Правительство хочет снижать цены на бензин вручную

Федеральная антимонопольная служба планирует зафиксировать наценки на бензин на оптовом рынке и в рознице.
ТЭК / 29 июня 2018, 14:10
Правительство хочет снижать цены на бензин вручную

Заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин заявил, что в торговые политики нефтекомпаний нужно внести требование оперативно снижать цены на топливо в мелком опте и рознице вслед за биржевыми котировками. «Сейчас трансляция к снижению цен в мелкий опт и розницу идет с большой задержкой и гораздо медленнее, чем когда цены повышаются», – передает слова Голомолзина «Ъ».

Понятно, что цены на бензин у нас практически никогда не понижаются. Во всяком случае, в рознице. Они просто могут затормозиться или расти чуть медленнее.

Свою торговую политику крупные компании и так согласовывают с ФАС. Правительство в свою очередь вводит механизм «быстрого реагирования»: возможность одномоментного увеличения экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты в случае возникновения резкого дефицита на внутреннем рынке из-за увеличения привлекательности экспорта.

Ручным управлением следует признать и договоренность правительства и нефтеперерабатывающих компаний, когда возник резкий скачок цен на бензин. Компании тогда сдержали рост цен.

Ручное управление необходимо, когда отсутствуют эффективные рыночные механизмы регулирования. Таким механизмом власти, очевидно, считали налоговый маневр – увеличение Налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и поэтапное снижение экспортной пошлины, причем в 2016 году Минфин РФ требовал ее обнуления.

Несовершенство предложенного маневра заставило, в конце концов, вводить нерыночные методы регулирования рынка топлива. Вопрос – как часто придется ими пользоваться в дальнейшем?

После скачка цен в мае, правительство скорректировало маневр. Сейчас повышение НДПИ и снижение экспортной пошлины до нулевой ставки в течение 6 лет дополнено элементами «отрицательного» акциза. Нефтепереработчикам предлагается по существу налоговый вычет за модернизацию нефтеперерабатывающих заводов с целью производства высококачественного топлива. При этом вводятся специальные коэффициенты для такого вычета от 1 до 1,6, в зависимости от географии расположения НПЗ.

Таким образом, все оперативные решения в области акцизной политики и вычетов будут отнесены к компетенции правительства. Но видимо этого недостаточно, если ФАС вносит предложение дополнительных возможностей регулирования рынка топлива.

Что касается внутренней переработки, то пока неясно насколько реально будет снижена фискальная нагрузка.


Также в рубрике

  • План восстановления экономики состоит из девяти разделов и 500 направлений. Его реализация рассчитана до конца 2021 года и разделена на три этапа. Стоимость восстановительных усилий правительства – 5 трлн руб.
  • В распоряжении редакции «Финансовой газеты» оказался текст «Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочных структурных изменений». Этот документ был разработан правительством по распоряжению президента от 28 апреля. Передан в президентскую администрацию 1 июня, а на следующий день представлен Владимиру Путину премьером Михаилом Мишустиным.
  • Сокращение объема ВВП еврозоны в текущем году может составить 8,7%, в то же время в 2021 году показатель, как ожидается, увеличится на 5,2%, а в 2022 году – на 3,3%. Об этом по итогам заседания Европейского центрального банка (ЕЦБ) заявила председатель европейского регулятора Кристин Лагард.
    Мировая экономика4 июня 2020, 15:36
  • «Финансовая газета» представляет рейтинг самых дорогих хоккеистов в КХЛ и рассказывает, как потолок зарплат повлиял на их контракты.
    Рейтинги4 июня 2020, 15:35
  • Из-за новых правил при заселении, которые ввели в качестве меры противодействия пандемии, отпускники начали массово отказываться от поездок в Сочи.
    Туризм4 июня 2020, 15:34