Каким будет ОСАГО для беспилотников

Как планирует Минтранс, к 2024 году на российских дорогах постепенно начнут появляться беспилотные автомобили. К этому моменту необходимо подготовиться не только участникам дорожного движения и ГИБДД, но и страховщикам.
Страхование / 21 апреля 2021, 19:46

Как отмечают в редакции проекта «ОСАГО: общественная экспертиза», страховым компаниям предстоит создать специальные продукты автострахования для беспилотников и, что очень важно, «разработать и внести коррективы в нормативно-правовые акты закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», которые определяют предельные тарифы страховки, периодичность прохождения техосмотра и штрафы».

Подчеркивается, что ныне действующая редакция закона об ОСАГО – «не для водителя, а для владельца». Ведь если автовладелец едет на пассажирском сиденье, то за рулем может находиться как другой человек, вписанный в полис, так и робот – особой разницы для владельца не существует. Поэтому ожидается, что изменения в законе прежде всего коснутся переоценки факторов риска. Кроме того, на передний план выходит такой вопрос: если беспилотник нарушит правила или станет виновником аварии, то кто в этом случае будет нести ответственность? По данным «ОСАГО: общественная экспертиза», экспертное сообщество склоняется к мнению, что «скорее всего, потребуется ввести коллективную ответственность для марки автопилота, который установлен в автомобиле, а не оценивать каждый конкретный автомобиль».

Директор по отраслевым решениям в страховании IT-компании «КРОК» Андрей Крупнов в целом согласен с этой позицией. Он полагает, что с точки зрения страхования беспилотных автомобилей «получается скомбинированный расчет риска». С одной стороны, по его мнению, должен отвечать сам водитель, как человек, генерирующий какие-то риски за рулем, а также система помощи (то есть автопилот), которая должна снижать уровень этих рисков. «Страховой тариф должен возникать на стыке одного и второго», – подчеркивает эксперт.

Однако другие специалисты, опрошенные «Финансовой газетой», придерживаются иного мнения. Например, в Российском союзе автостраховщиков (РСА) уверены, что с точки зрения страхования ответственности, необходимо ввести в законы понятие владельца высокоавтоматизированного транспортного средства – именно он и должен нести ответственность за причинение вреда при помощи этого транспортного средства (ТС).

«Об оценке размеров тарифов для беспилотников пока говорить рано – еще не ясно, каковы будут риски причинения вреда беспилотниками в результате ДТП, – заявляют в РСА. – Ожидается, что они будут существенно меньше, чем риски причинения вреда обычными автомобилями. Но достаточно надежную статистику можно будет получить только после того, как беспилотники начнут массово выезжать на дороги». 

Вместе с тем генеральный директор «Совкомбанк страхование» Игорь Лаппи не видит особых причин для внесения каких-либо серьезных изменений в законодательство по ОСАГО. Но он согласен с РСА, что беспилотники нужно выделить в отдельную группу транспортных средств в системе тарификации. Причем цену и по ОСАГО, и по каско, на его взгляд, можно и нужно будет определять «более технологично».

«Поскольку беспилотное ТС богато оснащено разнообразными контрольно-измерительными приборами, можно будет видеть пробег, регион, интенсивность эксплуатации – и с учетом этих объективных данных строить ценообразование, – объясняет глава компании. – Вероятно, когда по беспилотным ТС будет накоплен определенный массив данных, мы сможем использовать их в других страховых продуктах».

Что же касается ответственности, то, по мнению Лаппи, она целиком и полностью должна лежать на владельце. Он придерживается такой логики. Беспилотное ТС – такой же источник опасности для окружающих, как и другие участники дорожного движения, и виновника ДТП будет определять ГИБДД. Соответственно, если будет признано виновным беспилотное ТС, ответственность должен нести его владелец.

Между тем, многие эксперты считают, что первыми среди беспилотников на наших дорогах окажутся такси. А в мире на сегодняшний день такси-дроны ездят только по фиксированным маршрутам сравнительно небольшой протяженности. Например, они курсируют между аэропортами и вокзалами. Наша страна, скорее всего, пойдет по тому же пути, а на ранних этапах беспилотникам разрешат ездить только по таким дорогам, где других машин либо не будет вообще, либо будет очень мало.


Теги:
Поделиться в соц.сетях: