Цена бензина в руках правительства

Цена бензина в руках правительства

Кабинет министров получил эффективный механизм регулирования топливного рынка. От того как он им будет пользоваться, зависит цена на колонках.
ТЭК / Илья Горбунов 08 Июн 2018, 14:50
Цена бензина в руках правительства

Во время прямой линии президента РФ Владимира Путина глава государства назвал ситуацию на бензиновом рынке недопустимой. Причина этого, по его словам, – недостатки при регулировании топливного рынка.

Надо сказать, что правительство пыталось реагировать на «бензиновую гонку». Вице-премьер Дмитрий Козак проводил встречи с нефтяниками, договариваясь с ними о сдерживании оптовых цен, было принято решение о снижении акцизов (на 3000 руб./т по бензину и на 2000 руб./т по дизтопливу), но эти меры могут лишь приостановить рост цен на топливо. Основная заслуга в этом – сдерживание цен нефтяными компаниями.

Но это административный фактор. Рыночные механизмы, приведшие к дефициту топлива и грозившие резким взлетом его цены, не изменены. Правительство только планирует такие изменения: среди них, законопроект, который должен в ближайшее время поступить в Госдуму. Он позволит правительству оперативно повышать экспортную пошлину на топливо до уровня 90% от экспортной пошлины на нефть.

Это также можно признать административным фактором: поднимая пошлину, правительство может сделать экспорт невыгодным, одновременно пополнив бюджет. По существу, Кабмин таким образом отвечает на призыв представителей крупнейших российских нефтепереработчиков, которые в особо острый момент взлета бензиновых цен требовали поставить барьер экспорту, подчеркивая, что это может быть только временной мерой. Аналитики сейчас рисуют цифры предполагаемых потерь от такого размера экспортной пошлины: по различным оценкам «нефтянка» потеряет 300 млрд рублей в год.

Но это потери экспортеров нефти, доходы которых пойдут в бюджет. Для компаний, поставляющих топливо на внутренний рынок, ограничение экспорта – излишняя мера. Для них главным вопросом была остановка налогового маневра, суть которого: резкое повышение НДПИ при снижении экспортной пошлины на нефть, вплоть до ее обнуления (на этой мере Минфин настаивал в 2016 году).

Именно налоговый маневр стал причиной резкого дефицита топлива на российском рынке. Мировые цены на нефть выросли, экспорт резко стал привлекательным, а что касается переработчиков, поставляющих топливо на российские бензоколонки, они продолжали терпеть убытки, так как НДПИ (базовая ставка) вырос с 2015 по 2017 год примерно на 20%. Отметим, что сейчас главная причина роста цен не ликвидирована – налоговый маневр не отменен.

Правительство продолжает декларировать, что пошлины на нефть будут обнулены в течение 6 лет. При этом вводится компенсирующая мера для поддержания нефтеперерабатывающих компаний – обратный акциз. Это по существу просто налоговый вычет для компаний, проводящих модернизацию НПЗ.

Проблема в том, что механизм его действия пока не определен, а что касается обнуления экспортной пошлины, то здесь приведены конкретные сроки ее снижения. Насколько эта мера устроит нефтяников, будет известно в ближайшее время после очередного совещания у вице-премьера Козака.   

«Внутри даже крупного бизнеса, связанного с поставками топлива в розницу, возникнут трудности из-за усугубления системных проблем сектора, которые одними только «вето» не решить», – считает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. По ее словам, по мере исключения эффекта от налогового маневра «начнут расти внутренние издержки нефтяников, чей заработок от переработки, например, минимальный, а будет уходить в минус. В глобальном бизнесе это перекрывается прибыльностью добычи, но небольшие компании такого козыря не имеют». 

Аналитики ждут от правительства конкретных предложений решения проблемы налогового маневра. Пока рост цен приостановлен, но это, по их мнению, временное явление. «Скорее всего, цены на заправках сейчас перестанут меняться с молниеносной скоростью, средняя стоимость литра Аи-92 стабилизируется в пределах 43–45 рублей в зависимости от региона, Аи-95 – около 47 рублей», – считает Бодрова.

По ее словам, новая волна роста цены может быть заметна в начале осени.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться