«Натуральное ОСАГО» повысило рентабельность страховщиков

«Натуральное ОСАГО» повысило рентабельность страховщиков

На минувшей неделе Банк России опубликовал данные по итогам сборов и выплат по обязательному страхованию автогражданской ответственности, которые вновь демонстрируют несостоятельность доводов лоббистов о необходимости повышения тарифов ОСАГО. Возможно, эти цифры натолкнули ЦБ на мысль не проводить тарифную реформу этого вида страхования, а сначала провести парламентские слушания, тем самым разделив ответственность за возможное недовольство населения и ошибки с избранниками народа.
Страхование / Борис Соловьев 15 Сен 2018, 18:00
«Натуральное ОСАГО» повысило рентабельность страховщиков

Выплаты упали на треть

По данным Банка России, в первом полугодии нынешнего года ОСАГО стало одним из немногих значимых для страхового рынка сегментов, показавших хоть и небольшое, но снижение сборов страховой премии. По сравнению с тем же периодом прошлого года показатель уменьшился на 1,7%, до 107,3 млрд руб. Но при этом произошло просто обвальное падение объема выплат, которые стали меньше на 35,8% и составили лишь 66,5 млрд руб.

По информации Российского союза автостраховщиков, средняя выплата по ОСАГО в январе – июне 2018 года снизилась на 16%, до 64,553 тыс. руб., при этом снижение средней премии составило на порядок меньшую величину – 1,4% (5,67 тыс. руб. в абсолютных цифрах).

Глава РСА Игорь Юргенс объясняет снижение размера выплат прежде всего началом широкого применения практики натурального возмещения убытков по страховым случаям, что сопряжено с уменьшением платежей страховщиков так называемым автоюристам, а также снижением расходов на судебные издержки, пени и штрафы. Другим фактором он назвал такой обнадеживающий факт, как снижение аварийности.

«В рейтинге регионов, который ведет РСА, частота страховых случаев по стране за первый квартал текущего года составляет 5,7%, а годом ранее – 7,1%. Таким образом, если обобщить все тренды, водители стали меньше попадать в аварии, стали ездить аккуратнее, а также более активно стали пользоваться натуральным возмещением, где нет возможности делать «накрутки» размера выплат со стороны криминальных посредников», – пояснил глава РСА.

Официальная статистика ГИБДД также говорит о снижении числа дорожно-транспортных происшествий за полугодие на 2,4%, до чуть менее 69,7 случая.

Скорее всего, основной причиной сокращения как суммарной, так и средней выплаты по ОСАГО все-таки стало натуральное возмещение. Страховщики выбирают автоцентры для ремонта, мягко говоря, довольно среднего уровня. При этом авторемонтники за счет гарантированного потока заказов имеют все возможности для уменьшения стоимости работ и экономии на закупаемых оптом запчастях и расходных материалах.

С другой стороны, страховым компания стало сложнее занижать суммы выплат, а именно этот фактор являлся главной причиной появления «автоюристов», которые через суды добивались справедливых выплат, а также оговоренных законодательством штрафов и пеней.

Не исключено, что во втором полугодии ситуация может измениться в худшую сторону. Прежде всего если девальвация рубля продолжится, то цены на импортные запчасти, а их подавляющее большинство, будут расти опережающими темпами.

Не исключено, что в данных условиях, чтобы не уменьшать прибыль свою и страховщиков, станции техобслуживания будут использовать все более и более дешевые комплектующие, прежде всего масла и краски.

Но в любом случае говорить о неприбыльности ОСАГО не приходится. Тем более что к суммарному валовому доходу по ОСАГО можно добавить еще примерно 5–7% от объема сборов – это будет сумма полученного инвестиционного дохода страховщика от размещения средств, например, в те же ОФЗ.

Реформа откладывается

Весной нынешнего года пошли разговоры о реформе ОСАГО. Банк России намеревался расширить тарифный коридор на 20% в обе стороны, до 2,7–4,9 тыс. руб., с действующего сейчас 3,4–4,1 тыс. руб. для легковых автомобилей. Предполагается, что эта мера усилит конкуренцию среди страховщиков и позволит перейти тарифообразованию по ОСАГО на рыночные принципы.

Планируется также увеличить до 50 число градаций понижающих и повышающих коэффициентов, зависящих от возраста и стажа водителя, а также внести изменения в расчет коэффициента скидок за безаварийное вождение, снизив страховые платежи для аккуратных водителей.

Последовали также предложения Минфина и правительства отменить коэффициенты мощности автомобиля и территории преимущественного использования машины. Против этих возможных нововведений выступают некоторые страховщики, заявляя о том, что вероятность совершить ДТП зависит от региона – интенсивности движения и развитости дорожной сети. Отчасти это так, но именно в регионах с большой плотностью автомобилей наиболее качественные дороги и хорошая организация дорожного движения.

И уж совсем не аргументирована точка зрения, что вероятность совершить ДТП на машине с мощным двигателем больше, а наносимые повреждения мощными машинами выше. Размер ущерба автомобилям, согласно законам физики, зависит исключительно от массы и скорости участвовавших в ДТП авто, а также от их конструктивных особенностей.

Однако, как заявил недавно зампред Банка России Владимир Чистюхин, регулятор даже не направил планируемые «свои» изменения в Минюст и планирует вынести обсуждение вопроса на парламентские слушания. Возможно, это решение связано с тем, что ЦБ хочет собрать все предлагаемые нововведения, в том числе и появление полисов ОСАГО с разными страховыми покрытиями, и провести их в виде поправки к закону.

Не исключено, что ЦБ просто не решился брать на себя единоличную ответственность за расширение тарифного коридора, прекрасно понимая, что это приведет к росту цен на ОСАГО в целом по рынку и подольет масла в огонь, разожженный планируемым повышением пенсионного возраста. Страховщики и их лоббисты который год подряд говорят об убыточности ОСАГО, хотя цифры свидетельствуют, что это не так. Поэтому нет сомнений, что при возможности повысить страховую премию все крупные игроки рынка быстро договорятся о совместном увеличении тарифов, и доказать такой сговор будет невозможно. Примерно такая же ситуация наблюдалась на рынке бензина весной этого года.

Конечно, некоторые мелкие компании будут демпинговать и вводить минимальные ставки страховых сборов. Однако страховать свою ответственность в мелких компаниях – большой риск не только из-за повышенных рисков банкротства страховщика, но и с точки зрения более низкого качества обслуживания, в том числе при ремонте автомобиля.

Возможно, именно в ходе парламентских слушаний будет выработан механизм защиты от массового повышения тарифов ОСАГО. По крайней мере, на это настроен глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков, заявивший: «Моя точка зрения – тарифы повышать сейчас не стоит. Тема ОСАГО социально чувствительная, и когда пошли разговоры о повышении тарифов на ОСАГО, конечно, в Госдуме это вызвало повышенный интерес, тем более мы получали сигналы от автолюбителей».

Без ОСАГО дешевле

В прошлом году ГИБДД выписало чуть менее 3 млн штрафов за управление транспортным средством без полиса ОСАГО. Учитывая, что далеко не всех незастрахованных поймали, а также что часть автомобилистов ездит по поддельным полисам, которые инспекторы Госавтоинспекции не распознали, можно предположить, что как минимум 5 млн автомобилей управляются водителями без наличия ОСАГО. Это составляет примерно 10% от числа зарегистрированных в стране машин. Если посмотреть в деньгах, то страховщики недополучают порядка 30–40 млрд руб. страховых взносов.

В то же время штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет 500–800 руб., причем сумму платежа можно снизить вдвое, если произвести оплату в течение 20 дней после получения постановления. Несложная математика показывает, что при средней стоимости полиса ОСАГО 5670 тыс. руб. на проверки ГИБДД нужно попасть более 14 раз в год, чтобы заплатить по штрафам больше, чем составляет стоимость страхового полиса. Аккуратных водителей на недорогих машинах для проверки документов сотрудники Госавтоинспекции останавливают 2–4 раза в год.

Таким образом, если не становиться виновником ДТП, то ездить без ОСАГО намного выгоднее. Однако в случае причинения ущерба платить придется из своего кармана, и хорошо, если это будут не владельцы новых дорогих иномарок.

Для борьбы с нарастающей тенденцией отказа от обязательного страхования ответственности предполагалось «научить» камеры распознавать машины, на которые не оформлен полис ОСАГО. Это решило бы все проблемы сразу: сумма штрафов за езду в течение часа по Москве намного превысила бы стоимость годового полиса обязательного страхования ответственности.

Но пока пилотный проект, намечавшийся к реализации в столице, отложен с не очень убедительными объяснениями в «организационных тонкостях» и «слабой юридической базе». Однако возможно, что нововведения и вовсе не будет, потому что законодатели все-таки хотят привязать полис не к машине, а к конкретному водителю. В то же время такой большой процент «безполисников» заставляет страховщиков и их лоббистов задуматься, что дальнейшее повышение тарифов будет способствовать более массовым отказам от покупки ОСАГО и использованию подделок.

Введение натурального возмещения по ОСАГО резко снизило объем страховых выплат. Но при этом порядка 10% машин ездят по дорогам без полиса. Сейчас проходят парламентские слушания по нововведениям в закон об ОСАГО, которые, возможно, снизят финансовое бремя для дисциплинированных водителей.

Объем страховых премий и выплат по ОСАГО

Год

Объем премий, млрд руб.

Объем выплат, млрд руб.

2012

121,7

65,0

2013

134,2

77,4

2014

150,3

89,1

2015

220,2

121,9

2016

235,6

165,9

2017

228

181

1п 2018

107,3

66,5

По данным РСА, ASN-NEWS, ПРАЙМ

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться