Фармацевтическая отрасль продолжает рост

Фармацевтическая отрасль продолжает рост

Фармацевтический рынок продолжает расти как в натуральном, так и в денежном выражении, однако структура его меняется. Падение реальных располагаемых доходов населения привело к тому, что люди стали выбирать не только более дешевые лекарства, но и искать аптеки с низкими ценами.
Здоровье&Красота / Борис Соловьев 17 Мар 2019, 20:00
Фармацевтическая отрасль продолжает рост

Борьба за клиента приостановила повышение цен, рост которых в прошлом году был вдвое ниже инфляции. Скорее всего, и в этом году, несмотря на продолжение роста рынка в целом, лекарства будут дорожать очень медленно.

Неопределенный рост 

То, что фармацевтический рынок в прошлом году вырос, сомнений не вызывает, хотя оценочные данные официальных ведомств и аналитических компаний несколько расходятся в деталях, что отчасти связано с разными системами учета. Так, РИА «Новости» приводит прогноз Минпромторга, согласно которому «объем фармацевтического рынка по итогам 2018 года превысит показатель 2017 года на 3% и составит 1,28 трлн руб.». При этом министерство особо отмечает, что выросла доля отечественных лекарственных препаратов в коммерческом сегменте и госзакупках. В денежном выражении доля российских медикаментов увеличилась до 30% с 25,1% в 2012 году.

В тоже время аналитики компании Alpha Research&Marketing оценили объем продаж фармацевтического рынка (без учета БАДов и сопутствующих товаров в аптечных сетях) за прошлый год в 1,254 трлн руб. При этом они констатируют рост рынка к уровню прошлого года на 7% в денежном выражении и на 6% в натуральном – до 5,6 млрд упаковок лекарственных препаратов.

В прошлом году, по данным Исследовательского центра компании «Делойт» в СНГ, рост фармрынка составил 7,9% в рублевом выражении и 5,9% – в натуральном. И большинство экспертов склоняются к мнению, что рост фарминдустрии в ближайшие годы будет на уровне не менее 5% в год.

На темпы роста будут влиять прежде всего два фактора: увеличение государственных ассигнований на медицину и рост продолжительности жизни населения. По оценкам ООН, в период с 2020 по 2025 годы средняя продолжительность жизни в России вырастет более чем на год и составит в среднем 68,2 года. Для мужчин эта цифра составит 62,9 лет, а для женщин – 73,4 года. Естественно, что с возрастом потребление фармацевтических препаратов возрастает.

Лекарства дорожают слабо

В прошлом году 71% лекарственных средств было продано в розницу, свидетельствуют данные Alpha Research&Marketing. По данным ЗАО «Группа ДСМ» (DSM Group), в 2018 году через аптеки было продано 5,3 млрд упаковок лекарственных препаратов на сумму около 992 млрд руб. По сравнению с прошлым годом продажи лекарств выросли на 4,6% в денежном выражении и на 4,9% в количественном.

Эксперты DSM Group отмечают, что инфляция на лекарственные препараты в 2018 году составила 2,9%, что стало одним из самых низких показателей за последние годы. Наиболее сильно, на 4%, выросли в цене лекарственные препараты, не попадающие под ценовое регулирование. В то же время лекарства из списка «Жизненно-важных лекарственных препаратов», цены на которые регулируются государством, подорожали на 0,8%.

Такой небольшой рост цен выглядит странным, поскольку за прошлый год рубль обесценился к доллару примерно на 20%. Между тем по данным Alpha Research&Marketing, что на иностранные лекарственные средства в денежно выражении в прошлом году приходилось 63,2% рынка в целом и 66,5% розничного рынка. А ведь российская валюта падала в цене практически весь год, и в таких условиях дистрибуторы при реализации оптовых партий обычно закладываются на повышение валютного курса.

Возможно, это связано с тем, что крупные поставщики и розничные сети не имели возможности повышать цены на импортные препараты пропорционально росту курса доллара, поскольку продажи натолкнулись на снижение платежеспособного спроса. И вполне вероятно, что поставщики, и продавцы в прошлом году были вынуждены снижать свою рентабельность. Если это так, то и в текущем году не стоит ждать существенного роста цен на лекарственные препараты, поскольку реальные доходы населения вряд ли вырастут заметно. По крайней мере, в январе средняя стоимость упаковки лекарственного препарата по сравнению с декабрем 2018 г даже снизилась – на 2,2%, до 193,7 руб.

Но стагнация, или даже снижение цен, не приведет к каким-то катастрофическим последствиям для отрасли. По словам ряда экспертов, рост цены некоторых препаратов в цепочке производитель (дистрибутор) – посредники – продавец превышает 100%. Косвенно это подтверждает тот факт, что цена одного и того же лекарства в соседних аптеках может отличаться на десятки процентов.

DSM Group отмечает остановку тенденции на демонополизацию рынка. В прошлом году совокупная доля 10 крупнейших дистрибьюторов на фармацевтическом рынке составила 72,3%, что примерно соответствует уровню 2017 года, но еще в 2015 году топ‑10 контролировали 82% рынка.

Однако в условиях снижения рентабельности бизнеса крупнейшие дистрибуторы ужесточили требования к производителям и особенно к розничным продавцам. В частности, от аптек теперь требуются страховка или банковская гарантия возврата дебиторской задолженности. Так, компания «Протек» с 2018 года стала выдавать товарные кредиты под банковские гарантии, а «Катрен» в целях снижения безнадежной дебиторской задолженности опубликовал реестр недобросовестных контрагентов с указанием суммы долга и неустойки, взысканных судом. И это еще раз подтверждает предположение о снижении платежеспособного потребительского спроса на лекарственные препараты.

Спрос на БАДы

Опережающими темпами по сравнению с рынком фармацевтических средств растут продажи биологически активных добавок. Alpha Research&Marketing констатирует, что за три квартала прошлого года (данные за год еще не подведены) объем продаж БАДов на розничном рынке составил 40 млрд руб. или 276 млн упаковок. Рост к прошлому году составил 14% в денежном и 5% в натуральном выражении.

В отличие от лекарственных средств, цены на БАДы выросли более существенно: в среднем добавки подорожали на 9%, в том числе отечественные выросли лишь на 2%, а импортные – на 14%. Наибольшим спросом в прошлом году пользовалась продукция отечественных предприятий, которая занимала 61,2% рынка в стоимостном выражении и 84,7% – в натуральном.

Наиболее востребованы самые дешевые препараты стоимостью до 50 руб. – на них приходится чуть менее 50% объема продаж в натуральном выражении. При этом их доля в стоимостном выражении оценивается в районе 7%. В то же время самую большую выручку аптекам приносят БАДы с ценой 150–500 руб., удельный вес этой категории составляет 43,7%. Также значительную долю (38,5%) занимают дорогие препараты.

Как и классические лекарственные средства, БАДы вряд ли сильно подорожают в этом году. Негативное влияние на продажи добавок также будет оказывать слабая покупательная активность населения. Кроме того, на этом рынке наблюдается более высокая конкуренция, нежели среди традиционных лекарственных препаратов. И, наконец, официальная медицина переосмысливает свое отношение ко многим биологически активным добавкам. В частности, многие врачи заявляют, что самостоятельное, без назначения врача, употребление витаминов провоцирует возникновение тяжелых заболеваний, в том числе рака. Однако, судя по тем огромным затратам на рекламу, которые несут производители БАДов, определенный запас прочности на случай ухудшения рыночной конъюнктуры у них есть.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться