Страховой рынок вырастет на 8–9% в 2021 году

После достойного прохождения пандемийного года страховой отраслью эксперты ожидают, что 2021 год страховщики завершат с ростом. Без внешних шоков он составит 8–9%, до 1,67–1,68 трлн рублей. Такой прогноз озвучило агентство «Эксперт РА».
Страхование / 22 июня 2021, 11:00

По данным опроса, проведенного агентством, только 7% респондентов говорят о том, что негативное воздействие пандемии ощущается ими до сих пор. При этом около трети (29%) компаний отметили снижение рентабельности бизнеса, почти у половины (46%) – рентабельность не изменилась, а у остальных (25%) – даже выросла. Эксперты объясняют эту динамику просто: с одной стороны, из-за локдауна в стране логично уменьшилось число несчастных случаев, с другой – оперативный переход на удаленку позволил страховщикам сократить расходы на ведение дел. Как результат, 63% страховых компаний, участвовавших в опросе, сочли влияние пандемии на бизнес небольшим или средним, но посчитали, что справились с ним достаточно успешно. 

По мнению «Эксперт РА», главным вызовом текущего года для страховщиков станет повышение убыточности по сравнению с 2020 годом в результате естественного восстановления экономической и социальной активности, а также сокращение инвестиционных доходов на фоне замедления роста фондового рынка. «Давление на показатели рентабельности бизнеса может оказать необходимость адаптации к новым требованиям платежеспособности, вступающим в силу с 1 июля 2021 года, а для некоторых компаний – c 1 января 2022 года. Страховщикам жизни придется следовать новым правилам осуществления ИСЖ и НСЖ, которые были анонсированы Банком России в начале года и сейчас проходят стадию обсуждения с рынком», – резюмируют аналитики «Эксперт РА». 

Страховщики соглашаются с тем, что наибольшие сложности в текущем году вызовут как раз действия регулятора. Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс недаром обозначил их как «железная длань регулятора», при этом усомнившись как в реальности соблюдения новых требований, так и в их целесообразности. «Малым и средним компаниям будет довольно трудно обеспечивать достаточность своего капитала, и это нас заботит, поскольку рентабельность капитала в целом на страховом рынке очень приличная. Но сохранение ее для небольших компаний, к которым привыкли регионы и акционеры, теперь будет проблемой», – считает Юргенс. 

Еще один момент, который всерьез беспокоит страховщиков, – это пристальное внимание регулятора к страхованию жизни с точки зрения защиты потребителя. По словам Юргенса, далеко не все предпринимаемые регулятором в этом направлении шаги можно считать логичными. Покупатель имеет право знать, что он приобретает, но у него есть и право рискнуть, когда на рынке есть продукт с доходностью выше депозита, считает президент страхового союза. 

С другой стороны, количество жалоб в 0,3% при 10 млн полисов, по мнению представителей отрасли, не должно вызывать опасения регулятора, особенно по сравнению с остротой проблемы ОСАГО, которая в свое время потребовала жестких мер. Впрочем, спикер признал, что представители отрасли находятся в конструктивном диалоге с регулятором, а это позволяет надеяться на разрешение проблем. 

В свою очередь, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ РФ Михаил Мамута признал, что в 2020 году количество жалоб потребителей на страховое сообщество снизилось в целом на 23%. С другой стороны, по мере возвращения экономики на нормальные рельсы за первые четыре месяца года оно уже выросло на 4%. Представитель регулятора допустил, что нынешняя относительная стабильность ситуации в страховании жизни – как раз результат своевременного вмешательства регулятора. «В начале этого года коллеги увидели достаточно сильный всплеск роста жалоб на мисселинг в части НСЖ и ИСЖ, что побудило регулятора выпустить письмо, обращающее внимание страховщиков и их агентов на необходимость проверки уровня знаний клиента, его понимания особенностей договоров НСЖ и их отличия от депозитов», – рассказал Мамута. По его словам, страховое сообщество серьезно отнеслось к рекомендациям, но определенные проблемы, требующие внимания представителей отрасли, остаются. 

Несмотря на все проблемы, связанные с НСЖ, управляющий директор по страховым и инвестиционным рейтингам «Эксперт РА» Алексей Янин считает, что в текущем году этот сегмент вырастет на 25%, то есть обгонит среднерыночные показатели более чем в два раза. «Формировать прогнозы, особенно по страхованию жизни, очень сложно ввиду неопределенности регуляторных требований, которые будут понятны во второй половине года», – уточнил Янин. 

В консолидированном прогнозе «Эксперт РА» сказано, что динамика сегмента страхования жизни будет зависеть от уровня банковских ставок. Положительное влияние на нее окажут рост интереса граждан к инвестиционным продуктам, снижение минимальной суммы для входа, различные медицинские сервисы и прочие опции. Сдерживать развитие будет необходимость адаптации к новым условиям осуществления ИСЖ и НСЖ, а также уход от продаж полисов с единовременным взносом. 

Среди вызовов, которые страховщикам наравне с представителями других отраслей предстоит всерьез принять в этом году, называется также необходимость следования принципам устойчивого развития, или ESG-экономики, а также усиленное внимание цифровизации. «То, что казалось экзотикой, начинает быть инструментом регулирования. На западе крупные компании пятый год подряд сдают доклад по ESG, который равен финансовому отчету, – без него сокращаются возможности выхода на рынок заимствований. У нас это пока [только] ориентировочный доклад ЦБ. Но если мы начнем отставать от мировых рынков капитально, это будет очень большая проблема в стране, у которой углерод составляет 60% экспорта», – признал необходимость развернуть курс в сторону зеленой экономики Юргенс. 

К слову, тему активного участия страховщиков в «зеленой» повестке планируют включить в стратегию развития страхового рынка до 2030 года, над которой сейчас работают совместно Минфин и Банк России. «Также там будут рассмотрены вопросы формирования государственной политики в налоговой части и поддержки с продуктовой точки зрения и с точки зрения развития инфраструктуры страхового рынка на этот период, включая цифровизацию деятельности», – пообещал замруководителя департамента финансовой политики Минфина РФ Роман Точилин. 

По словам Точилина, наибольшие опасения кабинета в пандемийный год вызывало ОСАГО, где ожидали существенного роста тарифов после перехода на индивидуальную тарификацию. «Сегодня можно констатировать, что этого не произошло, это выдает достаточно большой кредит доверия страховой отрасли», – подчеркнул спикер. 

страховой ынок


Поделиться в соц.сетях: