. 5 ст. 1522 ГК РФ).

В то же время существует потребность в охране более значительного количества отечественных обозначений, указывающих на географическое происхождение товаров, которые по факту обладают качеством и репутацией, но не «дотягивают» до НМПТ. Для таких обозначений должны быть предусмотрены более «мягкие» требования к их регистрации. На этот факт обращалось внимание в пояснительной записке к законопроекту, на основе которого принят Закон № 230-ФЗ. Эту задачу и призван решить указанный закон. Он вводит в ГК РФ в качестве самостоятельного, защищенного средства индивидуализации товара новый объект интеллектуальных прав – «географическое указание» (далее – ГУ), в обиходе ГУ называют «региональными брендами».

Закон имеет большое значение для регионов, многие из которых имеют свою историческую, культурную или природную уникальность, особые традиции, в том числе в сфере прикладного творчества, национальной кухни и т.п. Принятие решения на государственном уровне по введению правовой охраны географических указаний является важным, необходимым и своевременным шагом на пути выбранного курса на импортозамещение, развития региональных брендов, экономической поддержки регионов, повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ, а также для поддержания активности товаропроизводителей, их заинтересованности в производстве товаров, обладающих определенным качеством/репутацией, для предоставления им правовых гарантий по охране средств индивидуализации товара, происходящего с определенной территории, для поддержания конкурентоспособности производимых ими товаров. Кроме того, предполагается, что соблюдение закона поспособствует развитию туризма, «локальному» патриотизму, а также обеспечит поступление дополнительных доходов в бюджеты всех уровней, что соответствует международному опыту.

Принятым законом предусмотрены специальные положения, касающиеся винодельческой продукции. Они защищают виноделов России, обладающих лицензиями на защищенное географическое указание. Ожидается, что популяризация региональных брендов и введение института ГУ приведет к повышению заявительской активности и увеличению количества зарегистрированных обозначений, содержащих географические наименования, находящиеся на территории России. Например, власти Вологодской области с выходом нового закона о региональных брендах объявили о намерении зарегистрировать в этом качестве обозначения «Северная чернь» и «Шемогодская резьба по бересте». 

Особенности «географического указания»

Географическое указание – это обозначение, используемое на товарах, которые имеют определенное географическое происхождение и обладают свойствами, репутацией или характерными особенностями, обусловленными преимущественно местом своего происхождения. ГУ предоставляется правовая охрана при условии, что на территории соответствующего географического объекта осуществляется хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование его характеристик (п. 1 ст. 1516 ГК РФ в новой редакции).

ГУ обычно используются в отношении сельскохозяйственной продукции, продуктов питания, вин и крепких спиртных напитков, ремесленных и промышленных изделий. Право на ГУ позволяет его обладателям препятствовать использованию указания третьими сторонами, чьи продукты не отвечают применимым стандартам.

Представляется необходимым кратко остановиться на сходстве и отличиях в правовых режимах ГУ и НМПТ. Сходства ГУ и НМПТ:

·         наличие связи обозначения с территорией определенного географического объекта;

·         возможность предоставления исключительного права на уже зарегистрированное обозначение любому лицу, выполняющему соответствующие требования;

·         закрепление права на подачу заявки на регистрацию обозначения за одним или несколькими гражданами, юрлицами, а также ассоциацией (союзом) или иным объединением лиц;

·         недопустимость распоряжения исключительным правом, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования НМПТ или географического указания, а также перехода исключительного права без заключения договора;

·         действие исключительного права в течение 10 лет со дня подачи заявки на регистрацию с возможностью продления;

·         особая маркировка (по образцу стран, в которых существует аналогичная практика охраны ГУ или НМПТ). 

Различия между ГУ и НМПТ

ГУ

НМПТ

Любое обозначение (словесное, изобразительное, эмблема, маркировка), которое должно связывать товар и регион происхождения (географический субъект).

Словесное обозначение, оно обязательно включает наименование географического (территориального) субъекта, который стал широко известен благодаря товару, а его природные или людские характеристики обуславливают особые свойства продукции.

Достаточно одной стадии изготовления товара в пределах указанной территории. Например, сбора лечебных трав, тогда как их обработка и упаковка могут проводиться на территории другого региона, где есть соответствующие производственные мощности.

Весь цикл производства товара должен находится в пределах территориального субъекта, фигурирующего в НМПТ.

 

Наличие особых свойств подтверждать не нужно. Такие товары должны обладать качеством, репутацией или иными характеристиками, достаточными для того, чтобы у потребителей возникала конкретная ассоциация в отношении товара, происходящего с определенной территории. Например, товар, произведенный по традиционной технологии данного региона  («осетинские пироги»).

Требуется заключение о наличии в товаре особых свойств, который отличает его от других товаров. Заключение выдается профильными федеральными органами исполнительной власти (Минздрав, Минпромторг, Минсельхоз, Росалкогольрегулирование – в зависимости от типа товара).

Для регистрации ГУ заявитель самостоятельно предоставляет сведения, подтверждающие определенные качества продукции, показатели, репутацию или другие характеристики продукции, которые зависят от места происхождения.

Право на проведение экспертизы для присвоения товарам этого обозначения планируется передать региональным властям.

Для положительного решения по предоставлению свидетельства на НМПТ необходимо заключение уполномоченного федерального или регионального органа о том, что на территории указанного географического объекта заявителем изготавливается товар со специфическими характеристиками. Это является основным препятствием для массовой регистрации обозначений, связывающих продукцию и место ее происхождения.


Законом уточнено соотношение ГУ и НМПТ с товарными знаками. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с зарегистрированным и заявленным на регистрацию ГУ или НМПТ (с некоторыми исключениями). Равно как и наоборот – не допускается регистрация в качестве ГУ или НМПТ обозначения, сходного с товарным знаком.

В качестве ГУ или НМПТ нельзя зарегистрировать обозначение, которое (п. 2 ст. 1516 ГК РФ):

- вошло во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом производства;

- зарегистрировано в качестве географического указания или НМПТ в отношении товара того же вида;

- тождественно или сходно с товарным знаком с более ранним приоритетом, что может ввести в заблуждение потребителя;

- представляет собой сорт растения или породу животного, что может ввести в заблуждение потребителя;

- может ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя;

- заявлено в отношении товара, который не соответствует требованиям закона.

Как зарегистрировать «географическое указание»

Нововведением закреплены порядок государственной регистрации ГУ, его использования (определены случаи незаконного использования), прекращения правовой охраны географического указания и исключительного права на него.

Зарегистрировать ГУ смогут: один или более граждан, одно или несколько юридических лиц, а также ассоциация (союз) или другие объединения. Процедура создания и деятельность таких объединений не должны противоречить законодательству страны происхождения товара. Охрана может быть испрошена группой производителей продукта, идентифицируемого географическим указанием. Производители могут быть организованы в объединение, например, кооператив или ассоциацию, которое представляет их и следит за тем, чтобы продукт удовлетворял определенным согласованным или применяемым ими требованиям.

Предполагается, что регистрировать ГУ в первую очередь будут объединения, в состав которых могут входить не только производители товара, но и производители сырья, упаковщики, дистрибьюторы и т.д. Порядок контроля использования ГУ будет осуществляться самими объединениями или ассоциациями, подающими заявку на регистрацию ГУ. Такие объединения будут иметь право лишать производителей продукции, утратившей заявленные характеристики, возможности использовать ГУ для идентификации своей продукции. Лицам же, зарегистрировавшим ГУ, предоставляется исключительное право его использования (при условии, что товар обладает заявленными характеристиками). В случае предоставления исключительного права объединению лиц, право использования предоставляется каждому члену этого объединения, включенному в Государственный реестр указаний и наименований.

Для обозначения своих прав на ГУ или НМПТ правообладатели смогут использовать в том числе специальные эмблемы, которые утвердит Роспатент. Владельцы смогут размещать защищенное ГУ на товарах, этикетках, упаковках, а также на бланках, счетах и другой документации. Кроме того, это будет иметь силу для объявлений о продаже товаров, на вывесках, в рекламе, в СМИ. Не допускается использование зарегистрированного ГУ:

1) лицами, не обладающими правом его использования, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или географическое указание используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и т.п.;

2) правообладателями в отношении товара, не обладающего заявленными характеристиками, либо произведенного за пределами границ географического объекта;

3) использование сходного с зарегистрированным ГУ обозначения для любых товаров, которое способно ввести в заблуждение потребителей относительно места происхождения товара или его характеристик.

ГУ признается и охраняется в силу его государственной регистрации. Для регистрации ГУ нужно подать заявку в Роспатент. В ней нужно указать: товар; его характеристики; описание способа производства; другие данные. К заявке необходимо приложить документы, подтверждающие всю приведенную в ней информацию и что заявитель производит данный товар.

Регистрацию будет осуществлять Роспатент. Исключительное право на этот объект удостоверяется свидетельством. ГУ охраняется в течение всего времени существования возможности производить товар, отвечающий установленным требованиям. Исключительное право на географическое указание действует в течение 10 лет со дня подачи заявки в Роспатент с возможностью последующего продления по заявлению правообладателя при условии, что производимый товар по-прежнему обладает соответствующими характеристиками. Действие исключительного права может прекратиться раньше, если, например, будут утрачены особые характеристики товара.

Правила, которые появятся в ГК РФ с 27 июля 2020 года о ГУ, будут применяться к НМПТ за отдельно прописанными исключениями. Появилась норма о возможности преобразования НМПТ и соответствующей заявки на регистрацию в ГУ и заявку на его регистрацию либо, наоборот, при условии соблюдения законных требований. Порядок такого преобразования должен установить Роспатент (п. 3 ст. 1522.1 ГК РФ).

Предусмотрено, что предоставление правовой охраны ГУ и НМПТ в отношении винодельческой продукции, порядок осуществления и защиты права на указанные средства индивидуализации определяются частью 4 ГК РФ с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

В течение года Роспатент, сотрудничая с заинтересованными органами исполнительной власти, региональными администрациями, общественными и бизнес-объединениями, разработает проекты изменений в федеральные законы, подзаконные акты, которые вместе с принятым законом будут регулировать отношения, связанные с новым объектом интеллектуальных прав. Также ведомство займется совершенствованием собственных административных регламентов и внутренних нормативных актов Роспатента и Федерального института промышленной собственности (ФИПС), не требующих согласования с другими федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ).

Для чего нужны «географические указания»

Потребители все чаще обращают внимание на географическое происхождение продуктов, и многим из них важны особые характеристики продуктов, которые они приобретают. В некоторых случаях «место происхождения» указывает потребителям на то, что продукт обладает определенным качеством или характеристиками, которые представляют для них ценность. Таким образом, ГУ выполняют роль отличительного фактора продукта на рынке, что позволяет потребителям различать продукты, имеющие определенные характеристики, обусловленные географическим местом происхождения, и остальные продукты, которые не обладают такими характеристиками. Это говорит о том, что ГУ могут служить ключевым элементом при формировании коллективных брендов продуктов, качество которых определяется их местом происхождения.

Принятие закона позволит производителям в облегченной форме получить право на использование средства индивидуализации товара, происходящего с определенной территории, в связи с тем, что будет отсутствовать необходимость предоставления заключения компетентного органа, подтверждающего наличие у производимого товара особых свойств. Достаточно, чтобы производимый товар обладал определенным качеством/репутацией и хотя бы одна из стадий его производства находилась в границах географического объекта, с территории которого будет происходить товар.

Возможность предоставления правовой охраны ГУ будет способствовать привлечению в регион товаропроизводителей (у них будет возможность получить исключительное право, подтвержденное свидетельством, как следствие, на законном основании использовать указанное ГУ). Одновременно с этим регистрация ГУ будет препятствовать правонарушениям посредством пресечения незаконного использования географических указаний (производства контрафактной продукции) товаропроизводителями, не обладающими исключительным правом на такие указания. Все законные товаропроизводители будут отражены в Государственном реестре географических указаний и наименований мест происхождения товаров Российской Федерации.

Охрана ГУ позволит владельцам прав на их использование принимать меры против тех, кто использует географическое указание без разрешения и получает выгоды за счет чужой репутации. Репутация ГУ является ценным коллективным нематериальным активом, однако в отсутствие охраны она может использоваться беспрепятственно, что снижает и в конечном счете приводит к утрате ее ценности. Охрана ГУ позволяет воспрепятствовать регистрации указания третьими лицами в качестве товарного знака и снижает риск превращения ГУ в родовое понятие. Как правило, ГУ в сочетании с эффективной практикой коммерческого управления может обеспечить: конкурентные преимущества; более высокую добавленную стоимость продукта; более широкие экспортные возможности; усиление бренда.


Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться