Жители мегаполисов уезжают лечить зубы в провинцию

Жители мегаполисов уезжают лечить зубы в провинцию

Белоснежная улыбка и ровные зубы – непременная часть имиджа современного человека, которая демонстрирует здоровье и придает уверенность в себе. Молодежи проще, нужна лишь профилактика и правильный уход. А вот среднему и старшему приходится сложнее, так как «сделать красивый рот» сейчас стоит дорого. Ведь каждый зуб имеет свой диагноз, за лечение которого надо платить.
Здоровье&Красота / Елена Пылаева 27 Янв 2019, 20:00
Жители мегаполисов уезжают лечить зубы в провинцию

Стоматология в разрезе

Стоматология уже на протяжении десятка лет является лидером в перечне других платных медицинских услуг (комплексное обследование, анализы, хирургия, профильные специалисты и далее по списку), за которые россияне готовы отдавать свои кровные. Готовы, так как другого варианта попросту нет. Приходится признать, что практически за весь стоматологический сервис, включая протезирование, у нас теперь надо платить. И даже если в поликлинике лечение может быть бесплатным, то за расходные материалы вам обязательно выпишут счет.

Показателен в этой связи расклад по Москве: на долю бюджетных стоматологических учреждений приходится только 4%, а все остальное – «зона действия» частных предприятий. Кстати, именно столица отличается самыми высокими ценами среди других российских городов (Питер – на втором месте по дороговизне). Любопытно, что в спальном районе ценник порой выше, чем на ту же услугу в центре.

Стоматологические клиники, центры, кабинеты действуют на рынке в трех ценовых сегментах. Порядка ¾ приходится на учреждения эконом-класса, работающие в льготном режиме налогообложения. К ним относятся платные кабинеты поликлиник и медицинских бюджетных центров. Средний чек в данном сегменте 300–400 долларов за один визит.

Остальную четверть делят между собой учреждения бизнес-сегмента (с небольшим численным перевесом) и VIP, со средним чеком до 1000 долларов и от 1500 долларов соответственно. Кстати, прошедший год показал отток части пациентов из бизнес класса в эконом. А вот VIP-клиентура в своем сегменте оставалась стабильной.

Статистика показывает, что за последние три года число обращений к стоматологу падает. Правда, динамика несколько замедлилась: с 7,3% в 2016-м до 4% в 2018 году, и все-таки пока минус. Россияне откладывают визит к дантисту до лучших времен, а они все не наступают. Поэтому растет число запущенных случаев, в связи с чем в будущем протезирование станет самой востребованной стоматологической услугой.

На ком соотечественники не экономят, так это на детях. Именно детскую стоматологию, включая ортодонтию и профилактику, эксперты считают одним из драйверов отрасли в ближайшее время. Услуги по улучшению внешнего вида зубов (их эстетики) будут также востребованы.

Головная боль дантиста

Впрочем, и другие стоматологические услуги будут востребованы населением, возможно только в меньших объемах. Так что существенный потенциал емкости рынка сохранится. По-прежнему высока доходность в этой отрасли: в среднем по России порядка 20%, а в Москве и вовсе 30%. Приемлем и срок окупаемости стоматологического бизнеса – около трех лет. Тем не менее предпринимателю, который решил открыть свое «зубное» дело сейчас будет очень непросто.

Одной из причин такой неблагоприятной ситуации эксперты называют снижение платежеспособности населения, которое все продолжает падать. Плюс подорожание материалов, необходимых для лечения. Поэтому новым стоматологическим клиникам «раскручиваться», набирая обороты, придется сложнее, чем несколько лет назад.

Да и в целом рынок стоматологии сейчас, особенно в мегаполисах, сильно перегрет, количество клиник велико, как и число выпускников стоматологических вузов. Действовать придется в условиях жесткой конкуренции. Ведь у «старожилов» рынка уже сложилась база постоянных клиентов, с которой они делится не собираются. Поэтому выход новых игроков на рынок, причем даже в его эконом сегменте, будет очень и очень сложен.

Мало того, первичные инвестиции в открытие своего дела существенны. Так, только на открытие стоматологического кабинета с двумя работающими врачами потребуется от 1,5–2 млн руб. Соответственно, для клиники сумма окажется еще выше.

«Зубной» туризм

«Зубной» туризм в России относительно молод. А вот в европейских странах и США это явление, имеющее место быть до сих пор, известно еще с 50–60-х годов прошлого века. Именно тогда уровень стоматологических услуг достиг повсеместно приблизительно одинакового уровня, но расценки на них в зависимости от географии сложились разные. Вот и стали прагматичные пациенты паковать чемоданы, чтобы отправиться в «зубной» отпуск, да еще при этом и сэкономить.

К примеру, американцы и канадцы едут в Мексику или Коста-Рику, а китайцы – в Таиланд. Немцы, французы и англичане обращаются к прибалтийским и польским стоматологам. Скажем, 2–3 качественные пломбы, поставленные в Кракове, а не в Париже позволяют сэкономить более 700 евро. Причем, даже с учетом стоимости перелета и проживания в приличной гостинице.

После развала СССР, когда выезд за пределы родины стал более доступным, состоятельные сограждане потянулись «делать себе зубы» в дальнее зарубежье, так как отечественная стоматология, включая протезирование, тогда заметно отставала от западной. И вот сейчас, когда рынок услуг в России разного уровня: эконом, среднего, премиум, более чем насыщен, наблюдается любопытная картина. Заметно сократилось число «зубных» туристов, ориентированных на дальнее зарубежье. Тем не менее тут есть свой безусловным фаворит – Израиль, красоты и инфраструктура которого позволяют плюс к лечению и качественно отдохнуть. Еще одним «козырем» этого направления является отсутствие языкового барьера, ведь, как правило, местные стоматологи прекрасно разговаривают по-русски.

Одним из трендов «зубного» туризма последних лет является переориентация потока пациентов в страны ближнего зарубежья, а именно в Белоруссию, Польшу и Латвию. И вновь всем движет цена. Скажем, имплантация и протезирование в Минске в 3–4 раза дешевле, чем в Санкт-Петербурге. Почему бы не воспользоваться такой разницей?

Но и это еще не все. В последнее время среди жителей мегаполисов, где стоматология отличается особой дороговизной, да и квалификация персонала подчас оставляет желать лучшего, наблюдается «миграция» зубных пациентов в провинцию, где тот же самый набор услуг заметно дешевле. Так, москвичи уже не хотят переплачивать за свою «столичность», а отправляются лечить и протезировать зубы в клиники того же уровня Рязани, Воронежа, Владимира, Твери.

Уже сейчас на рынке действуют десятки фирм-посредников, организующих стоматологические туры как внутри России, так и за ее пределами. Их задача состоит не только в том, чтобы найти нужную пациенту клинику, но и предоставить ему сопутствующие услуги, а именно забронировать авиа или железнодорожные билеты, трансфер в гостиницу, проживание. При необходимости такие компании оформляют визы и организуют экскурсионную программу. Для постоянных клиентов действуют накопительные скидки. Именно внутренний «зубной» туризм эксперты рассматривают как самый перспективный сегмент в обозримом будущем. Соответственно, и число фирм-посредников будет расти.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться