Формула компенсаций в нефтяной отрасли на 2020 год будет определена в ближайшие дни

Формула компенсаций в нефтяной отрасли на 2020 год будет определена в ближайшие дни

Минфин РФ планирует в ближайшие два дня окончательно согласовать параметры демпфирующего механизма нефтяной отрасли на 2020-й и последующие годы, а сейчас просчитывает эффект для бюджета от предложенной Минэнерго новой формулы.
ТЭК / Сергей Сильченко 28 Май 2019, 21:30
Формула компенсаций в нефтяной отрасли на 2020 год будет определена в ближайшие дни

«Нам немного нужно времени, чтобы эффект для бюджета просчитать – выпадающие доходы. Это займет пару дней, не больше, на этой неделе. Они [Минэнерго] сделали предложение, мы теперь его обсчитываем, о корректировке формулы», – сообщил СМИ директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов.

По его словам, если выпадающие доходы в результате подсчета превысят заявленный ранее уровень, то Минфин скорректирует формулу демпфирующего механизма.

На сегодняшний день министерства и ведомства согласовали параметры компенсаций нефтяникам только на 2019 год.

► Правительство и нефтяники договорились о параметрах стабилизации цен на топливо

Несмотря на то, что механизм демпфера должен компенсировать нефтяным компаниям упущенную экспортную прибыль при увеличении объемов поставок топлива на внутренний рынок, в первом квартале они получили не столько выгоду, сколько издержки, говорит эксперт «Международного финансового центра» Гайдар Гасанов.

С другой стороны, одновременно действующие и механизм компенсаций, и сдерживание цен на топливо не позволили в полной мере оценить эффективность того или иного способа регулировки внутренних цен на топливо. При этом эффект был всего лишь один – цены на топливо в стране продолжали рост.

В частности, по данным информационно-аналитического центра (ИАЦ) Thomson Reuters Kortes, средние розничные цены на бензин в России с 20 по 24 мая 2019 года выросли в среднем на 0,16% (за литр 92-го на 0,14%, за 95-й – на 0,18%), при этом цена за дизельное топливо снизилась на 0,11% за тот же период.

Между тем нефтяники настаивают на пересмотре формулы демпфера, что в принципе логично, поскольку компаниям выгодно, если правительство будет возмещать им недополученную прибыль хотя бы на 70%. Но при этом для них лучше, если экспортные цены останутся в новой формуле более высокими, чем цены за поставки на внутренний рынок. Иначе им придется доплачивать государству.

Вопрос лишь в том, на какую цифру возмещения разницы согласится российское правительство. При этом остальные механизмы, связанные как с налоговым регулированием, так и сдерживанием цен, применяться не должны.

В любом случае эффект от этого сразу заметен не будет. Должно пройти время, как минимум 4–5 месяцев. За это время цены на топливо в стране продолжат рост и будут стремиться к среднеевропейским.

Механизмы, которые пытается применить государство, по сути не приведут к ощутимым результатам, потому что экспортно-сырьевая модель экономики нашей страны идет с ними вразрез.

Нефтяные компании просто обязаны поставлять на экспорт сырье увеличенными объемами по возможным максимальным ценам. При этом они же способны обеспечить и внутренний рынок топливом так, чтобы не было дефицита. Но проблема в том, что в стране топливный рынок на 60% занят независимыми автозаправочными станциями (АЗС).

Учитывая, что отечественные нефтяные компании в первую очередь стремятся поставлять топливо на свои АЗС, то для независимых поиск бензина и дизеля остается проблемой. Им приходится обращаться к посредникам и придумывать различные (возможно, даже теневые) схемы, при этом существенно переплачивая.

► Госдума отклонила законопроекты о госрегулировании цен на бензин

Естественным образом, в этой логической цепочке происходит неоднократная надбавка на конечную стоимость топлива. При этом не каждая независимая АЗС может позволить себе покупать топливо на бирже, поскольку необходимо вносить предоплату, и не факт, что она сможет купить достаточный объем.

С посредниками все гораздо проще. Здесь выход лишь один: крупные российские нефтяные компании должны увеличить количество своих АЗС, при этом полностью заместив независимые. Только в этом случае цены на топливо могут как минимум оставаться на прежнем уровне.

Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться