Потребление лекарств в упаковках в России впервые сократилось за несколько лет

Потребление лекарств в упаковках в России впервые сократилось за несколько лет

За первые 9 месяцев 2019 года потребление лекарственных препаратов в нашей стране в упаковках упало на 1,5%. И такого не было с 2015 года. При этом в оставшееся время до конца года вернуться рынку в плюсовую зону будет очень сложно – только при затяжном уровне заболеваемости ОРВИ и гриппом.
Здоровье&Красота / Александр Кузнецов 08 Ноя 2019, 17:10
Потребление лекарств в упаковках в России впервые сократилось за несколько лет

По данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group, по итогам первых трех кварталов 2019 года через розничный сегмент было реализовано 3,81 млрд упаковок лекарственных препаратов на сумму 739,2 млрд руб. (в розничных ценах). Емкость рынка лекарственных препаратов (ЛП) выросла на 1,9% в руб., но при этом сократилась на 1,5% в упаковках относительно аналогичного периода 2018 года.

В 2019 году III квартал оказался наиболее удачным для российского рынка лекарств. В сентябре за счет повышенного спроса на сезонные препараты против простуды и гриппа объем реализации вырос на 5,5% в рублевом и 4,4% в натуральном эквиваленте. Вообще рынок в упаковках начинал расти тогда, когда погода способствовала росту простудных заболеваний: промозглый январь, холодный летний июль или дождливый первый месяц осени. Именно эти 3 месяца внесли положительный вклад в рост рынка. В остальной период рынок сокращался в упаковках, а иногда за счет этого падал и в деньгах. Наибольшее падение реализации пришлось на начало весны – в марте аптечные продажи сократились на 4,9% в стоимостном выражении и на 10,4% – в натуральном.

Средневзвешенная цена одной упаковки ЛС возросла на 3,4%, составив 193,9 руб. Дешевые лекарства вымываются из аптечного ассортимента, и потребители вынуждены переходить на более дорогостоящие средства. При этом ценовой фактор менее значим. Инфляция за первые 9 месяцев составила 1,9%. В 2018 году этот же показатель составлял 4,6%. Структура рынка изменилась в пользу препаратов «высокого» ценового сегмента относительно января–сентября прошлого года.

Положительная динамика продаж была отмечена исключительно у категории «свыше 500 руб.» (+6,3% в руб. и +6,7% в упак.). Благодаря этому удельный вес дорогих лекарств вырос на 1,8% в денежном и на 0,7% в натуральном эквиваленте. Заметим, что данный сегмент растет от года к году. Так, с 2012 года его доля выросла с 28,8% до 42,8% в рублях и с 3,75% до 9% в упаковках. Но фактор цены не всегда играет главную роль в такой динамике. Инфляция на данную группу самая невысокая – +0,2%. Таким образом, на первый план выходят изменения предпочтений потребителя в покупке ЛП.

А вот доля дешевого сегмента падает и из-за инфляционных процессов. Препараты до 50 руб. растут быстрее всего в цене – 5,9%. Но, несмотря на это, у потребителей по-прежнему самыми востребованными остаются препараты с ценой менее 50 руб. – в упаковках доля дешевых ЛП составляет 38,8%. Вес препаратов этой группы сократился на 1,3% в натуральном выражении и на 0,3% – в стоимостном в результате снижения продаж. А за несколько лет падение доли было более ощутимо: с 54,2% в 2012 году в упаковках и с 7,3% в рублях.

Самый стабильный сегмент – от 150 руб. до 500 руб. Его доля сохраняется на протяжении длительного периода на уровне 42–46% в стоимостном выражении.

Согласно прогнозам, по итогам 2019 года прирост рынка в рублях составит не более 3%, тогда как в упаковках останется в отрицательной зоне – около -1%.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться