В чем проблемы регулирования цен на топливо

В чем проблемы регулирования цен на топливо

1 июня истек срок договоренности нефтяных компаний с правительством о «заморозке» цен на топливо на внутреннем рынке. Вместо нее стал работать так называемый демпфирующий механизм: в случае, если внутренние цены на топливо меньше мировых, то государство компенсирует нефтяникам 60% разницы, а если наоборот – то уже производители топлива платят государству. Эксперты разнятся во мнении об эффективности этого механизма.
ТЭК / Борис Соловьев 14 Июл 2019, 20:00
В чем проблемы регулирования цен на топливо

Оптимисты считают, что он не позволит ценам на бензин и дизельное топливо расти выше уровня инфляции, а пессимисты говорят, что в 2024 году, когда правительство планирует отменить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, внутренние цены сравняются с европейскими. Пока же за первые 10 дней июля цены на бензин выросли примерно на 0,15%. В годовом исчислении это немного, примерно 6%, что близко к прогнозам оптимистов. В тоже время за июнь бензин подорожал на 0,75%, или почти 10% годовых, что уже вдвое выше ожидаемой инфляции.

В любом случае демпфирующий механизм вряд ли можно назвать до конца проработанным и совершенным. Так, в Госдуме уже лежит и должен быть до конца месяца принят закон о снижении средних оптовых цен в формуле демпфирующей надбавки бензина и дизеля с 56 тыс. до 51 тыс. и с 50 тыс. до 46 тыс. руб. за тонну, соответственно.

Фонд национального благосостояния поможет

Сейчас даже не очень пока понятно, за счет каких источников будет выплачиваться компенсация нефтяникам. По расчетам Института Гайдара, если демпфирующие выплаты будут финансироваться за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), то вертикально-интегрированные нефтяные компании просто переложат рост цен в нефтедобыче на весь рынок. Фактически нефтяники получат обратно часть выплаченных государству налогов за пользование природными ресурсами.

Скорее всего, против этой идеи выступит глава Банка России Эльвира Набиуллина. В конце этого или в следующем году объем ФНБ достигнет запланированных 7% ВВП, после чего, согласно первоначальным планам правительства, появится возможность тратить средства сверх этого лимита. Не так давно председатель ЦБ заявила, что «на наш взгляд, самый неблагоприятный вариант, это инвестирование всех средств фонда сверх порога в 7 процентов ВВП… Не так важно, во что деньги будут инвестированы, поскольку в этой ситуации полностью восстановится зависимость экономических и финансовых параметров, курса рубля от колебаний цен на нефть».

Действительно, при росте стоимости нефти на мировом рынке объем поступающей в страну валюты возрастает, и при отсутствии искусственной скупки валюты «в рамках бюджетного правила» для наполнения ФНБ курс рубля будет укрепляться. Именно «дорогая нефть в рублях» стала одной из причин взлета цен на бензин.

Когда доллар стоил чуть больше 30 руб., а цены на нефть доходили до отметки $100 за баррель, нефтяные компании не очень громко говорили о невыгодности поставки топлива на внутренний рынок. И если после достижения ФНБ установленного порога Банк России перестанет скупать «лишнюю» валюту, а рубль начнет укрепление, то проблема роста цен на бензин частично решится сама собой. Но это маловероятный сценарий, поскольку рост рубля снизит доходы бюджета.

В общем-то, ФНБ изначально не был предназначен для дотирования цен на бензин. Но пока монетарные власти еще не пришли к окончательному решению, куда будут направлены не только деньги фонда, но и «сверхдоходы» от превышения ценами на нефть порогового уровня, когда фонд будет наполнен. С точки зрения недопущения укрепления рубля, направлять часть «сверхдоходов» на финансирование налогового маневра в нефтянке будет меньшим злом, чем оставить эту экспортную выручку на открытом валютном рынке.

Институт Гайдара рассматривает и второй вариант компенсирующих выплат нефтяникам – за счет повышения ставки налога на добычу полезных ископаемых. Но в этом случае под ударом окажутся независимые НПЗ, считают эксперты.

Путь к дешевому бензину

В свою очередь эксперты гайдаровского института предлагают свой вариант решения проблемы роста цен на топливо. По их сценарию, прежде всего, необходимо отменить экспортную пошлину на нефть не в 2024 году, как это планирует правительство, а уже в этом году. Одновременно необходимо повысить ставку НДПИ на величину, эквивалентную снижению экспортной пошлины на нефть. Предлагается ввести субсидии всем НПЗ, размеры которых будут пропорциональными поступающей им на переработку нефти и линейно снижаться вплоть до полной отмены в 2024 году. При этом ставки акцизов необходимо снижать таким образом, чтобы розничные цены росли в пределах инфляции.

По их оценкам, эти меры будут более эффективны, чем нынешний вариант. Прежде всего, повышается итоговый эффект для экономики, который в следующем году должен составить 1,07, а в 2021 году – 1,28% ВВП. Правительственный вариант предусматривает получение дополнительных 0,63 и 1,06% ВВП в 2020 и 2021 годах, соответственно.

Кстати, затраты по альтернативному варианту в первые три года больше, чем в правительственном варианте, но резко снижаются в дальнейшем: до 0,14% ВВП в 2024 году против 1,36% ВВП в действующей сейчас схеме.

При этом по нынешнему варианту налогового маневра средняя розничная цена на бензин должна составить 48,97 руб. за литр в следующем году и 51,41 руб. – в 2024 году против 48,06 и 48,67 руб. за литр в предложении Института Гайдара.

«Этот вариант предполагает отсутствие «ручного регулирования» рынка нефтедобычи и производства нефтепродуктов, что снижает неопределенность для инвесторов и предпринимателей, а небольшой рост внутренних цен на нефть и нефтепродукты способствует более бережному использованию ресурсов», – считают авторы проекта.

Правда, признают они, «при реализации данного варианта снизятся поступления в дорожные фонды (за счет уменьшения акцизных платежей). В качестве альтернативы их пополнения возможно использовать межбюджетные трансферты и/или целевое финансирование». Объем такого необходимого финансирования в расчетах не приводится.

Скорее всего, «гайдаровский» вариант встретит резкую критику со стороны региональных властей, которым нужны деньги для строительства автодорог и которые уже расписали доходы дорожных фондов на пару лет вперед.

Расчет налогового маневра проводился, исходя из курса 62,93 руб. за доллар и цене на нефть $71,38 за баррель. Такой курс рубля выглядит явно заниженным, и девальвация российской валюты приведет либо к увеличению затрат на реализацию налогового маневра, либо к большему, чем ожидается, росту цен на топливо. Пока неясно, будет ли рассматриваться хотя бы на уровне Минэнерго вариант налогового маневра, предложенный независимыми экспертами. Но такой шанс есть, поскольку уже начавшийся реализовываться вариант далек от совершенства.

Безымянный.jpg

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться