Мобильные операторы перекладывают свои расходы на клиентов

Из-за потери доходов во время пандемии коронавируса, а также возросшего в этот период объема потребления абонентами услуг мобильные операторы пытаются хотя бы частично вернуть себе утраченную прибыль. А потому компании стали массово отказываться от безлимитных тарифов.
Технологии / 27 августа 2020, 13:22

Так, в частности, как стало известно «Известиям», Tele2 еще накануне закрыл для подключения гражданам услуги «Очень много интернета», которая действовала сразу для нескольких тарифов и позволяла за 200 рублей в месяц использовать безлимитный интернет, в том числе в поездках по России.

«Абоненты, у которых услуга уже подключена, смогут пользоваться ей на прежних условиях. Однако, если они решат отключить “Очень много интернета”, то вернуться к ней уже не смогут», ‒ пояснили в пресс-службе компании.

В свою очередь, МТС с сегодняшнего дня изменил условия безлимитного архивного плана «Тарифище». Теперь у пользователей есть выбор ‒ остаться на безлимите и платить больше либо при сохранении того же размера оплаты перейти на новую версию, где интернет-трафик ограничен 30 Гб.

Кстати, «Тарифище», запущенный оператором в 2018 году, уже неоднократно манипулировал с оплатой. Изначально он стоил 650 рублей, включая помимо пятисот минут безлимитный интернет и 500 SMS, однако позже цена поднялась до 675 рублей в месяц, а теперь за те же услуги придется выложить и вовсе 750.

А в «Вымпелкоме» и вовсе заявили о том, что безлимиты негативно влияют на рынок.

«Популярность подобных тарифов больше обусловлена маркетинговыми инструментами, нежели реальным профилем потребления, ‒ отметили в пресс-службе компании. ‒ Не нужно, чтобы безлимитные тарифы были драйверами и единственным фактором выбора для потребителей, при этом их стоимость должна быть экономически обоснованной».

«Операторы выходят на новый этап корректировки тарифных планов, который включает в себя усечение или сжимание опций и пакетов с безлимитным доступом к отдельным ресурсам. Преимущественно к таким, как социальные сети и мессенджеры», ‒ отмечает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин.

Из истории вопроса


По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС), услуги связи с начала года подорожали в среднем на 3,5%. При этом, как правило, цены меняются у пакетных тарифов: сокращается объем голосовой связи, а включенные гигабайты увеличиваются. В итоге весь пакет становится дороже.

Кроме того, ряд операторов делают платными звонки на стационарные и мобильные номера, которые раньше были бесплатными.

В середине июля ФАС возбудила против оператора Tele2 административное дело о нарушении закона о защите конкуренции. По информации ведомства, 12 мая услуги для абонентов подорожали в среднем на 10%, однако экономического обоснования такого повышения в антимонопольное ведомство от компании не последовало.


Ведущий аналитик компании Forex Optimum Иван Капустянский считает вполне понятным стремление мобильных операторов поднять цены на свои услуги.

«За последнее время инфляция выросла, в том числе из-за роста курса валюты. Официальная статистика говорит о росте индекса потребительских цен, более того, Банк России прогнозирует его дальнейший рост вплоть до середины 2021 года. В свою очередь, для сотовых операторов их внутренняя инфляция может быть значительней выше официальной из-за того, что оборудование закупается за рубежом. Потому-то они и пытаются компенсировать растущие расходы», ‒ считает эксперт.

Вместе с тем он полагает, что антимонопольная служба обязана как минимум отслеживать, насколько оправданы повышения: «Рост тарифов должен быть соразмерен росту расходов операторов, а не для получения сверхприбылей. В случае необходимости Федеральной антимонопольной службе, конечно, стоит вмешаться».

Вот и ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин указывает, что уход от безлимитов связан именно с тем, что доходы операторов во втором квартале упали, при том что объем мобильного трафика на 25% вырос и не сильно скорректировался по завершении карантина.

При этом он убежден, что телекоммуникационные компании, скорее всего, полностью от безлимитных тарифов не откажутся.

«Скорее всего, подобные тарифы останутся “в обойме” операторов, но они подорожают. И первого скачка цены – на 15‒20% стоит ожидать в сентябре этого года», ‒ отмечает он.

Когда статья была готова к публикации


Отказываясь от безлимитных тарифов, мобильные операторы перекладывают свои расходы на потребителей. Об этом заявил заместитель главы комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Ющенко.

«Сейчас общая кризисная ситуация. Я понимаю, что крупные компании пытаются каким-то образом оптимизировать свои расходы, переложив это все на потребителей. Это, естественно, государство обязано регулировать и не допускать таких вещей», ‒ отметил парламентарий.

По его словам, необходимо обращать внимание на «любые действия крупных компаний, которые пытаются за счет потребителя сократить свою расходную часть или увеличить доходы».

«Ведущие сотовые операторы должны быть под пристальным взором государства, поскольку безлимитные тарифы ‒ достаточно привлекательны и многие люди ими пользуются», ‒ подчеркнул господин Ющенко.




Также в рубрике

  • За три месяца «карантинных каникул» ‒ с марта по май текущего года ‒ продажи минеральной воды упали на 23%, а питьевой воды ‒ на 18% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Об этом сообщили в Союзе производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (СПБН).
    Российская экономика21 сентября 2020, 16:00
  • Похоже, история финального отрезка прошлого сезона чемпионата России может снова повториться.
    Матчи21 сентября 2020, 15:10
  • Международный журналистский расследовательский проект ICIJ, изучив документы финансовой разведки США (FinCEN), предал огласке операции американских банков, подпадающих под критерии сомнительных. Есть среди них и те, что проводились в интересах российских бизнесменов.
    Мировая экономика21 сентября 2020, 14:57
  • Из официальных комментариев по итогам I полугодия 2020 года.
    Потребительский рынок20 сентября 2020, 16:00
  • Карантин и падение доходов населения из-за кризиса неожиданно оказались на руку ритейлерам. В связи с изменением образа жизни и сокращением целого ряда статей семейного бюджета люди стали тратить больше денег в торговых сетях.
    Рынки20 сентября 2020, 12:00