Демпфирующий механизм поможет сдержать рост цен на топливо

Демпфирующий механизм поможет сдержать рост цен на топливо

На смену сдерживанию внутренних цен на топливо путем соглашения между правительством и нефтяными компаниями, которое было заключено в прошлом году под угрозой введения заградительных экспортных пошлин, приходит более рыночный демпфирующий механизм. Многие эксперты считают, что он действительно сможет ограничить темпы рост цен уровнем инфляции, однако настораживающим выглядит тот факт, что в мае оптовые цены на топливо подскочили почти на 20%.
ТЭК / Борис Соловьев 29 Июн 2019, 21:00
Демпфирующий механизм поможет сдержать рост цен на топливо

Конец заморозки

Проблема роста цен на бензин привлекла общее внимание в мае прошлого года, после того как за два месяца они выросли примерно на 10%. Тогда мировые цены на нефть находились в устойчивом восходящем тренде, составляя около $70 за баррель, а нефтяники объясняли необходимость повышения внутренних цен подорожанием энергоносителей на мировом рынке и увеличением акцизов. Представители нефтяных компаний говорили о десятках миллиардов рублей, которые они недополучают из-за того, что вынуждены продавать бензин внутри страны по более низким, в сравнении с мировыми, ценам. Логика в таком обосновании есть, вот только цены на бензин у нас не снижались даже во времена падения стоимости нефти ниже $40 за баррель.

Весной прошлого года правительству удалось стабилизировать цены на топливо путем снижения акцизов, а уже осенью началась проработка соглашения о «заморозке» цен. Документ рождался тяжело и был подписан представителями крупнейших отечественных нефтяных компаний лишь под реальной угрозой введения государством запретительной пошлины на экспорт топлива. Изначально планировалось, что срок соглашения истечет в конце первого квартала 2019 года, однако в марте вице-премьер РФ Дмитрий Козак, курирующий этот вопрос, убедил нефтяников пролонгировать действия документа до конца первого полугодия. Такая мера, среди прочего, была вызвана необходимостью провести посевную кампанию. Взлет цен на бензин вызвал бы либо срыв весенних полевых работ из-за нехватки у многих аграриев средств на закупку топлива, либо заставил бы государство увеличить субсидии аграриям. При этом, по информации ТАСС, в мартовском соглашении нефтяники обязались не повышать цены до конца года темпами выше инфляции.

Процесс пошел

Скорее всего, последнее условие выполнено не будет. По информации Росстата, в мае по сравнению с апрелем рост цен производителей на бензин составил 17,5%. Естественно, что такой скачок оптовых цен должен вызывать подъем стоимости топлива и на заправках.

Владельцы АЗС уже давно говорят, что работают на грани рентабельности и даже предложили вновь разрешить им продавать высокомаржинальное пиво. Инициатива вроде бы не отвергнута, но и не одобрена. Видимо, кто-то всерьез опасается, что, купив пиво на АЗС, водители не повезут его на дачу, а начнут пить, не отходя от кассы, что приведет к росту «пьяных» ДТП. Но что мешает особо страждущим купить то же пиво или водку в соседнем магазине?

И рост розничных цен на топливо начался еще до окончания срока истечения моратория. В середине июня премьер-министр Дмитрий Медведев даже дал поручение проверить информацию о повышении цен в Сибири и Дальнем Востоке. Отмечается и подорожание топлива в Москве: если верить данным «Яндекса», с конца мая средняя цена АИ 95 в столице выросла с 45,9 до 46,3 руб. за литр, то есть почти на процент. Примерно на столько же в течение июня подорожал бензин и в целом по России.

Демпфер вместо моратория

Сегодня срок соглашения нефтяников с правительством о заморозке цен на топливо истекает. Вместо него ограничивать аппетиты нефтяных компаний будет только демпфирующий механизм, заработавший с начала года. Суть его заключается в сглаживании колебаний внутренних цен на топливо. Так, если экспортные цены на топливо выше условленной внутренней цены, то государство компенсирует нефтяникам 60% этой разницы. Если же наши внутренние цены будут выше внешних, то уже нефтяные компании будут платить государству. Именно это и произошло в первом квартале этого года.

На прошлой неделе Минфин и Минэнерго окончательно договорились об источниках компенсации в рамках демпфирующего механизма на 2020 год. Причем объем компенсации в следующем году повысится с нынешних 60 до 68% от разницы между экспортной и внутренней ценой для бензина и до 65% – для дизтоплива. Документ уже внесен в правительство, а Госдума должна принять законопроект до 25 августа. Предполагается, что он «задним числом» заработает с 1 июля 2019 года.

Обгонит ли бензин инфляцию?

Определенно можно сказать, что схема с демпфирующим механизмом не должна допускать роста внутренних цен выше мировых. Пока такая опасность даже не просматривается, но даже при более чем 60-процентной компенсации поставки бензина и соляры на внешний рынок все равно оказываются более выгодными.

Однако глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов уверен, что демпфирующий механизм будет сдерживать рост внутренних цен. «Сдерживает, безусловно. Демпфер предполагает, что нефтяные компании в полном объеме ретранслируют его в цены внутреннего рынка. Я на 100% уверен, что сам по себе демпфер достаточен для регулирования цен внутреннего рынка», – сказал он (цитата по ТАСС). С ним согласна и аналитик по товарным рынкам «открытия Брокер» Оксана Лукичева: «В соответствии с новым механизмом ожидается выравнивание цен на топливо по регионам России, сужение спредов между спотовым рынком и нетбеками. Предполагается, что рост мелкооптовых цен на топливо и цен на АЗС не будет превышать темпы инфляции».

Немного иного мнения придерживается Банк России, который видит риски ускорения инфляции в июле из-за окончания действия моратория на повышение внутренних цен на топливо и, похоже, сомневается в эффективности действия демпфирующего механизма. В докладе ЦБ о денежно-кредитной политике говорится, что «следует отметить определенные проинфляционные риски, связанные с ростом доходности экспорта нефтепродуктов с начала года, приведшего к повышению оптовых цен. Они могут проявиться в июле, по истечении срока действия ценовых ограничений».

Пока сложно предположить, по какому сценарию будут изменяться цены на топливо. С одной стороны, цены на нефть сейчас не очень высоки и выгода от увеличения объема экспорта бензина не будет велика. С другой – снижение цен на нефть и потери от приостановки экспорта из-за загрязнения нефтепровода «Дружба» привели к падению выручки большинства нефтяных компаний во втором квартале. Для хотя бы частичной компенсации этих потерь некоторые компании вполне могут увеличить поставки топлива на мировой рынок. Впрочем, если демпфирующий механизм не выполнит возложенных на него задач, то у правительства всегда остается в запасе такой нерыночный механизм, как возобновление «ручного» регулирования цен.

 

МНЕНИЕ

Сергей Хестанов доцент РАНХиГС:

– На стоимость бензина и дизельного топлива будут влиять несколько факторов. Первый – долгосрочный: в 2024-м году предполагается отменить экспортные пошлины на нефть. Пока правительство не планирует пересматривать эти планы. Соответственно, если это произойдет, то цена на моторное топливо должна прийти в равновесие с европейскими ценами – это основное направление нашего экспорта.

Но до 2024-го года далеко, а пока сильнее всего на рынок влияет тот факт, что нефть на международном рынке достаточно дорогая, соответственно, и топливо дорогое. А рубль для этой цены на нефть довольно слабый и снижает для производителей привлекательность российского рынка.

У правительства есть несколько вариантов действий в этой обстановке. Можно просто не препятствовать процессу, и тогда мы увидим либо большой рост цен на топливо, либо столкнемся с его дефицитом. Компании просто перенаправят большую часть своей продукции на экспорт, а в Россию поставки сильно ограничат. Поскольку этот сценарий для правительства нежелателен, с нефтяниками и было заключено неформальное соглашение об ограничении роста цен. При этом нефтяники получали достаточно существенные субсидии от правительства, которые теоретически должны им компенсировать эти потери. Естественно распределение субсидий было, как всегда, не совсем прозрачным. Некоторым досталось больше, некоторым – меньше. И вот, 1 июля истекает это во многом неформальное соглашение. Дальше интрига: что будет?

Какого-то уж совсем взрывного роста постараются не допустить. Но бесконечно существовать ситуации, когда привлекательность российского рынка намного ниже зарубежного, невозможно. Поэтому, скорее всего, плавно, чтобы не раздувать ажиотаж, цены на топливо будут расти. В ближайшее время, поскольку их долго сдерживали, чуть более высокими темпами, а где-нибудь с осени темпы роста цен приблизятся к инфляции.

Если предположить, что в 2024 году у нас должны быть европейские цены, то роста цен процентов на 20 в год достаточно, чтобы плавно прийти к европейским ценам к этому времени. Поэтому рост цен обязательно будет – интрига в том, по какому графику, насколько резко.

Демпфирующий механизм лишь сгладит рост цен, сделает процесс постепенным. Для того чтобы рост цен реально был небольшим, необходимо либо сильно сократить налоги, которых в моторном топливе большая часть, но на это никто не пойдет, либо укрепить рубль. Последний вариант вообще будет катастрофой для бюджета и для экспортеров. Его всерьез обсуждать даже незачем.

Одновременно обнулять экспортную пошлину и надеяться на сохранение цен на топливо невозможно. Кто-то должен заплатить разницу – либо бюджет, либо граждане, выбор не очень большой. Бюджет явно платить не собирается, значит, заплатим мы.

 

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться