Россияне активно занялись ремонтом и строительством

Россияне активно занялись ремонтом и строительством

Некогда диковинными словами OBI, IKEA, Leroy Merlin сейчас никого не удивишь. Есть в этой «компании» и более привычные на слух «Мегастрой», «Строительный двор», «СатурнСтройМаркет» , которые говорят сами за себя.
Потребительский рынок / Елена Пылаева 31 Авг 2019, 10:47
Россияне активно занялись ремонтом и строительством

Под крышами этих магазинов сосредоточен разнообразный ассортимент строительных, отделочных и иных материалов для ремонта, товаров для дома и сада, инструментов и техники. На профессиональном языке такой рынок называется DIY&Household, что в переводе означает «сделай это сам и домоводство». Иногда эксперты «хаузхолд» опускают, но понятно, что этот сегмент входит в DIY. Последуем и мы их примеру.

Временное оживление

После двух кризисных лет снижения DIY рынок в России стал оживать с 2017 года и даже дал незначительный плюс. В 2018-м он вырос до 2 трлн руб., что, по подсчетам агентства INFOLine, составляет рост на 7,5%. С чем же связан такой всплеск? Ведь  экономическое «чудо» в России по всей вероятности откладывается на неопределенный срок, все пока на уровне стабильной стагнации, да и реальные доходы сограждан продолжают снижаться который год подряд.

Эксперты разъясняют, что рынок практически вернулся к докризисному уровню, демонстрируя рост, за счет отложенного спроса и рекордных продаж загородной недвижимости и новостроек с помощью ипотеки. Потребители погрузились в ремонт и строительство, активно закупая DIY-hard (от кирпича до штукатурки), DIY-soft (отделочные материалы, мебель и декор), не забывая при этом и про товары сегмента Household.

Кто же правит «балом» в DIY индустрии? Абсолютным и недосягаемым лидером рынка выступает французская сеть Leroy Merlin, ценовую политику которой не выдерживают даже крупные зарубежные игроки. Кстати, французы не собираются почивать на лаврах и уже к 2021 году планируют увеличить количество своих магазинов в России, Казахстане и Белоруссии до 150, повысив тем самым товарооборот до 558 млрд руб. К 2022 году доля компании на отечественном рынке должна составить 26%. Второе место в DIY-рейтинге занимает питерский СТД «Петрович», который эксперты единодушно называют самым быстрорастущим игроком на рынке. По итогам 2018 года компания вместо запланированных 20% показала рекордные 30,55% роста, а ее выручка составила 49,3 млрд руб. И, наконец, тройку лидеров замыкает OBI – чуть менее 40 млрд руб.

Однако не все так радужно в мире строек и ремонта. В прошлом году прозвучали и тревожные «звоночки». Так, обанкротился российский завод «Интерскол», производитель широкого спектра электроинструментов: электродрелей, рубанков, шлифовальных машинок, а также садовой, снегоуборочной и прочей техники. Эта ведущая промышленная компания занимала порядка 19% рынка. Кроме того, сразу два игрока объявили о своем уходе из России: британский Kingfisher (сеть Castorama) и финский Kesko (бренд К-Раута), что несомненно повлияет на передел рынка в текущем году, и процесс уже пошел.

Как прогнозируют эксперты, в текущем году DIY-отрасль будет также расти, но более скромными темпами. Торможение уже сказывается из-за увеличенной с января ставки НДС и риска ослабления рубля. Также на DIY-«поляне» усилится конкуренция, в результате которой сильные игроки упрочат свои позиции, в том числе и за счет поглощения других компаний, ну а слабые станут еще слабее.

Перестройка бизнеса

Таким образом, в сложившихся обстоятельствах на первый план как для компаний-производителей, так и для розничного бизнеса выходит вопрос реализации товара. И в этой сфере уже идет полным ходом кардинальная перестройка, а именно – переход от мультиканальной схемы продаж к омниканальной. Поясним.

Допустим, что у условного офлайн-магазина есть свой сайт, профиль в соцсети, налажена e-mail рассылка. Однако все это разные каналы продаж, из которых приходят разные клиенты, причем скидки и цены в интернет-магазине могут не совпадать с розничной торговой точкой. Таков мультиканальный подход, и, скорее всего, свой запас эффективности он исчерпал. Задача омниканальности состоит в том, чтобы все каналы продаж объединить в единую «бесшовную» систему, таким образом у потребителя появляется возможность приобретать товар на удобной для него площадке, будь-то офлайн или онлайн, а продавец сможет отследить историю его обращений и покупательского поведения. Соответственно, все в этом объединенном торговом «поле» будет единообразным: цены, скидки, бренды, ассортимент и сервис. Именно омниканальность позволила ряду компаний существенно нарастить свои продажи за прошлый год, опередив мультиканальных конкурентов. Таким образом, для достижения успеха как производителю, так и ритейлеру необходимо тесное и долговременное взаимодействие с цифровыми платформами и социальными сообществами.

А еще нередко успешные игроки DIY рынка предлагают своим покупателям дополнительные услуги по ремонту, строительству и декору помещений, что, безусловно, повышает лояльность их клиентской базы. И, конечно же, при планировании DIY-бизнеса следует учитывать предпочтения поколения, которое уже вступило или только вступает в пору своей наивысшей платежеспособности, ведь их запросы при покупке квартиры или ремонте сильно отличаются от вкусов более возрастной аудитории. Если вкратце, то актуальный тренд нашего времени это – осознанность в декоре, минимализм, смарт-дизайн и использование экологических материалов.

Будущее без гипермаркетов

Казалось бы, формат гипермаркета является самым оптимальным для DIY товаров: большие и просторные площади, широкий ассортимент, удобство подъезда, служба доставки, а также общепит с детским уголком. Однако время расставляет все по своим местам: поток покупателей в крупные магазины уменьшился. Чтобы исправить положение и привлечь новых клиентов, в том числе и из спальных районов, розничный бизнес трансформирует свои привычные размеры в мини или же в объекты любого размера.

Так, IKEA уже сейчас активно развивает формат дизайн студии площадью 150–200 кв. м. И это при том, что гипермаркеты этой сети располагаются на десятках тысячах квадратных метров. Вслед за шведами о намерениях развивать мини версию своих магазинах объявили Leroy Merlin и OBI.

Тема более чем актуальна, особенно для мегаполисов, где в черте города и спальных районах ощущается острая нехватка таких торговых точек и, прежде всего, сегмента Household по доступной цене, тогда как в советские времена магазины под вывеской «Хозяйственный» были в каждом районе крупного города. Сейчас, к примеру, на территории Москвы существует лишь два формата: премиум-класс с импортной продукцией по заоблачным ценам и полуподвалы на крошечной площади, где продавец нередко вынужден работать с клиентами под заказ, так как складских помещений там попросту нет. Так что развитие DIY сетями мини-формата – дело своевременное и взаимополезное как для торговли, так и для потребителя.

Итак, DIY рынок в России продолжает консолидироваться. Залог успеха для бизнеса – омниканальная схема продаж и развитие мини формата: хозяйственный магазин у дома с товаром по доступной цене.

История Самоделкиных

После Второй мировой войны возник повышенный спрос на строительные и отделочные материалы, мебель и сантехнику. Понятно, ведь надо было восстанавливать разрушенные и отстраивать новые здания и жилье. А первые строительные супермаркеты появились в 50-х годах в США и Европе. Связаны они были с целой философией do it yourself (отсюда аббревиатура DIY), что в переводе означает «сделай это сам».  Тогда активно пропагандировалась идея самостоятельного решения бытовых вопросов, включая ремонт и строительство, без привлечения профессионалов. Возник даже лозунг: «Зачем я буду платить кому-то, когда я могу сделать это сам».

DIY-ритейл стал развиваться в России лишь с конца 90-х годов и поначалу большой популярности не снискал. Дело в том, что первыми покупателями первых строительных гипермаркетов были мужчины, в которых еще «сидела» привычка советских времен – приобретать товары этой группы на рынках или в небольших хозяйственных магазинчиках. Так что «перетянуть» их в магазины качественного сервиса и повышенной комфортности оказалось непросто.

В конце концов  в «нулевые» DIY сети победили. Именно тогда начали расти объемы многоэтажного и частного строительства: развивались коттеджные поселки, модернизировались дачные хозяйства, ипотека стала более доступной. Все эти факторы положительно сказали на DIY-рынке: магазины нового формата открывались по всей стране, а Россия стала инвестиционно привлекательной для зарубежного бизнеса. За «западниками» потянулись и наши игроки с широким ассортиментом, сервисом и комфортом.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться