Отечественный бизнес наращивает экспорт пряностей

Отечественный бизнес наращивает экспорт пряностей

Редкий продукт или кулинарное блюдо нашего времени обойдется без пряностей. Они не только придают особый вкус и аромат, консервируют или маринуют, но также помогают бороться с депрессией и многими болезнями.
Потребительский рынок / Елена Пылаева 22 Сен 2019, 18:00
Отечественный бизнес наращивает экспорт пряностей

Их добавляют в хлеб, пасхальные куличи, шоколад, вино, коктейли, чай, макароны, не говоря уже о мясе с рыбой. С советских времен ассортимент пряностей значительно расширился и не ограничивается теперь лишь лавровым листом, перцем, ванильным сахаром, хреном или горчицей. Россияне осваивают все новые вкусы, а бизнес старается угодить как нашим потребителям, так и зарубежным гурманам.

Специфика рынка

Чтобы избежать путаницы, определимся, прежде всего, с принятой профессионалами терминологией и четко назовем, кто есть кто на этом «пряном» рынке. Итак, к специям относятся вещества любого происхождения, включая растительное, которые придают продукту соленый, кислый, сладкий или острый вкус: это соль, сахар, уксус, пищевые кислоты, квасцы, сода, агар-агар и др.

Пряностями называют высушенные (целые или молотые) продукты растительного происхождения, обладающие специфическим ароматом, вкусом и разной степенью жгучести. Например, ваниль, корица, гвоздика, лавровый лист, перец. В эту группу также входят: базилик, куркума, мускатный орех, анис, горчица, укроп, розмарин и пр. А вот приправа – продукт составной, куда включают от 3 до 24 пряностей и специй, она имеет порошковый или пастообразный вид со специфическим запахом и вкусом. Есть еще один отдельный сегмент – сушеные овощи и корнеплоды, такие как лук, пастернак, сельдерей, хрен, чеснок, а также пряные травы: мята, майоран, тмин, шалфей, шафран и др.

По подсчетам аналитиков компании TEBIZ GROUP, в структуре российского рынка пряностей в 2018 году внутреннее производство превысило объем импортных поставок в 1,5 раза, соответственно, и торговое сальдо оказалось положительным и составило 28 тыс. т. Иными словами, заключают эксперты, в стране сложилась экспортоориентированная модель: мы больше продаем, чем покупаем.

Как такое вообще возможно, ведь в большинстве регионов России климат устойчивой жарой и влажностью, которая нужна для пряностей, не располагает? Кстати, у нас в стране выращивается лишь 1% таких растений, в основном это анис, бадьян, фенхель, тмин, можжевельник, горчица и лидер по занимаемым площадям – кориандр, который привлекает аграриев своей неприхотливостью и, прежде всего, устойчивостью к засухе, поэтому и растет он на суходолах. Кстати, индусы (лидеры на мировом рынке пряностей) в последнее время распробовали нашу горчицу и с удовольствием ввозят ее в свою страну. Так что интерес зарубежных партнеров к чисто российским пряностям есть, соответственно, и предприниматели могли бы более активно культивировать внутренние посадки.

Но пока еще на 99% отечественное производство пряностей и приправ работает на импортном сырье, которое ввозится в страну в основном из Вьетнама, Китая, Индии, Бразилии, Индонезии. Некоторые эксперты полагают, что Россия фактически занимается реэкспортом из Азии в Европу, однако это не совсем так – ведь не ввозим же мы мешок пряностей, скажем, из Индии, а потом перепродаем его в Германию. Схема данного «реэкспорта» более сложная и затратная. Поясним. Допустим, ввозится в Россию какая-то монопряность, у нас она фасуется или же смешивается с другими, чтобы получилась смесь-приправа. Тут уже нужны специалисты-технологи, которые грамотно могут выстроить весь этот процесс, а также правильно выбрать рецептуру. Плюс ко всему –пряностям нужна соответствующая упаковка, требования к которой растут день ото дня, а новые технологии решают эти задачи. Так, она должна защищать содержимое от ультрафиолета, бактерий и кислорода, а также удерживать вкус, аромат и препятствовать испарению эфирных масел. Так что в данном случае речь идет не о простом реэкспорте, а о локализованном в России производстве на основе импортного сырья.

Заметим, что уже сейчас доля России на мировом рынке пряностей и приправ составляет более 10% в натуральном выражении и есть все предпосылки для ее увеличения. Эксперты считают данное направление очень перспективным для бизнеса.

Курс на натуральность

Да и внутреннее потребление пряностей и приправ в России на приличном уровне – около 1 кг в год на душу населения. Однако при подсчетах учитывалась купленная продукция, а на самом деле этот показатель выше, так как на Кавказе и в южных регионах домохозяйства сами выращивают пряности для собственного потребления и в магазин за ними не ходят. И хотя до Индии (2 кг на одного человека в год) нам еще далеко, Европу мы уже обогнали, где самые низкие показатели у Швеции и Нидерландов (200–400 г), а в Германии побольше – 500–800 г.

Уголки с пряностями, которые продаются вразвес, уже давно прижились под крышами наших магазинов. Однако такие «открытые» продажи нередко таят в себе скрытые опасности. Дело в том, что этот товар отлично впитывает воду и из-за этого может испортиться. Мало того, в нем могут содержаться клещи, личинки, плесень. Да и недобросовестные продавцы иногда подмешивают в пряности муку, крахмал, дробленый рис, превращая их в фальсификат, что определить можно только в лаборатории.

Надо сказать, что со временем предпочтения россиян меняются. Так, еще 15 лет назад порядка 40% рынка пряностей занимал перец, сейчас его позиции сократились до 10%, а вот более динамичными темпами развивается другая категория – смеси приправ: для борща, свинины, шашлыка, курицы и других блюд. Мало того, мода на здоровое питание и его натуральность заставляет россиян внимательно изучать состав продуктов. И, конечно же, такие пищевые добавки в приправе, как усилители вкуса и аромата глутамат натрия (Е621), инозинат натрия (Е631) или же краситель рибофлавин (Е101), являются для этой растущей категории потребителей недопустимыми.

Острый бизнес

Так что бизнесу следует учитывать текущие тренды на рынке внутреннего потребления, впрочем, как и сезонность этого товара. Так, пасхальные пряности используют для выпечки куличей, а период с апреля по сентябрь называют временем шашлычных приправ. Очередной всплеск спроса происходит традиционно перед новогодними праздниками. Пряный рынок в России является пока ненасыщенным, поэтому ему есть куда развиваться внутри страны.

Бизнесу приходится также учитывать обстановку, которая складывается на мировом рынке, чтобы грамотно выстраивать свою закупочную политику. Торговые войны, спекуляции, изменения в балансе засеянных площадей, капризы природы, – все это заметно усложнило работу с пряностями в 2019 году по сравнению с предыдущими сезонами. Так, из-за непогоды в Мексике поставки душистого перца сдвинулись на месяц, причем цена нового урожая будет выше, значит, скоро он подорожает и в России. Неблагоприятная ситуация складывается с лавровым листом из Грузии, ну а тут вмешались китайцы, которые бросились скупать всю продукцию: от лома до высших сортов, взвинтив тем самым цены.

Несмотря на все трудности, рынок пряностей и приправ перспективен и привлекателен для бизнеса. Есть все предпосылки и для роста производства собственного пряного сырья.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться