Продажи алкоголя в России демонстрируют рост

Продажи алкоголя в России демонстрируют рост

Отечественный алкогольный рынок представлен тремя группами участников: пивоварами, виноделами и «водочниками». Все они единодушно заявляют, что розничные продажи их продукции растут. Возникает вопрос: россияне стали больше употреблять алкоголя?
Потребительский рынок / Елена Пылаева 29 Сен 2019, 11:00
Продажи алкоголя в России демонстрируют рост

Пить стали больше?

По данным Росстата, алкогольный рынок в 2018 году вырос на 7% в натуральном выражении, причем рост продемонстрировали все категории напитков, за исключением сидра, медовухи и пуаре. Заметим, что сегмент виски, рома, джина прибавил 25%, а вот фруктовые (плодовые) и ликерные вина «подскочили» аж в 2 раза! Объяснение этим двум трендам одно – экономия. В первом случае россияне отказываются от употребления дорогостоящих напитков в ресторанах и стали покупать их в магазинах, как говорится, для домашнего использования. А во втором – выбор смещается в сторону более дешевого сегмента вин по сравнению с напитками на виноградном сырье. Так что в среднем все растет.

И еще один фактор поспособствовал алкогольному росту. Дело в том, что с 1 июля 2018 года все торговые точки России, включая сельскую местность, подключились к поштучному учету объема производства и оборота алкоголя в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Кстати, как прогнозируют эксперты, рост рынка в ближайшие годы немного замедлится и составит порядка 4–5%. Ну а в целом, как подсчитал Росстат, за прошлый год среднестатистический россиянин употребил 41 л пива и пивных напитков, 4,9 л водки и ЛВИ (ликероводочные изделия), 3 л вина, 2 л фруктовых вин и винных напитков, 0,8 л игристых вин, 0,4 л коньяка, 0,3 л виски, рома, джина, текилы или абсента, 0,3 л САН (слабоалкогольные напитки).

Если рассматривать структуру всего алкогольного рынка, то здесь львиную долю продаж приходится на пиво и пивные напитки – 76%. А в сегменте крепких напитков лидирует водка – 75%. Такой тип потребления алкоголя эксперты называют пиво-водочным, причем ярко выраженным. Чтобы «питейная» картина по стране была более полной, приведем данные Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА), который проанализировал легальные продажи спиртного, а именно водки, коньяка, ЛВИ, вина и САН. Заметим, что в данном исследовании реализация пива и пивных напитков, а также сидра, медовухи и пуаре не учитывалась.

Итак, у аналитиков получилось, что в прошлом году каждый россиянин в среднем выпил 14,3 л спиртного, что на 8,3% больше, чем в 2017-м. Рекордсменами по употреблению стал Ненецкий автономный округ, Сахалинская, Магаданская, Московская области и Карелия: от 25,6 л до 28,6 л на человека. Ну а малопьющими, регионами (точнее говоря, где население мало покупает алкоголь в магазинах) традиционно признаны Чечня, Ингушетия и Дагестан. Разумеется, что домашнее вино в данных подсчетах не учитывалось. Впрочем, как и нет точных данных (лишь приблизительные оценки), в каких объемах население употребляет нелегальный алкоголь, купленный в несертифицированных торговых точках.

Самогоноварение в законе

Объемы производства крепких напитков, а также пива и вина при помощи самогонных аппаратов также неизвестны. Заметим, что спрос на это спецоборудование есть, соответственно, и совершенно легальные торговые точки, предлагающие его широкий ассортимент, а также подробные инструкции по приготовлению, которые можно обсудить и в соцсетях. Да и цены на такую продукцию даже по нынешним временам вполне доступные: самогонный аппарат на 25 л стоит 9 тыс. руб., а автоматическая пивоварня на 70 л – подороже – 60 тыс. Наряду с алкогольной техникой в таких магазинах продаются приспособления для копчения в домашних условиях, минисыроварни и прочее для приготовления пищи.

Число магазинов (как стационарных, так и онлайн) по продаже самогонных аппаратов растет, и это – перспективный и вполне себе полноценный бизнес. Так, одна такая федеральная розничная сеть имеет по стране более 80 торговых точек, 8 из которых расположены в Подмосковье. Компания также занимается продажей франшиз, единственное, что остается предпринимателю, так это изучить спрос на самогонное оборудование в своем городе, подобрать помещение, и купить уже готовые инструкции по открытию и ведению бизнеса. Магазин запускается в течение 30–40 дней, окупается уже через 5–8 месяцев и приносит по 200–500 тыс. руб. чистой прибыли ежемесячно.

Так что благодаря легальному самогоноварению реальное потребление алкоголя в стране, скорее всего, выше усредненных 14,3 л или даже 25 л у ТОП-5 пьющих регионов. Плюс ко всему и теневой рынок никто еще не отменял, о чем свидетельствует статистика РАР. Так, только за одну сентябрьскую декаду пресечен незаконный оборот алкогольной продукции в Чите, Дагестане, Калининградской области. В подмосковном Реутове ликвидирован подпольный водочный склад, в Ростовской области пресечена незаконная перевозка спирта, а также оборот пива, в Крыму выявлена продукция без маркировки, ну а в Ставропольском крае был демонтирован целый нелегальный алкогольный завод. В целом за период с октября 2015 года по настоящее время на территории России было выявлено 630 нелегальных производств. Так что официальная «питейная» статистика – лишь вершина потребительского «айсберга».

Риски пивоваров

Заметим, что для пивоваренной отрасли прошлый год оказался удачным. По подсчетам Союза российских пивоваров (СРП), производство в целом показало рост на 4,1%, из которых 23% составили напитки на основе пива. На улучшение ситуации во многом повлияли факторы, которые носят одноразовый характер, а именно – теплое (по сравнению с 2017-м) лето и проведение мундиаля в России. Повлияла также «замороженная» ставка акциза, которая не росла, но все равно остается очень высокой. Так, в пересчете на литры чистого алкоголя пиво стоит значительно дороже, чем крепкие напитки.

Рост пивной отрасли стал возможен еще из-за того, что среднее повышение цен на пенное было в два раза ниже продуктовой инфляции. Плюс ко всему данный сегмент оживился из-за отсутствия дополнительных законодательных ограничений в виде запрета ПЭТ-тары, введения минимальной розничной цены и других инициатив со стороны государства. Несмотря на все позитивные тренды, по словам Председателя совета СРП Андрея Губки, пивовары смотрят в будущее с консервативным оптимизмом. По-прежнему тревожит непредсказуемость регулирования отрасли, плюс ко всему в прошлом и текущем году было много инициатив по его дальнейшему ужесточению. Так что у пивоваренного бизнеса сейчас есть все условия, чтобы немного перевести дух после многолетнего падения. В принципе, и в этом году положительную динамику, считают эксперты, можно будет сохранить.

Таким образом, еще не все россияне переключились на здоровый образ жизни, исключающий спиртное. Розничные продажи в легальных торговых точках по всем сегментам – от слабоалкогольных до крепких напитков – показывают уверенный рост. Плюс ко всему сограждане серьезно заинтересовались самогоноварением, а ритейл предлагает в этой потребительской области самое разнообразное оборудование. Значит, статистика реального потребления все-таки отличается от официальных данных.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться