Обновленный законопроект «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении
Заместитель главы Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития Дмитрий Скрипичников, которого цитирует «Газета.ru», пояснил, что «законопроект не будет приниматься отдельным законом, а войдет одной главой в действующий закон о банкротстве (несостоятельности), который применяется для компаний». По его словам, «споры между банком и должником будут рассматривать арбитражные суды, а не суды общей юрисдикции, так как банкротство физлиц — это экономические споры».
Это основное отличие закона о предыдущей версии, которую без малого восемь лет доводит до ума Минэкономразвития. После кризиса 2008 года и массовых разорений заемщиков законопроект решили смягчить, для чего из названия убрали самый пугающий термин «банкротство». Этот проект задумывался как отдельный закон, и именно поэтому он относил рассмотрение дел о банкротстве физлиц к судам общей юрисдикции. Однако, став частью действующего закона о банкротстве, рассмотрение дел о несостоятельности гражданина должно стать прерогативой арбитража.
Тем не менее с предыдущей версий закона новый законопроект роднит многое. Он также предусматривает, что лицо может заявить о своей несостоятельности при задолженности в течение шести месяцев в 50 тысяч руб. Для покрытия долга законопроект предусматривает на выбор три процедуры: план реструктуризации на срок до пяти лет, распродажа имущества для возмещения ущерба кредитору и действия по погашению долга в соответствии с мировым соглашением сторон. Причем заявление о банкротстве гражданина принимается к рассмотрению только при наличии средств на оплату услуг арбитражного управляющего за два месяца. Вот только возникает логичный вопрос: а если на это денег нет, должник не будет признан банкротом?
Впрочем, это не единственная странность реабилитационного закона. Юристы не без оснований замечают, что законопроект в некоторых положениях противоречит Семейному кодексу. В частности, он не прописывает процедуру выделения из семейного имущества доли банкрота. Неясно также, каким образом выделить из имущества должника, подлежавшего распродаже, средства родственников и лиц, находящихся на иждивении. Не рассмотрен вопрос «о правовых последствиях смерти должника».
Напомним, что, по подсчетам ВАС, после вступления в силу закона о банкротстве физлиц систему арбитражных судов необходимо усилить 500 судьями, их помощниками и секретарями (не менее 1000 чел.), что обойдется бюджету в 10 млрд рублей и более.