Как индустрия развлечений выживает в карантин

В кризисные времена сфера развлечений разделилась на два лагеря. Первый – стриминговые сервисы и онлайн-кинотеатры, которые наращивают базу клиентов и увеличивают прибыль. Второй – компании, организующие концерты и вечеринки, которые заметно сдают позиции из-за режима самоизоляции. И пока одни резво пробиваются на финансовый олимп, у других есть выбор: заморозить свою деятельность на неопределенный срок или перейти в онлайн-формат. Но как это сделать с наименьшими затратами? С чем выходить на рынок онлайн-развлечений?
Потребительский рынок / 19 мая 2020, 10:00
 Как индустрия развлечений выживает в карантин

Бесплатно и рискованно

Виртуальный концерт американского трэп-музыканта Трэвиса Скотта в игре Fortnite собрал более 12 млн слушателей. Для шоу разработчики смоделировали интерактивное цифровое пространство, в котором игроки могли действовать за своего персонажа, но не мешать друг другу. Событие также транслировалось на сервисах YouTube и Twitch. Интересно, что это не первый подобный эксперимент создателей игры – ранее диджей Marsmello собрал в Fortnite около 10 млн человек. Это результат, который не снился ни одному офлайн-мероприятию. Вот только трансляции были бесплатными, как и загрузка игры. Возможно, этим объясняется такой масштаб аудитории. Однако глава российской компании «Е-курьер» Елена Пермякова считает, что приблизиться к такому успеху и монетизировать его можно, потому что онлайн-формат развлечений привлекательнее для потребителя: «Плюс – в доступности услуги – за ней как минимум не нужно никуда идти. Кроме того, развлечения в онлайне, как правило, существенно дешевле офлайновых».

Но существует и важный минус, который отмечает глава «Е-курьер»: отсутствие человеческого контакта. Что касается самих компаний, для них переход в сеть крайне выгоден – такую модель легко масштабировать, а расходы чаще всего меньше, чем в офлайне.

«Единственный риск заключается в том, что пользователи могут просто устать от онлайна. Особенно сильно это будет заметно к концу карантина», – отмечает Елена Пермякова.

Она также подчеркнула, что главная составляющая успеха в сфере развлечений – идея, которую вы вкладываете в свой проект.

Во все тяжкие

Об этом точно знает Таисия Решетникова, одна из создателей Kinky Russia, которые недавно перешли в онлайн-формат. Она рассказала, в чем заключается уникальность ее продукта и как организуются вечеринки во время самоизоляции:

– Расскажи, что вообще такое Kinky Party?

– Kinky – означает «не такой, как все», «сексуальный», «экстравагантный», «необычный». Раньше это слово использовалась как обозначение странности человека, но позже им обобщили все вышеперечисленные эпитеты. На kinky-вечеринках можно делать все! Чаще всего люди уточняют, есть ли там секс. Да, он есть. Но это не главная цель мероприятия, в отличие от любого свингер-клуба. Очень важны правила, которые мы с моей коллегой Татьяной ввели еще на самой первой вечеринке: захотел – спроси, не нравится – откажи, «нет» значит «нет». Также у нас запрещены фото- и видеосъемки. По сути, это то, что отличает нас от секс-вечеринок, где к тебе запросто может кто-то подойти и, там, шлепнуть. Мне хотелось создать нечто изысканное, комфортное, веселое и атмосферное.

– Как устроены ваши вечеринки?

– Когда вечеринки стали происходить все чаще и чаще, мы начали экспериментировать с дресс-кодом и стилистикой – животные, супергерои, вампиры и так далее. Позже появились два формата – big edition и limited edition. Limited edition доступен нашим постоянным гостям, которых мы любим и знаем. Там меньше народу, все расслабленнее и задорнее просто потому, что люди уже опытные. На обеих типах вечеринок всегда есть бурлеск, шибари, БДСМ-экшены. Артисты тоже все проверенные. Пространство в клубе всегда разделено на зоны. Они бывают разные в зависимости от тематики вечеринки. Практически всегда есть массажная зона, бывают бассейны с шариками или игры в доктора, все оформлено согласно идее конкретного мероприятия. Это как Хэллоуин или Новый год, только раз в месяц.

– Какой у вас состав аудитории?

– Мужчин и женщин примерно поровну, в основном 25–35 лет. Но ходят, конечно, от 18 до, не знаю, 65 лет. Всякое бывает.

– В чем кардинальное отличие вечеринок, проводимых онлайн, от обычных?

– То, что ты не можешь ни с кем физически контактировать. За исключением того, с кем ты подключился. Часто подключаются парами. Они возбуждаются, занимаются сексом, а другие могут посмотреть. А так отличий практически нет. Мы встречаемся в Zoom, где у нас, по сути, большой видеочат с функционалом вечеринки. То есть ты заходишь в конференцию и видишь много маленьких окошек. Мы их называем танцполом. Дальше ты можешь присмотреть себе кого-то и вывести его на большой экран. И если тебе нравится, что на нем происходит, ты смотришь, возбуждаешься или просто общаешься. Плюс остается шоу-программа. У нас есть ведущий, который в чате объявляет участников. Все то же шибари, тот же бурлеск. Еще есть открывающий ритуал со специальными свечками из мягкого воска, которым можно капать на тело. Все выступают вживую, даже диджей. Когда идут выступления, ведущий на пять минут принудительно выводит на главный экран окошко участника шоу. Потом сворачивает, и у тебя есть еще час до следующего выступления. Если тебе кто-то понравится, ты можешь написать администратору, и он отправит вас с этим человеком (или людьми) в приватный чат, где вы можете пообщаться наедине.

– Есть ли другие источники доходов от kinky-вечеринок, кроме продажи билетов?

– От вечеринок нет, но раньше мы еще имели доход от проектов Kinky Practice и Kinky Market. В Kinky Market мы продавали фетиш-белье, но сами ничего не производили – просто сборная солянка из продуктов наших партнеров, которых мы ищем в Instagram. Кожаные портупеи, необычные украшения на лицо или тело, те же специальные свечи. Также мы делали Kinky Day. Это дневное мероприятие, куда ты приходишь без дресc-кода и не за сексом. Там у нас профессиональные сексологи и психологи ведут лекции, а также мы с Татьяной объясняем, как проходят Kinky Party, и отвечаем на вопросы. Плюс Kinky Practice, частные мастер-классы по сексуальным и БДСМ-практикам от проверенных экспертов. Они сейчас работают, но тоже исключительно в формате онлайн.

– Как изменились доходы при переходе в онлайн?

– Уменьшились, конечно. Как и аудитория. Последняя офлайн-вечеринка собрала 700 человек, а та, что была в Zoom, – в районе 250. Нам приходится ограничивать количество людей в конференции, так как программа не всегда вытягивает. К тому же мы снизили цену на билет. Если на офлайн-вечеринку он стоил 7000 рублей, то на онлайн – всего 1000 рублей.

– Как вы продвигаетесь?

– Наш Instagram банили семь раз. Со времени нашей последней реинкарнации мы никак не рекламируемся. Разве что даем рекламу блогерам и активно ведем stories. Любой другой вид рекламы для нас недоступен, потому что Facebook

и Instagram блокируют все, что так или иначе связано с сексом.

– Вы планируете продолжать устраивать онлайн-вечеринки после снятия режима самоизоляции?

– Вариантов особо нет. Даже когда карантин снимут, люди не побегут на секс-вечеринки. Как минимум из-за специфики коронавируса. Поэтому еще какое-то время с момента снятия режима самоизоляции мы будем продолжать проводить вечеринки онлайн раз в две недели. Со временем сократим до раза в месяц и вернемся в реальный мир.

Виртуальная альтернатива

Культуролог и организатор вечеринки Buhai&Tancui Стелла Гурцкая считает, что в кризисные периоды наиболее активно развиваются новые технологии и способы взаимодействия. Это логично, ведь есть экономический и социальный запросы. Однако пока переход вечеринок в интернет-пространство является лишь вынужденной мерой, поскольку их основополагающий фактор – телесность.

«Танец – это торжество телесности. Находясь в одном пространстве, вы сопряжены с другими телами, с музыкой, со светом. Все вещи в пространстве находятся во взаимодействии и взаимовлиянии, и все это откликается в ваших физических ощущениях», – говорит Стелла Гурцкая. При этом она не отрицает существования виртуальной альтернативы. Лишь подчеркивает, что необходима технология, позволяющая поместить человека в событие таким образом, чтобы он его почувствовал. Люди могут отказаться от привычного формата развлечений, только если появятся новые формы досуга, которые избавят от потребности в прежних. Либо произойдет модернизация того, что мы имеем сейчас, потому что вечеринки – не единственная офлайн-практика, которая не так привлекательна для потребителя в онлайн-пространстве.

Наиболее удачным переходом из реальной жизни в сеть г-жа Гурцкая считает гейм-индустрию, потому что этот опыт включает в себя больше социального аспекта, чем какая-либо другая сфера. Пока что индустрия развлечений несет потери. Эта сфера бизнеса отнесена к категории наиболее пострадавших от кризиса, вызванного пандемией коронавируса. По оценкам экспертов, только в Москве из-за запрета на массовые мероприятия, который фактически действует с марта этого года, рынок ивентов и развлечений потерял десятки миллиардов рублей.

Сильнее всего кризис ударил по кино и спорту. Уже отменены премьеры голливудских блокбастеров, остановлена работа над популярными сериалами и телевизионными шоу. Компания Disney объявила о рекордных квартальных потерях из-за закрытия тематических парков развлечений. Европейские и американские спортивные клубы на грани банкротства. NBA и английская премьер-лига приостановили розыгрыши сезона, отменены гонки «Формулы-1». Будет перенесен чемпионат Европы по футболу, и даже Олимпийские игры. Очевидно, что даже после полного снятия ограничений рынку понадобится время, чтобы прийти в себя, но сфера развлечений уже не будет прежней.

«Сейчас спрос не на конечный продукт, а на потребление переживаний. Не исключено, что человек после серии попыток повторить то, что было когда-то, создаст что-то принципиально новое, поскольку есть ощущение, что мир уже не может и не хочет быть таким, каким он был», – считает Стелла Гурцкая.




Также в рубрике

  • Из официальных комментариев по итогам I полугодия 2020 года.
    Потребительский рынок20 сентября 2020, 16:00
  • Карантин и падение доходов населения из-за кризиса неожиданно оказались на руку ритейлерам. В связи с изменением образа жизни и сокращением целого ряда статей семейного бюджета люди стали тратить больше денег в торговых сетях.
    Рынки20 сентября 2020, 12:00
  • Для реализации права на ежегодный оплачиваемый отпуск работник должен отработать не менее полугода, что установлено трудовым законодательством. И если он не отгулял его в полном объеме, работодателю в случае его увольнения придется рассчитаться за все года, когда сотрудник не отдыхал хотя бы один день из положенных.
    Российская экономика19 сентября 2020, 15:00
  • С 1 января следующего года вступает в силу новый федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ 5/2019 «Запасы»). В нем не содержится положений о порядке определения стоимости запасов, внесенных в уставный капитал. В этой ситуации для компаний возрастает значимость оценки активов, в том числе и независимой.
    Деньги19 сентября 2020, 11:00
  • Государственный праздник День финансиста отмечается в России в 10-й раз. Рассказать об этапах становления отечественной финансовой системы, об успехах и вызовах, с которыми сталкиваются профессионалы отрасли, «Финансовая газета» попросила президента Финансового университета при Правительстве РФ Аллу Грязнову.
    Интервью18 сентября 2020, 16:00