Правительство ограничит потребление электричества для населения

Правительство ограничит потребление электричества для населения

Вице-премьер Дмитрий Козак одобрил идею, предложенную Минэнерго и рядом других ведомств, внедрить в практику тарифного регулирования социальные нормы потребления электроэнергии.
ТЭК / Константин Смирнов 13 Окт 2018, 12:00
Правительство ограничит потребление электричества для населения

Предварительно планируется установить для одного домохозяйства, независимо от числа проживающих в семье людей, месячный лимит в 300 кВт. Он будет оплачиваться по ежегодно устанавливаемому местными органами власти (но в пределах, определенных ФАС) якобы «сниженному» тарифу. Дальше включат сначала арифметическую, а затем и геометрическую прогрессию.

При потреблении свыше 300 кВт, но до 500 кВт, оплата увеличится не слишком сильно. На киловатты, превышающую норму в 500 кВт в месяц, установят «экономически обоснованный» тариф. Эксперты предупреждают, что он будет дороже в два раза. К 15 января 2019 года будут готовы окончательные расчеты.

Резкое повышение цен на электричество для населения объясняется ликвидацией перекрестного субсидирования, когда промышленные потребители платят больше за электроэнергию, чем население. По расчетам Минэнерго в этом году переплата составит 348 млрд руб., а в 2022‑м – более 400 млрд. Ранее же планировалось сжать перекрестное субсидирование до 89 млрд руб. Однако стимулирование бизнеса за счет населения – тупиковый путь. Финансовый выигрыш для промышленных предприятий не очевиден, а снижение реальных доходов вполне реально. Выход из положения – снижение себестоимости производства электроэнергии.

Реформа РАО ЕЭС: десять лет спустя

В июле 2008 года естественная инфраструктурная монополия РАО «Единая энергетическая система» (РАО ЕЭС) была ликвидирована. Прошло десять лет. За это время генерацию и сбыт в основном приватизировали и тем самым поместили в конкурентную среду. Под государственным контролем остались сети. Поэтому цены на услуги последних – прерогатива регулятора – Федеральной антимонопольной службы (служба по тарифам была упразднена в 2015 году).

Инициатор реформы Анатолий Чубайс, начавший ее в 1998 году, когда он возглавил РАО, планировал сформировать полноценную конкурентную среду в сфере генерации. В особенности за счет привлечения масштабных иностранных инвестиций, которые, в свою очередь, обеспечили бы внедрение передовых технологий. В полной мере это сделать не удалось, так как ведущие позиции в секторе заняли другие монополисты, например, «Газпром». Но, как отмечается в исследовании «10+10» компании АКРА (Аналитическое кредитное рейтинговое агентство), положительные сдвиги в электроэнергетике есть.

С 2008 по 2017 годы рентабельность отрасли по EBITDA выросла с 16 до 25%. Установленная мощность увеличилась на 14%. Для сравнения: ВВП за этот срок, по расчетам АКРА, вырос на 11%. Правда, эксперты Института экономики роста им. Столыпина настаивают всего лишь на 6%. Расхождения в показателях объясняется разной оценкой влияния спада экономики: в 2009 году – минус 7,8%, в 2015-м – минус 3% и 2016 году – минус 0,2–0,3%. Но в любом случае опережение развития электроэнергетики над другими отраслями за весь десятилетний период налицо.

В результате установленная мощность всех 758 отечественных электростанций в этом году достигла 238 млн кВт. Ряд экспертов предупреждают, что это уже избыточный показатель, неуклонно ведущий к увеличению тарифов. Тем не менее ежегодный ввод новых мощностей составляет 3,9 млн кВт.

Производство электроэнергии в 2018 году (прогноз) достигнет 1088 млрд кВт/ч. В прошлом году объем поставленной электроэнергии составлял 1079 млрд кВт/ч, то есть за год увеличится на 9 млрд кВт/ч. Потребление также повышается, но медленнее: в 2017 году – плюс 1,3%, в этом – всего лишь 0,9%. Излишки – 39 млрд кВт/ч.

Реформа по Чубайсу затевалась, как уже подчеркивалось выше, прежде всего ради новых капиталовложений в отрасль. И здесь также замечен небольшой, но все-таки рост. В 2015 году – 414 млрд руб., в 2016-м – 372 млрд руб., в 2017-м - 345 млрд, в этом году ожидается 342 млрд руб.

Темпы замедляются, но не очень значительно. Хотя, конечно, требуются совсем другие суммы – на порядок больше. Дело в том, что, по разным оценкам, физическая и моральная изношенность оборудования достигает 50%. Что объясняет ситуацию с низкой производительностью труда в отрасли – она на протяжении последних десяти лет не растет. Новые ТЭС, которых вводится пока недостаточно, по топливному КПД превосходят ныне действующие на 28%.

Еще сложнее ситуация с сетями. Большие расстояния и необходимость варьировать напряжение приводят к потерям. Сетевое хозяйство в основном аналоговое, что сказывается на цене. Необходима цифровая революция, которая требует инвестиций и опережающих технологий.

Половина электроэнергии реализуется на оптовом рынке, состоящем из двух сегментов: европейской части, где цены устанавливаются рынком, и Сибири, где госрегулирование сильнее. В этом году средняя цена в европейском сегменте колебалась в пределах 1249 руб. за один МВт, в будущем году ожидается 1304 руб. Рост цен таким образом продолжается. Но виновато ли в этом население?

Кто больше платит

Действительно, по данным АКРА, с 2008 по 2017 год рост тарифов для предприятий и населения, соответственно, опередил инфляцию в 1,6 и в 1,3 раза.

Столь существенная разница объясняется тем, что социальные тарифы устанавливаются государством, а индустриальные – в основном рынком (впрочем, половина продаж также контролируется госорганами).

По расчетам Минэнерго этот разрыв привел к тому, что предприятиям 1 кВт/ч обходится в среднем на четверть дороже, чем домохозяйствам.

По чиновничьей логике эту несправедливость необходимо практически свести к нулю за счет введения социальных норм. Дмитрий Козак возмущался: «Почему владельцы вилл платят меньше, чем предприятие!?»

Однако с цифрами не все так ясно. По данным АКРА, усредненный тариф для промпотребителей без НДС в этом году равнялся 3,2 руб. за 1 кВт/ч, с НДС – около 3,8 руб. В 2019 году – 3,3 руб. без НДС, в 2021-м – 3,7.

Сравним с населением. 3,4 руб. с НДС в этом году. Рост по сравнению с предыдущим годом – 5%. Хотя власти обещали сдерживать увеличение тарифов темпами не выше инфляции или даже за минусом 1%. Общий рост цен в 2017 году, по данным Росстата, не превысил 2,52%.

Как видим, оценки независимых экспертов расходятся с подсчетами Минэнерго. Предприятия и население оказывается платят примерно одинаково. К тому же все приведенные цифры – средняя температура по больнице. По регионам картина меняется явно не в пользу домохозяйств. В Москве тариф в 2018 году – 5,38 руб. за 1 кВт/час в квартире с газовой плитой и 4,34 руб. за 1 кВт/час – с электроплитой. В подмосковных СНТ с 1 июля этого года дневной тариф – 6,08 руб., ночной – 2,25 руб.: увеличение почти вдвое с прошлогодним показателем. В будущем году тарифы могут быть увеличены в среднем по стране еще на 5%.

Какие тут еще соцнормы? Тем более что в правительстве намерены ликвидировать все тарифные льготы: для квартир с электроплитами, в сельской местности (пока там тарифы на 30% меньше, чем в городе) и, самое опасное, – для СНТ. Сотни тысяч дач в Подмосковье отапливаются электрокотлами, таким образом, соцнормы приведут к тому, что зимой их владельцы в месяц при всей экономии должны будут платить до 30 тыс. руб. Это явно неподъемная сумма даже для представителей среднего класса. Газ провести в СНТ проблематично и дорого – до 2–3 млн руб. для одного дома.

Кроме того, за годы кризиса реальные доходы упали более чем на 11%. Их рост в этом году ситуацию не улучшил. Сходный фактор в 2014 году заставил правительство отложить введение соцнорм. Но дело не только в недостатке средств у населения. Ограничивать потребление домохозяйств – значит сдерживать рост ВВП. Деньги для отрасли надо зарабатывать увеличением эффективности.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться