Третий год падаем. Полет нормальный

Третий год падаем. Полет нормальный

Промышленность 22 Май 2016, 10:16
Третий год падаем. Полет нормальный

Без дна

В начале мая министр промышленности и торговли Денис Мантуров в интервью телеканалу «Россия 24» заявил, что сейчас наша экономика «готовится к росту», и в свете этого авторынок России может начать постепенное восстановление в следующем году.

«Мы ожидаем, что нынешний год будет переломным с точки зрения подготовки нашей экономики в целом к последующему росту, и исходим из того, что со следующего года будет постепенное восстановление автомобильного рынка. И мы, конечно же, рассчитываем на постепенное увеличение производства нашей автоиндустрии», — цитирует Мантурова агентство «РИА Новости». По мнению министра, 2017 г. «даст постепенную перспективу к увеличению объемов». Ранее Мантуров заявлял, что ожидает снижения производства в российском автопроме в 2016 г. на 5–7%.

Но пока автопром не торопится воплощать в жизнь надежды и чаяния профильного министерства. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам четырех месяцев текущего года весь российский рынок легковых автомобилей сократился почти на 15%. При этом, по мнению аналитиков агентства «Автостат», своего дна он пока не достиг, и в нынешнем году снижение продаж и производства автомобильной техники в стране продолжится. Основными причинами этого являются низкие цены на нефть и давление санкций на российскую экономику.

«При сохранении этих негативных факторов определенную надежду рынку могут дать меры государственной поддержки, которые были приняты Правительством РФ для рыночного стимулирования, такие как программы обновления автопарка, льготного автокредитования и льготного автолизинга, субсидирование экспорта и субсидирование закупки автобусов, машин скорой медицинской помощи. Также можно рассчитывать на программу поддержки производства газомоторной техники. Помимо этого ряд производителей планирует нарастить долю экспорта на фоне девальвации рубля», — поясняют в «Автостате».

Однако падение российского авторынка началось еще до введения санкций и обвала национальной валюты, и продолжается оно в целом уже третий год подряд. Максимальное снижение было зафиксировано в 2015 г., когда продажи легковых автомобилей в России составили 1,49 млн единиц — на 36,2% меньше показателя предыдущего года. Что касается реализации коммерческой техники (легкие коммерческие, грузовые автомобили, автобусы), то, по данным «Автостата», она в общей сложности составила 152,6 тыс. единиц, показав падение на 36,3%.

Снижение продаж машин повлияло и на их выпуск: в 2015 г. на территории РФ в общей сложности было произведено 1,38 млн экземпляров автомобильной техники, что на 26% ниже, чем в 2014 г. По данным Ассоциации европейского бизнеса, по итогам первых четырех месяцев 2016 г. в России было продано 440 583 машины (с учетом легких коммерческих автомобилей — LCV), и таким образом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года российский авторынок сократился еще на 14,7%.

Hyundai Solaris опережает LADA Granta

На фоне нынешних кризисных явлений — заметного повышения цен, ощутимого падения платежеспособности населения и роста безработицы — российские автомобилисты все чаще стали обращать внимание на продукцию китайского автопрома. По итогам I квартала текущего года именно китайские бренды показали самый значительный рост продаж.

По данным агентства «Автостат», за четыре месяца 2016 г. в нашей стране было реализовано 10 880 автомобилей из КНР (с учетом легких коммерческих автомобилей). Это на 10% больше, чем за тот же период годичной давности, и соответствует доле в 2,5% от всего объема российского рынка, хотя год назад данный показатель составлял лишь 1,9%.

Лидером продаж среди китайских автопроизводителей в РФ является Lifan. В январе—апреле 2016 г. своих владельцев нашли 4985 машин этого бренда, и в итоге рост продаж Lifan в России за I квартал составил 60%. Следом идут автомобили Geely, реализация которых за этот период составила 2419 штук (-3%). Замыкает тройку лидеров Chery с результатом 1768 машин (+11%). Продажи остальных марок из Поднебесной выглядят скромнее, но практически все они демонстрируют положительную динамику: Brilliance (+43%), DFM (+76%), Changan (+109%), Haima (+39%).

В целом же, по подсчетам агентства, топ-10 автопроизводителей в России по итогам января—апреля возглавляет группа AVTOVAZ-Renault-Nissan, реализовавшая за четыре месяца 146 149 автомобилей (-17,4% к аналогичному периоду 2015 г.), что соответствует доле в 33,2%. На втором месте находится Hyundai-KIA с объемом 86 719 проданных экземпляров (-16,2%) и рыночной долей в 19,7%. Третью строчку занимает VW Group с объемом 47 994 автомобиля (-12,5%) и долей в 10,9%. Эти три группы вместе занимают свыше 60% российского авторынка.

Среди тех автокомпаний, кто в I квартале продемонстрировал рост, аналитики называют Ford (+ 73,6%), УАЗ (+17,9%), GAZ (+9,7%) и Toyota Group (+0,9%). У других участников рынка наблюдается снижение продаж, причем наибольшее — у GM Group (-52,9%).

Если говорить о конкретных моделях, то на данный момент лидером продаж является Hyundai Solaris, продажи которого за четыре месяца составили 29 627 единиц — на 12,3% меньше, чем годом ранее. Вторую строчку в модельном рейтинге занимает LADA Granta с показателем 28 781 автомобиль (-29,9%). Замыкает тройку лидеров KIA Rio, результат которого достиг 23 256 штук (-11,4%).

Наибольший рост продаж в I квартале 2016 г. среди 20 моделей-лидеров демонстрирует Nissan Qashqai (+60,9%). Положительную динамику показали также Toyota RAV4 (+47,7%), Renault Duster (+13,6%), Volkswagen Polo (+12,5%) и УАЗ Патриот (+19,9%). Большинство же моделей, вошедших в топ-20 по версии «Автостата», испытывают падение продаж. Самое сильное — у LADA Priora (-37%).

В апреле 2016 г. самой продаваемой моделью в России в сегменте внедорожников и кроссоверов (SUV) стал Renault Duster, который разошелся тиражом в 4453 экземпляра — на 3% меньше, чем годом ранее. К слову сказать, по итогам первых четырех месяцев текущего года Renault Duster остается лидером российского рынка в сегменте SUV. Всего за этот период было продано 15 266 экземпляров этой модели, что на 13,6% больше, чем год назад. Второе место занял другой кроссовер — Toyota RAV4, который был продан в количестве 2874 единиц, показав рост на 42,2%. Совсем чуть-чуть отстал от него внедорожник Chevrolet Niva с результатом 2866 автомобилей (-4,8%). Далее в рейтинге покупательских предпочтений в данном сегменте идет вазовский внедорожник LADA 4×4 (1855 шт.; -41,3%), а замыкает пятерку лидеров KIA Sportage (1624 шт.; -24,8%).

АвтоВАЗ просыпается

Как сообщает пресс-служба «АВТОВАЗа», по результатам апреля продажи автомобилей бренда LADA впервые за последние два года увеличились. В минувшем месяце в России было продано 24 648 автомобилей LADA, что на 7,8% больше, чем в апреле 2015 г., и на 10,7% больше, чем в марте 2016 г. По предварительной оценке компании, доля марки LADA на российском рынке достигла 20%.

Лидерами апрельского роста стали модели LADA Granta, LADA Vesta и LADA XRAY. Продажи LADA Vesta увеличились на 4,9% по отношению к марту (до 4821 автомобиля), а XRAY, вышедший на рынок в феврале, показал 44%-ный рост (продано 2184 экземпляров). При этом XRAY существенно улучшил свои позиции в рейтинге самых популярных легковых автомобилей на рынке РФ, поднявшись, по предварительной оценке, с 23-го на 14-е место. LADA Granta (9888 шт.), по предварительным данным, в апреле стала лидером в рейтинге самых продаваемых автомобилей в России. LADA Vesta занимает четвертую строчку общероссийского рейтинга.

Мы будем их помнить

Минувший месяц ознаменовался еще и тем, что в апреле российский авторынок покинули восемь автомобильных моделей. Так, компания Geely прекратила поставки и производство моделей MK и MK Cross, обещав впоследствии заменить их другими вариантами. Кроме того, российские покупатели лишились машин японской марки Acura — люксового подразделения компании Honda. По словам представителей компании, это связано в первую очередь с рыночной ситуацией России и общим падением нашего автомобильного рынка. Сейчас в продаже остались только кроссоверы MDX и седаны TLX.

Также, по данным агентства «Автостат», компания Suzuki завершила в нашей стране продажу кроссоверов SX4 Classic, а новый SX4 покинул российский рынок еще в январе этого года. Впрочем, как сообщает агентство со ссылкой на представителей Suzuki, осенью кроссовер может вернуться к нам уже в обновленном виде.

Компания Fiat сократила свой модельный ряд в России практически до минимума, убрав из отечественных автосалонов свой минивэн Doblo Panorama. Компания Citroen тоже снимает с продажи свой кроссовер C4 Aircross, мотивируя это тем, что данная модель не пользуется здесь спросом: в 2015 г. было продано только 276 машин.

Как пишет газета «Коммерсантъ», с российского авторынка могут уйти и бренды класса «люкс» — Rolls Royce, Maserati, Aston Martin, Ferrari, Bugatti и Tesla. Правда, не из-за убытков, а из-за внедрения в нашей стране систем безопасности ЭРА-ГЛОНАСС. Дело в том, что для сертификации в рамках этой системы импортеры должны отдавать на краш-тесты по две машины каждой модели — для тестирования фронтального и бокового ударов. Такое расточительство продавцы себе позволить не могут: это обойдется им слишком дорого и сделает нерентабельным присутствие люксовых брендов на российском рынке. Внедрение ЭРА-ГЛОНАСС намечено на начало 2017 г.

Аналитики рынка считают, что на этом процесс исхода зарубежных моделей с российского рынка не остановится. Судя по статистике АЕБ, наименьшим спросом у покупателей в апреле пользовались автомобили брендов Chrysler (продано лишь 11 штук) и Alfa Romeo (29 реализованных автомобилей). Вполне возможно, что эти компании тоже захотят вывести с рынка какие-либо из моделей — для снижения убытков и оптимизации издержек.

«Рынок продолжает показывать постоянное, хотя и медленное, продвижение к тому, чтобы нащупать дно в терминах сравнения года к году, — считает Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ. — Между тем абсолютные объемы продаж упали до самых низких значений за 10 лет, что в равной степени касается как марта и апреля, так и совокупного результата первых четырех месяцев года. В этих обстоятельствах горячо приветствуется решение российского правительства о продлении мер по стимулированию рынка. Это — правильное действие, нацеленное на то, чтобы помочь рынку преодолеть, возможно, самый тяжелый период в современной истории».

Юлия Земцова

Продажи автомобилей в России

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться