Российский рынок телематики на пороге удвоения

Российский рынок телематики на пороге удвоения

Что ждет российский рынок телематики в будущем.
Страхование / 24 Июн 2017, 09:51
Российский рынок телематики на пороге удвоения

В развитии и становлении мирового рынка страховой телематики (система мониторинга управления автомобилем, используемая в договорах КАСКО) можно выделить три этапа. Первый – это накопление статистики, основанной на данных, полученных от телематических устройств. Второй – время зрелого осознания и оценок эффективности проектов страховой телематики. И следующий этап – это бурный рост. Переход к третьему происходит тогда, когда экономическая выгода ряда страховых компаний становится очевидна для всех игроков рынка и компании начинают лавинообразно копировать успешные продукты. В среднем на период пилотов уходит порядка трех лет, на развитие – около пяти лет.

Мировой рынок страховой телематики, в частности США и Европы, уже вышел на третий этап. Российский, к сожалению, отстает в развитии от Италии и США как минимум на 5–8 лет.

Сдерживающим фактором развития страховой телематики в России является падение продаж автомобилей и экономический кризис. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2016 г. российский рынок новых автомобилей упал на 11%. Но это и стимул развития, так как заставляет страховые компании искать нестандартные решения и способы развития бизнеса. 

При падении продаж полисов становится сложнее покрывать страховые случаи существующих клиентов. Поэтому на первое место выходит борьба с издержками: оптимизация бизнес-процессов и затрат, борьба с мошенничеством (фродом), мотивация существующих страхователей к безаварийному вождению, отсеивание клиентов (селекция) с высоким риском потенциальных убытков, разработка страховых тарифов с использованием ограничения рисков и умной франшизы.

Что касается потребителей, то у некоторых существует страх за сохранение приватности получаемых данных. Но если сравнить Россию с другими странами, у наших соотечественников не так уж завышен уровень опасений. По данным компании Gfk, Россия входит в топ-3 стран с самым большим числом пользователей, готовых предоставлять свои персональные данные в обмен на скидки и бонусы. Тем не менее страх, что, если поставить в автомобиль телематическое устройство, оно будет следить за водителем, присутствует у многих.

Российский страховой рынок определенно ждет рост программ страховой телематики. Количество полисов в моторном страховании с использованием телематики в 2017 г., по нашему мнению, по меньшей мере, удвоится по сравнению с текущим. Потенциал роста мы видим в том числе за счет внедрения телематических устройств в европротокол. Драйвером также могут стать решения на базе государственной программы ЭРА ГЛОНАСС.

По нашим оценкам, общий накопленный объем рынка страховой телематики на конец 2016 г. в России насчитывает 60 000 устройств. По сравнению с 2015 г. он уже увелич ился в 2 раза: в 2015 г. насчитывалось около 30 000 полисов с телематикой.

В то время как, например, в ноябре 2015 г. на европейском рынке начитывалось около 4,4 млн пользователей программ страховой телематики. В Европе развитие страховой телематики началось в 2003 г. (в Италии был запущен первый пилотный проект страховой компанией Unipol), и сегодня Европа становится самым значимым рынком в этой области и одновременно полем для экспериментов. 
Североамериканский регион в 200

9 г. вошел в фазу активного развития, в 2015 г. произошел бурный рост: в июне было активно уже 5,1 млн устройств. Сегодня Америка – самый большой рынок страховой телематики. Азиатский рынок можно сравнить с российским – он формирующийся, в Австралии схожая картина.

Сегодня во всем мире всего действует около 230 телематических программ. В США и Италии «умное» страхование – это сейчас абсолютный мейнстрим. Около 30% новых активностей в бизнесе страховых компаний – это телематические проекты.

На российском рынке страховой телематики проекты можно классифицировать по нескольким критериям.

Первый – по размеру страховой компании. Для ТОП-20 компаний существует мотивация работы с имеющимся страховым портфелем, есть уже сложившаяся клиентская база и выстроенные каналы продаж. Для них телематические решения – возможность изменения качества работы с клиентами. Остальные не имеют стабильного положения в моторном страховании, и ключевая цель внедрения телематики – увеличение количества клиентов. Для больших страховых компаний с широкой продуктовой линейкой, решения с телематикой не являются локомотивными и не продвигаются так активно, как у небольших игроков, для которых они становятся флагманскими. 

Что касается продаж и популярности у россиян, то, конечно, в абсолютных цифрах крупные страховщики имеют большее проникновение. У небольших компаний ежедневно продается около 10–20 полисов с телематикой, у больших игроков эта цифра в разы больше. 

Второй критерий разделяет участников рынка на тех, кто осознанно приходит к внедрению проекта страховой телематики и создает инновационные продукты, и тех, кто под влиянием веяний рынка создают решение, но не ставят перед собой конкретных целей. Это влияет на активность, с которой компания инвестирует в проект, и как она определяет удовлетворенность от внедрения продукта.

С технологической точки зрения на рынке есть решения, которые являются полноценными для реализации программ страховой телематики, это телематическое оборудование, установленное в автомобиль. Существуют и мобильные приложения, функционирующие, скорее, как маркетинговый инструмент и являющиеся способом сбора данных. 

Большее распространение на российском рынке получили первые решения, так как только они являются достоверным источником некорректируемых данных для страховой компании. Приложение для смартфона для некоторых игроков рынка кажется привлекательным, например, потому, что не требует больших затрат на внедрение. Но российский рынок не чувствителен к таким продуктам.

Дополнительную ценность страховой телематике придает тот факт, что данные, собираемые устройствами, могут активно использоваться для проникновения в те сегменты рынка, которые сложны для страхования из-за короткого срока использования автомобиля, такие как car-sharing и аренда. Объемы данных, получаемые на временном горизонте нескольких часов, позволяют с достаточной точностью определить стиль вождения и оценить риски данного водителя. На более длинных временных горизонтах собираемые данные попадают в категорию Big Data и позволяют использовать для их анализа различные методы кластерного и статистического анализа.

В целом, использование телематических устройств наряду с активным применением статистических методов позволяет строить различные рейтинговые модели для классов автомобилей, водителей, клиентских групп страховых компаний. На базе таких моделей становится возможным продавать taylor-made страховые продукты, которые невозможно было сконструировать, пользуясь традиционными методами оценки риска.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться