Сборы по ОСАГО падают, но сам бизнес остается выгодным

Сборы по ОСАГО падают, но сам бизнес остается выгодным

По информации Российского союза автостраховщиков, объем страховой премии по обязательному страхованию автогражданской ответственности в минувшем году снизился до 228 млрд руб. с 235 млрд руб. годом ранее.
Страхование / Борис Соловьев 12 Фев 2018, 15:11
Сборы по ОСАГО падают, но сам бизнес остается выгодным

Средняя премия по ОСАГО также ушла в минус, хотя в 2014 году ее рост составлял 12%, в 2015 году – 57%, а в 2016 году – 9%. В текущем году, по прогнозам рейтингового агентства «Эксперт РА», показатель сборов останется на нынешнем уровне или даже немного снизится.

Премии падают, выплаты растут

Сейчас в России насчитывается порядка 50 млн единиц техники, включая грузовики, автобусы, экскаваторы и комбайны, подлежащей страхованию автогражданской ответственности. Только продажи новых автомобилей в прошлом году, по данным Ассоциации европейского бизнеса, составили почти 1,6 млн штук, что на 11,9% выше уровня 2016 года. Казалось бы, этот рынок должен расти.

Однако падение сборов по автогражданке объясняется тем, что год от года растет число дисциплинированных водителей, получающих скидки за безаварийную езду. Действительно, по данным ГИБДД, число ДТП за 11 месяцев прошлого года снизилось на 3,9%, а в 2016 и 2015 годах аварийность упала на 6,3% и 8,9% соответственно.

И вполне логично, что, как сообщает Российский союз автостраховщиков, средняя премия в минувшем году снизилась на 4% до 5,819 тыс. руб. 

Снижение аварийности, на первый взгляд, должно было бы благоприятно сказаться на расходах страховщиков, но и это не так. При снижении страховой премии сильно растет средний объем выплат, который за 11 месяцев минувшего года повысился на 10% и достиг 75,763 тыс. руб.

Как известно, 28 апреля прошлого года вступил в силу закон о натуральном возмещении ущерба по ОСАГО, который предусматривает, что ремонт автомобиля невиновного в аварии водителя преимущественно будет осуществляться на станциях технического обслуживания. Денежные выплаты ущерба предусмотрены в исключительных случаях.

Но за прошлый год стоимость запчастей в рублевом эквиваленте снизилась, поскольку еще год назад крупные поставщики комплектующих закладывали в цену деталей автомобилей валютный курс 70 и выше руб. за доллар. Стоимость работ также не выросла из-за большой конкуренции. Следовательно, можно предположить, что в результате введения «натурального ОСАГО» страховые компании стали вынуждены выплачивать за ремонт большие суммы, поскольку прежних размеров выплат, действительно, объективно не хватало на ремонт.

Дважды два – не всегда четыре

По данным РСА, объем выплат по ОСАГО в 2017 году вырос на 9% и достиг 181 млрд руб. Если разделить это число на собранные в виде страховой премии 228 млрд руб., то рентабельность ОСАГО по привлеченным средствам составляет чуть более 20%. И это без учета инвестиционного дохода, который страховая компания получает в результате размещения временно незадействованных финансовых ресурсов. Для сравнения: доходность классического брокерского бизнеса составляет порядка 8%, а банковского – 5% от объема клиентских активов.

Но глава РСА Игорь Юргенс придерживается другой точки зрения, впрочем, не аргументируя ее какими-либо расчетами. По его мнению, судить о финансовом результате страховых компаний, вычитая из объема сборов объем премий, некорректно. 

«Ведь страховщики должны формировать резерв, запас прочности на случай будущих выплат. По одному договору можно обратиться за выплатой не только в год его заключения, а в течение трех лет, а по убыткам, связанным с причинением вреда жизни или здоровью потерпевших, срок исковой давности вообще отсутствует. В первые месяцы 2017 года кассовый результат показывал отрицательные значения, и, если бы не были сформированы резервы, страховщики не могли бы оплатить эти убытки», – сказал глава РСА.

Однако если посмотреть на диаграмму объема страховых сборов и выплат, то накопленной только за последние 6 лет валовой прибыли страховщиков в размере почти 390 млрд руб. должно было бы хватить не только на покрытие кассового разрыва в какие-то месяцы, но и на бесплатное страхование всех автовладельцев на пару лет. И это опять-таки, не считая инвестиционного дохода, на который и должны существовать страховые компании.

Тем не менее господин Юргенс отмечает большие судебные издержки и штрафы, повышающие накладные выплаты страховщиков. «К накладным относятся немалые штрафы по закону о защите прав потребителей, оплата услуг экспертов и автоюристов, другие штрафы и пени», – сказал он. Но сложно представить, чтобы суды принимали в массовом порядке решения в пользу автовладельцев исключительно в нарушение закона, поскольку автоюристы на свои гонорары скупили всех судей. Более вероятно предположение о давно вошедшем в систему занижении размера выплат.

Материалы по теме
Новые виды страхования
Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться