Электронный "нал" в РФ стагнирует

Число пользователей электронными кошельками в течение года не увеличилось – похоже, достигнуто "плато" спроса.
Технологии / 16 октября 2012, 14:45
Электронный "нал" в РФ стагнирует

Электронные кошельки таких систем, как Яндекс.Деньги, WebMoney, RBKMoney и т.д., интересны весьма незначительному числу пользователей. Доля их клиентов по сравнению с банковскими картами невелика и... год от года не увеличивается. По данным Национального агентства финансовых исследований, от более активного использования электронных денег россиян сдерживает комплекс негативных факторов.

Если посмотреть на результаты опубликованного исследования, то можно отметить, что за прошедший год уровень популярности электронных денег нисколько не увеличился. Ими интересуется не больше 10% российских граждан (опрос НАФИ затронул 1600 человек в 140 населенных пунктах  42 регионов России). Не пользуются ими 87–88% населения (оставшиеся 2–3% затруднились ответить). По сути, плато потребительского спроса для таких сервисов достигнуто  и резкого рывка  в ближайшее время не планируется.

Все дело в том, что уровень доверия к электронным платежным средствам невелик,  в том числе и среди наиболее сенситивной аудитории таких сервисов, к которой относится молодежь в возрасте от 18 до 24 лет, а также жители в двух столицах. Именно поэтому их использование – фрагментарно. Если сравнить пользователей банковских карт и электронных наличных, то удобство от использования такого средства платежа различается почти в три раза. И... не в пользу "электронного нала". Так, 48% пользователей "банковского пластика" считают, что этот способ оплаты удобен, и только 15% пользователей электронной наличности думают также. По уровню надежности, отсутствия мошенничества картинка такая же - 47% и 12%: даже больше чем в  три раза различаются представления по этому направлению у двух групп пользователей. По сути,  пользователи практически уверены, что с деньгами в электронных кошельках можно заранее  попрощаться: украсть их легко. По показателю "сохранность персональных данных" различие еще  более катастрофическое – 49 и 11%. Теперь понятно почему значительное число клиентов  регистрируют "электронные кошельки" анонимно:  они уверены в том, что организаторы таких  "сервисов" обязательно их данные продадут "налево" или завалят разнообразным спамом. По  стоимости комиссионного вознаграждения за проведение операций цифры тоже полярные – 47 и 11%.  Здесь свою роль играет значительная комиссия за ввод денег в электронные платежные системы с  помощью электронных терминалов самообслуживания, а также комиссия за внутристемные переводы.

Подобную ситуацию организаторы электронных платежных систем отлично понимают, поэтому  реализуют проекты "привязки" банковских карт к электронным счетам пользователей: карту Visa  можно получить у Qiwi, MasterCard, у "Яндекс.Деньги". При этом источником средств будет  являться счет электронного кошелька, но платить можно будет по карте. По сути, это попытка  «сбить» из разноценной массы анонимных пользователей хотя бы небольшую группу платежеспосбных  клиентов, которые готовы пользоваться международными платежными инструментами, а не локальными  платежными решениями ограниченной функциональности. Пока что единственный выход для организаторов платежных сервисов – становиться финансово-кредитными организациями.

Не смотря на активное создание инфраструктуры для электронных платежей и расширение точек  приема этой "наличности", оплатить этими "деньгами" можно весьма ограниченный набор услуг. В  основном – пополнить счет у операторов связи, заплатить за ЖКХ и "отовариться" в небольшом  числе интернет-магазинов. По сути, электронные деньги используются для обслуживания инфраструктуры РУнета, стать сколь-нибудь заметным средством платежа для тех же интернет-магазинов у них не получилось. Дело в том, что оплата напрямую "электронным налом" затруднена из-за отсутствия  претензионной работы на "стыке" электронных магазинов и пользователей. В той же связке ebay-paylpal основной плюс реализованного решения, кроме безопасности, заключается в высокой  вероятности возврата плательщику денег за недоставленный товар. В случае с электронными  деньгами в России никакого разбирательства просто не будет, что заставляет пользователей  платить "налом курьеру" или предоплачивать доставку товаров, но это правило работает только  для небольших сумм, которые не жалко потерять.

Электронные наличные – локальный продукт для РУнета, который получил определенную аудиторию  пользователей исключительно из-за слабой распространенности платежей по банковским картам.  Однако ситуация в этом отношении меняется в связи с введением новых законодательных инициатив  на этом рынке и превращением всех подобных систем в НКО: доля электронного нала, без сомнения,  будет становиться еще меньше. На долю таких решений будут приходиться небольшой рынок оплаты  фрилансеров, а также миниатюрные транзакции, для обработки которых с помощью банковских карт  операционные расходы будут сравнимы или больше суммы платежа.

Максим Букин






Также в рубрике

  • В непростом для рынка октябре лидировали ПИФы, не инвестировавшие в рублевые активы.
    Рынки23 ноября 2020, 18:30
  • ЦСКА – первый, «Уфа» и «Ротор» – в зоне вылета. Разбираемся, как команды отыграли первые 15 туров в чемпионате.
    Матчи23 ноября 2020, 17:01
  • Еще в прошлом столетии было отмечено, что во времена энтузиазма рынок закладывает в цены акций не только прибыли компании за всю ее будущую жизнь, но и загробные доходы. В период пандемии у этого наблюдения появляется дополнительный мрачный смысл.
    Рынки23 ноября 2020, 17:00
  • Направление мировых потоков капитала резко изменилось.
    Рынки23 ноября 2020, 15:30
  • Банк России в течение 2021 года может указать на выход 35 отечественным финансовым организациям. К таким выводам пришли аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА». При этом они отметили, что восстановление прибыли российских банков до прошлогоднего уровня может занять, как минимум, год.
    Банки23 ноября 2020, 15:00