Страховой рынок тормозит, но рентабельность все еще высока

Страховой рынок тормозит, но рентабельность все еще высока

По итогам 2018 года рынок страхования стал одним из самых быстрорастущих сегментов российской экономики, показав прибавку по такому показателю, как объем сбора страховых премий, примерно в 14%.
Страхование / Борис Соловьев 15 Сен 2019, 12:00
Страховой рынок тормозит, но рентабельность все еще высока
Еще в начале года многие ожидали, что рынок продолжит расти такими же темпами. Однако уже первый квартал эти надежды разрушил: рост составил символические 0,3%. Во втором полугодии ситуация немного улучшилась, и страховщики увеличили сбор страховых премий на 1,8% по сравнению с прошлогодним уровнем. В целом же за полугодие рынок вырос на 1%, до 739,3 млрд руб., и уже ясно, что по итогам года прежних темпов прироста показано не будет.

Смена драйверов

Предыдущие годы основным драйвером роста страхового рынка был сегмент страхования жизни, на который приходилось примерно треть страховых сборов, а темп его роста в прошлом году, по данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), составил 33% против 45% в 2017 году. И сейчас страхование жизни остается крупнейшим сегментом страхового рынка, но, по данным президента ВСС Игоря Юргенса, в первом полугодии 2019 года общий объем премий страховщиков жизни снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10%, до 198,6 млрд руб.

Но данный сегмент развивался неравномерно. Банк России, например, отмечает мощный рост премий в кредитных видах страхования: только объем взносов по страхованию от несчастных случаев и болезней и страхованию жизни заемщиков вырос на 16,7 млрд руб. – это 8,4% от всего объема страхования жизни. 

Такая динамика вызвана ростом кредитования физических лиц банками: по данным ЦБ, объем кредитов физическим лицам в первом полугодии увеличился на 9,5% и достиг 16,3 трлн руб. При этом, по данным Бюро кредитных историй «Эквифакс», средняя сумма потребительского кредита во 2-м квартале 2019 года достигла исторического максимума в 191 тыс. руб., что на 8% больше, чем во 2-м квартале 2018 года, и на 42% больше, чем за аналогичный период 2017 года. И многие банки требуют страховать крупные займы. Законодательно обязать заемщика застраховать свою жизнь и здоровье при выдаче кредита нельзя, но для отказывающихся это сделать банки повышают процентную ставку.

Фактически навязывание страховки стало для банков еще одной статьей дохода. Так, по информации ЦБ, объем полученного банками от страховых компаний вознаграждения только во втором квартале составил 51,5 млрд руб. При этом средний уровень комиссии кредитных организаций за заключение страхового договора составляет гигантские 37,6%, в то время как в среднем агенты получают 30,1%. Такие огромные комиссионные наводят на мысль, что страховые тарифы сильно завышены. Впрочем, это подтверждается и отношением страховых сборов к выплатам. Так, за второй квартал объем собранных страховых премий составил 360,7 млрд руб., а страховых выплат – 146,4 млрд руб. При том что прирост объема выплат был зафиксирован на уровне 15,5%, а прирост премий составил лишь 1,8%, прибыль страховщиков до налогообложения выросла на 11,4%, до 123 млрд руб.

От ИСЖ к НСЖ

Среди позитивных моментов развития российского рынка страхования можно отметить резкое, примерно на треть, до 92,3 млрд руб., падение сборов по Инвестиционному страхованию жизни (ИСЖ), которое раньше было главным драйвером рынка страхования жизни. Суть продукта заключается в том, что небольшая часть страховой премии направляется на непосредственно страхование жизни и здоровья клиента, а основная сумма – на инвестиционные вложения. При этом комиссионные выплаты посредникам за привлечение клиента на ИСЖ достигали 20% от вносимой клиентом суммы. Такие расходы при инвестировании, например, в ОФЗ можно «отбить» не менее чем за 3 года.

В результате финальная доходность по многим программам оказалась намного ниже показанной банковскими депозитами, в то время как при заключении договора большинство клиентов были уверены, что высокая доходность гарантирована. Уход недовольных клиентов, рост финансовой грамотности и вступившие в силу указания ЦБ о необходимости информировать клиентов о рисках и о негарантированности дохода при заключении ИСЖ и привели к падению данного сегмента.

Впрочем, на его место пришло набирающее силу Накопительное страхование жизни (НСЖ). Суть его заключается в том, что на вносимую сумму страховая компания начисляет фиксированные проценты, а клиент при этом становится застрахованным от выбранных ими рисков. Прирост премий по этому виду страхования, по данным ВСС, в первом полугодии составил 55%, а всего было собрано 44,7 млрд руб.

Одним из «подводных камней» НСЖ является то, что, как правило, в договоре прописывается необходимость ежегодного довнесения средств, и многие клиенты этого либо не замечают, либо перестают иметь возможность вносить регулярные платежи. При этом, как и ИСЖ, договор НСЖ можно досрочно расторгнуть со значительной, в десятки процентов от внесенной суммы, потерей средств. Скорее всего, в среднесрочной перспективе НСЖ ждет судьба ИСЖ – страховые премии будут снижаться с ростом финансовой грамотности населения, поскольку такие инструменты сбережения и приумножения капитала не слишком эффективны.

ОСАГО дешевеет

Уже много лет страховщики говорят об убыточности ОСАГО и необходимости поднять тарифы. Между тем соотношение собранной страховой премии и произведенных выплат говорит, что это не так. Более того, в начале января был расширен тарифный коридор базовой ставки ОСАГО на 20% вверх и вниз, и многие страховые компании стали снижать тарифы.

В результате этого, а также реформы коэффициента бонус-малус, по данным президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, в первом полугодии средняя цена полиса ОСАГО уменьшилась по сравнению с годом ранее на 5,5%, до 5 363 руб. Однако за счет роста числа заключенных договоров ОСАГО на 0,8%, до 19,38 млн штук, совокупная сумма страховой премии уменьшилась лишь на 4,7%, до 103,95 млрд руб.

При этом отмечается рост среднего размера выплаты – на 3,7% до 66,5 тыс. руб. С учетом того, что число заявленных убытков выросло на 5,2%, до 1,14 млн штук, общая сумма страховых выплат увеличилась на 8,8%, до 74,22 млрд руб. Таким образом, совокупный валовый доход страховщиков от ОСАГО составляет чуть менее 30 млрд руб., или 28,6% от объема собранной суммы.

Падает средняя стоимость и автокаско. По данным Банка России, за последние три года средний показатель сократился в 1,5 раза, в том числе только во втором квартале каско подешевело на 4,8%, до 33,1 тыс. руб. Такая тенденция связана, прежде всего, с продолжающимся падением доходов населения, в результате чего все больше и больше автовладельцев выбирают либо усеченные программы страхования, либо пользуются франшизами.

Пока этот сегмент рынка поддерживают государственные программы стимулирования покупки новых автомобилей и рост кредитных авто. Как правило, покупка машин по госпрограммам и в кредит предусматривает приобретение полиса каско. Однако прогноз по дальнейшему развитию автострахования негативный и связан он, прежде всего, с падением продаж автомобилей. Если в прошлом году в России объем продаж новых машин вырос на 12,8%, до чуть более 1,8 млн штук, то по итогам первого полугодия, по данным Ассоциации европейского бизнеса, спад продаж составил 2,4%.

Впрочем, сегмент ОСАГО получит поддержку от начавшейся кампании по выявлению тех водителей, которые ездят без полиса или с поддельным полисом. На автомобильных дорогах уже начали устанавливаться камеры, которые по номеру машины определяют, оформлен ли на данную машину полис ОСАГО или нет. Пока владельцам таких автомобилей отправляются «письма счастья» с указанием о необходимости приобретать обязательную страховку, но уже скоро будут выписываться штрафы.

Однако даже негативные факторы не приведут в обозримом будущем к отрицательной рентабельности страховщиков по автострахованию. Наоборот, тренд снижения стоимости полисов, вызванный обострением конкуренции в борьбе за клиента, вполне может быть продолжен.

староховой рынок.jpg

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться