В Думе при рассмотрении кандидатуры Дмитрия Медведева на пост председателя правительства ему, как и следовало ожидать, задавали вопросы о присоединении России к ВТО. Точнее, ряд депутатов настойчиво предлагали отложить вступление. Любопытно, что Медведев и представлявший его президент Владимир Путин отреагировали на эти «вопросы»
18 лет Россию держали на пороге Всемирной торговой организации (ВТО). 16 декабря 2011 года протокол об условиях присоединения к ВТО был наконец подписан. Но его еще надо ратифицировать в Госдуме. Времени осталось совсем немного — все необходимые документы должны оказаться в Женеве не позднее 23 июля. Всего 67 дней с момента выхода этого номера. Иначе — мы все же пролетим мимо ВТО. Тем не менее власти не торопятся. Протокол в Госдуму до сих пор не внесен. И это при том, что уходящий президент Дмитрий Медведев с опережением графика провел через парламент законы об облегчении регистрации политических партий и о частичном возвращении выборности губернаторов. Неужели ВТО для него менее важно? Ведь именно он возобновил в 2010 году переговоры с торговыми партнерами. Впрочем, ларчик открывается просто.
По правилам Всемирной торговой организации (ВТО) после успешного завершения переговоров
Российская ассоциация производителей сельхозтехники «Росагромаш», поддержанная рядом других организаций, даже попыталась провести всероссийский референдум по поводу присоединения к ВТО. ЦИК, впрочем, эту идею убил на корню. Но 6 июня отказ ЦИК зарегистрировать инициативную группу по созыву референдума будет оспариваться в Верховном суде. Впрочем, трудно поверить, что высшая судебная власть не поддержит высшую исполнительную.
Но, если ратификационные документы поступят в Госдуму лишь в июне, скандал вокруг всенародного опроса может неблагоприятно повлиять на позицию депутатов. Тем более что фракции КПРФ и «Справедливой России» уже сейчас настроены против ВТО.
Чего хотят противники ВТО
В начале разберемся, кто против. Это довольно пестрая компания, но, что не удивительно, застрельщиками выступили машиностроители. Впрочем, не все, конечно. Автосборщики и «вазовцы», например, всем довольны. Их уже защитили переходным периодом в 7 лет, в течение которого импортная пошлина с нынешних 30% плавно опустится до 15%. Что тоже немало. А от подержанных иномарок старше 5 лет оградятся по сути запретительным сбором за утилизацию (правда, конкретная ставка станет известна не ранее июля).
Однако, по словам неформального лидера последних противников ВТО, президента Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Константина Бабкина, ряд организаций, в том числе представляющих интересы сельхозмашиностроителей, станкостроителей, а также ряд отраслевых профсоюзов и несколько общественных организаций, наподобие Народного Собора, профсоюза граждан России, партии Дела, плюс ряд депутатов от КПРФ решительно настроены против ВТО. Настолько сильно, что в апреле даже попробовали дать старт всероссийскому референдуму на тему членства в этой торговой организации. Был учрежден инициативный комитет. Но, как и следовало ожидать, ЦИК решил, что проведение подобного референдума невозможно.
Но борьба не закончена. Бабкин со товарищи подал протест в Верховный суд. На 6 июня официально назначено судебное заседание. Конечно, вряд ли стоить ожидать, что Верховный суд опротестует вердикт ЦИК. Но все сделано по закону о референдумах. Не случайно же последнее всенародное волеизъявление было зафиксировано аж в 1993 году.
Но какой пиар! К противникам ВТО стали прислушиваться. И хотя инициаторы референдума понимают, что его созвать практически невозможно, они все же надеются на положительный для себя исход битвы. В частности, Константин Бабкин разъясняет: «Я очень сильно надеюсь на положительный исход. Разъяснительная работа, которую мы проводим, дает неожиданные для многих результаты. Чем больше людей вникают в проблему вступления России в ВТО, тем больше мы ощущаем поддержку нашей позиции. В свете приближающейся ратификации Государственной Думой протокола о присоединении к ВТО наши встречи с депутатами вселяют оптимизм. Дума может стать барьером на пути ВТО. Если все три оппозиционные фракции, как они и декларируют, проголосуют против, то достаточно 20 голосов из фракции „Единая Россия“, чтобы остановить вступление в ВТО, не ратифицировав соответствующий протокол».
Впрочем, если серьезно, то помешать российскому правительству провести страну в ВТО не сможет никто, кроме него самого. Противники ВТО, на самом деле, скорее, рассчитывают на новые дополнительные защитные меры, тем более что ряд машиностроительных отраслей ими практически обойдены, чем на окончательный провал
Однако
Это не Алексей Навальный, а Константин Бабкин, президент Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш», митингующий против вступления России в ВТО. partyadela.ru
Что предлагает правительство
Сразу после долгожданного завершения переговоров в Женеве 16 декабря прошлого года планировалось, что вступительный протокол поступит в Госдуму не позднее апреля. До этого будут проведены дополнительные разъяснительные беседы с отечественными производителями, импортерами и экспортерами. При таком графике ратификационные документы успел бы подписать Дмитрий Медведев. Что было бы символично, так как именно он в 2010 году «перезагрузил» взаимоотношения с ключевым членом ВТО — США. Тогда как Владимир Путин в 2009 году переговоры с ВТО прервал.
Но
План до сих пор не готов. Но ряд его положений «ФГ» стал известен.
Для начала Минэкономразвития в конце марта, опять же по личному указанию Путина, издал свой приказ о дополнительных мерах поддержки отечественных производителей при проведении госзакупок. Сразу после присоединения к ВТО российское правительство будет обязано допускать к внутренним госзакупкам и все без ограничения иностранные фирмы. Кусок немаленький. В 2010 году рынок государственных и муниципальных закупок оценивался в 6 трлн рублей (более свежих данных пока нет), из которых, как известно, Медведев «отдавал» на откаты не менее 1 трлн. Не стоит сомневаться, что довольно быстро зарубежный производитель ототрет от кормушки отечественного. Их продукция, как правило, и дешевле, и качественнее, а откатам научиться — дело нехитрое. Поэтому в приказе Минэкономразвития предписано давать отечественным поставщикам бонус — плюс 15% к запрашиваемой цене. Такое правило законам ВТО не противоречит и давно используется Всемирным банком при реализации своих проектов по всему миру. Впрочем, в нашей стране зачастую и такого бонуса было явно недостаточно для выигрыша тендера — уж слишком низкое качество продукции.
Ясно, что 15% ценовой добавки «отцов» российской промышленности не спасут. Нужны повышенные импортные пошлины. Но ВТО резко против такой практики. Как же выйти из тарифного тупика? Не зря же 18 лет договаривались. Практически по каждой торговой позиции удалось согласовать с партнерами и Женевой довольно высокие пошлины, которые будет разрешено вводить в случае обострения внешнеэкономической ситуации. Как правило, речь идет о 10 или даже 15% порогах. В результате авторы «защитного» плана из Минэкономразвития предложили поднять до максимально разрешенных величин ставки импортных пошлин буквально по тысячам торговых позиций. Так что после вступления в ВТО российскому потребителю точно ничего хорошего не светит. Пока минут переходные периоды и уйдут страхи производителей (либо они наконец разорятся) нас всех ждут не снижение цен на импорт, чего так все ждали, а наоборот, их рост.
Одновременно предлагается обнулить пошлины на сырье и комплектующие. Такого рода шаги уже предпринимались в
В свою очередь Минпромторг предлагает совсем уж противоречащие ВТО спасательные круги, наподобие дотируемых из федерального бюджета железнодорожных перевозок автомобилей отечественных брендов.
Замкнутый круг сборочной экономики.
Впрочем, знаниями правил ВТО неожиданно порадовал Минсельхоз. Как известно, российские переговорщики выбили у партнеров разрешения удвоить госпомощь сельскому хозяйству до $9 млрд в год. Эта сумма продержится примерно до 2018 года, когда вновь вернется к предыдущим $4,5 млрд. Однако первый
Успеют ли чиновники сделать все задуманное к июню, пока не известно. Так что риск проехать мимо ВТО, к сожалению, остается. Но в России, с другой стороны, все решает политическая воля, а не экономические расчеты.
Константин Левин, Инна Григорьева