С Нового года россиян ждет повышение цен на мобильную связь и интернет

Тарифы на мобильную связь и домашний интернет в 2021 году могут вырасти на 10-15%. Такой прогноз сделали генеральный директор компании TelecomDaily Денис Кусков и аналитик iKS-Consulting Максим Савватин.
Потребительский рынок / 22 декабря 2020, 14:23

Генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков сказал «Известиям», что за текущий год тарифы на мобильную связь и домашний интернет уже выросли на 10-12%. По его словам, одной из главных причин этого стало снижение курса рубля, который в 2020-м по отношению к другим мировым валютам упал на 20%.

Кроме того, по мнению главы TelecomDaily, на росте тарифов сказалась и необходимость выполнения операторами требований нормативно-правовых актов, в частности увеличения объема хранилищ по «закону Яровой».

Почти на 15% стал дороже и домашний интернет. Впрочем, это не удивительно – в условиях пандемии коронавируса многие россияне были переведены на удаленку, увеличился трафик. Кстати, как уточнил Денис Кусков, рост трафика на 50-60% происходит из года в год, что, естественно, требует от мобильных компаний наращивания емкости сетей.

Помимо этого, на операторов давит необходимость исполнять требования нормативно-правовых актов ведь помимо пресловутого «закона Яровой», с нового года добавится и реализация проекта «Доступный интернет», предоставляющего бесплатный доступ к социально-значимым ресурсам.

«Вопросы необходимости хранения данных год-два назад уже обсуждались, и тогда примерные оценки затрат доходили до нескольких миллиардов долларов. На кого должны лечь эти затраты? Разумеется, на конечного потребителя. Поэтому не стоит удивляться постепенному повышению цен на связь и трафик», – отмечает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский.

Справка «Фингазеты»


По оценкам аналитиков рынка, лидером роста цен в уходящем году стал Tele2. Если ранее у оператора были самые недорогие тарифы, что было вызвано тем, что он последним из «большой четверки» выходил в большинство регионов и своеобразным демпингом привлекал к себе клиентов на уже насыщенном рынке, то теперь компания сравняла стоимость звонков и интернета с остальными.

В мае в самый разгар первой  волны пандемии, компания «Т2 Мобайл» повысила стоимость оказания услуг в среднем на 10%, при этом, как сообщала Федеральная антимонопольная служба (ФАС), экономического обоснования повышения тарифов предоставлено не было. Тогда ФАС выдала оператору предупреждение, согласно которому в течение 14 календарных дней компании надлежало вернуть тарифы к уровню, установленному ранее. Но оператор его не исполнил.

В октябре, антимонопольное ведомство направило в адрес Tele2 предписание с требованием тарифы снизить, однако в компании заявили, что с таким решением не согласны. Более того, в середине декабря клиентам компании были разосланы СМС, оповещающие, что с 4 января 2021 года компания вновь поднимет расценки.


По оценке агентства Content Review, только с марта по май из-за пандемии российские операторы потеряли около 30 млрд рублей, из которых около 40% пришлось на выпадающую выручку от закрытия розницы, а еще 30% – от роуминга. В целом же по итогам текущего года, в соответствии с прогнозом агентства, потери выручки компаний могут достичь 9-11% или около 140 млрд рублей на «большую четверку».

Компании постараются компенсировать свои убытки в самое ближайшее время за счет кошельков клиентов. По оценке Максима Савватина, в предстоящем году, при условии, если влияние пандемии будет снижаться и можно будет увидеть усиление экономической активности, мобильные услуги подорожают на 15%. Правда, это лишь при условии стабилизации курса рубля.

«Как правило, все фильмы, права на трансляции спортивных соревнований, ТВ-контент приобретаются за рубежом и оплачиваются в валюте. Если рубль сильно просядет относительно основных мировых валют, то и платежи будут расти. Компании в этом случае будут вынуждены поднимать стоимость пакета, или исключать часть каналов из предложения», – пояснил аналитик

Впрочем, Алексей Кричевский уверен: процесс удорожания будет стыдливо прикрыт «благими намерениями».

«Провайдеры и операторы работают тонко: тарифы и связь дорожают не через повышение стоимости обслуживания старого тарифа, а через добавление опций, новые тарифные планы, через подписки. Сейчас операторы “большой четверки” запускают “конструктор” тарифов, который помогает подобрать необходимые опции», – указывает он.

При этом эксперт Академии управления финансами и инвестициями призывает обратить внимание на то, что, если тарифы и растут, но с учетом себестоимости всего пакета, услуги связи теперь обходятся намного дешевле, чем еще в 2014-2015 годах.

В свою очередь в Федеральной антимонопольной службе заверили, что их специалисты ведут постоянный мониторинг цен на услуги операторов.

«С учетом текущей ситуации ведомство планирует проводить его и в дальнейшем», – сообщила начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елена Заева.


Теги:
Поделиться в соц.сетях: