Все под контролем

Экономика 10 Авг 2012, 12:23
Все под контролем

Cменив президентский кабинет на премьерский, Дмитрий Медведев продолжил реформировать администрирование финансово-хозяйственной деятельности предприятий и всей бюджетной сферы. В Госдуму правительством внесены поправки по ограничению полномочий органов госфинконтроля по проверке юридических лиц.

По словам главы Министерства финансов России Антона Силуанова, представленный проект федерального закона подготовлен в соответствии с программой повышения эффективности бюджетных расходов. Законопроект предусматривает внесение комплексных поправок в Бюджетный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.

Границы поля контроля

«Сферу государственного муниципального финансового контроля предлагается ограничить контролем за соблюдением бюджетного законодательства только участниками бюджетного процесса — органами власти и казенными учреждениями, а также юридическими лицами, созданными на основе государственного муниципального имущества: бюджетными, автономными учреждениями, унитарными предприятиями, госкорпорациями. Другие юридические лица могут быть объектами госфинконтроля только в процессе проверки участников бюджетного процесса, предоставивших бюджетные средства, и их проверка ограничивается проверкой соблюдения условий соответствующих договоров о получении и использовании этих средств. То есть мы существенно сужаем возможности проверок контролирующими органами участников, которые выходят за рамки бюджетного процесса, только в том случае, если в соответствии с договором одного из участников бюджетного процесса с исполнителем работ или услуг существует такое положение», — заявил глава Минфина на заседании правительства.

По его словам, этот подход уже был реализован в едеральном законе «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Законопроект предлагает расширить его применение, четко определив сферу госфинконтроля и оградив хозяйствующие субъекты от избыточного вмешательства контрольных органов.

Контроль внешний и внутренний

Наряду с этим предлагается упорядочить основные формы госфинконтроля  как внешнего, проводимого Счетной палатой, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, так и внутреннего, который осуществляют органы финансового контроля, относящиеся к органам исполнительной власти, а также предварительного и последующего госфинконтроля.

Исходя из этого предполагается системно описать полномочия органов, осуществляющих государственный и муниципальный контроль. Наряду с контролем за соблюдением бюджетного законодательства, полнотой и достоверностью бюджетной отчетности контрольно-счетные органы будут осуществлять контроль за организацией внутреннего контроля. Это тоже одна из новаций законопроекта.

Одновременно предлагается расширить полномочия Росфиннадзора и органов финансового контроля, созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местной администрации (муниципалитетами), предусмотрев осуществление ими контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ и выполнении государственных заданий. «Это тоже принципиально важно, поскольку мы переносим основной акцент контроля от целевого использования бюджетных средств (что сохраняется и в действующем законопроекте) на оценку эффективности использования бюджетных средств, поскольку при переходе на программный принцип, при переходе на принцип финансирования в рамках госзаданий вопрос эффективности использования становится одной из важных задач каждого получателя бюджетных средств», — пояснил министр.

Предлагается упростить организацию и одновременно повысить эффективность финансового контроля в муниципалитетах, прежде всего в поселениях. Законопроектом предусмотрена возможность создания в муниципалитете только одного органа финансового контроля, который одновременно будет осуществлять и внешний, и внутренний контроль.

Дополнительными бюджетными полномочиями по контролю предлагается наделить Счетную палату Российской Федерации и контрольно-счетные органы субъектов. Кроме существующих полномочий этих органов по осуществлению экспертизы законов о бюджете, анализа бюджетного процесса предлагается законодательно закрепить за Счетной палатой и контрольно-счетными органами полномочия по аудиту эффективности использования бюджетных средств. На самом деле Счетная палата уже сегодня осуществляет такие функции, переходит к оценке эффективности используемых средств, и эта норма будет закрепляться в новом законопроекте.

«Впервые законодательно закрепляются методы финансового контроля: проверка, то есть совершение контрольных действий по изучению законности финансово-хозяйственных операций; ревизия — это комплексная проверка объекта контроля; обследование — анализ и оценка определенной сферы деятельности; санкционирование операций, то есть финансовая проверка соблюдения бюджетного законодательства Федеральным казначейством», — отметил Антон Силуанов.

Если в ходе контрольного мероприятия выявляется нарушение, объекту контроля направляется представление, содержащее обязательное для исполнения требование о принятии мер по устранению выявленных нарушений или предписание, содержащее, кроме того, требование о возмещении причиненного ущерба.

18:3

В настоящее время в Бюджетном кодексе имеется 18 оснований для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства. Однако в Кодексе об административных нарушениях только по трем из них установлена административная ответственность в виде штрафов. Большинство же мер принуждения, предусмотренных Бюджетным кодексом, на практике не могут применяться из-за сложности процедур или рисков дезорганизации бюджетного процесса. «Например, такая мера, как блокировка расходов бюджетов, наказывает не должностное лицо, допустившее нарушение, даже не организацию, а, по сути дела, потребителей соответствующих услуг и функций, что, на наш взгляд, действует абсолютно неэффективно. Поэтому важнейшей новацией законопроекта является закрепление исчерпывающего перечня нарушений бюджетного законодательства, по каждому из которых Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены штрафы, налагаемые на конкретных должностных лиц или на организации, зависящие от объема бюджетных средств, которые использованы с нарушениями. По отдельным правонарушениям предлагается применять дисквалификацию должностных лиц, то есть лишение физического лица права замещать должность гражданской службы на определенный срок», — подчеркнул Антон Силанов.

Под колпаком

Борьба с коррупцией — это тоже контроль. Еще один антикоррупционный закон имеет все шансы быть принятым Государственной Думой уже на ближайшей сессии. Проект закона об уведомлении чиновниками об открытии счетов в иностранных банках, а также об уголовной ответственности за сокрытие такой информации планирует внести в Госдуму фракция «Единая Россия».

По словам авторов этой инициативы, данный законопроект разработан в целях устранения пробелов в правовом регулировании в части, касающейся ответственности лиц, замещающих государственную должность в России любого уровня, за нарушение обязанности по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В настоящее время действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает виды и размеры такой ответственности, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Разработчики документа предлагают дополнить Уголовный кодекс РФ новой статьей 199.3, предусматривающей ответственность чиновников за неисполнение обязанности предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также уведомления об открытии счета в иностранном банке (в банке, находящемся на территории иностранного государства), и (или) приобретении недвижимого имущества за границей, и (или) приобретении ценных бумаг иностранного эмитента на территории иностранного государства».

Кроме того, законопроект вводит требования о письменном уведомлении «лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, лицом, замещающим государственную должность субъекта Российской Федерации, лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, лицом, занимающим государственную должность субъекта Российской Федерации, лицом, замещающим муниципальную должность, лицом, занимающим муниципальную должность» об открытии счета в иностранном банке (в банке, находящемся на территории иностранного государства), и (или) приобретении недвижимого имущества за границей, и (или) приобретении ценных бумаг иностранного эмитента на территории иностранного государства.

«Реализация положений законопроекта позволит повысить эффективность контроля за расходами лиц, замещающих государственную должность Российской Федерации, лиц, замещающих государственную должность субъекта Российской Федерации, лиц, занимающих государственную должность Российской Федерации, лиц, занимающих государственную должность субъекта Российской Федерации, лиц, замещающих муниципальную должность, лиц, занимающих муниципальную должность», — убеждены разработчики законопроекта.

«Уже несколько лет чиновники и парламентарии подают декларации о доходах и имуществе, сейчас принимается закон о контроле за соответствием их расходов задекларированным доходам. Предлагаемый законопроект позволит определить в отношении людей, работающих на государство, более строгий и прозрачный для общества порядок приобретения ими имущества и активов за границей, и хранения денежных средств в зарубежных банках. Такой же порядок будет действовать в отношении супругов и несовершеннолетних детей данных лиц», — отметил вице-спикер Госдумы Сергей Железняк.

«Очевидно, что политики и чиновники, существенная часть имущества и денежных средств которых расположена на территории других стран, могут оказаться несвободными в своих решениях и испытывать давление со стороны иностранных государств. Люди должны об этом знать и объективно оценивать мотивацию деятельности тех представителей законодательной и исполнительной власти, кто по каким-то причинам предпочитает хранить нажитое вне пределов Родины», — подчеркнул он.

«В авторы законопроекта кроме депутатов партии «Единая Россия» будут приглашены коллеги из оппозиционных партий, тем более что часть из них высказывали подобные идеи. Работа над законопроектом сможет продемонстрировать расклад между силами, ориентированными на интересы страны, и теми, кто имеет другие интересы», — констатировал Железняк.

Прокуроры, специализирующиеся на чиновниках

Антикоррупционный законопроект о создании коллегии независимых прокуроров, которые могут надзирать за крупными чиновниками, внес в нижнюю палату сенатор Анатолий Лысков. Российское законодательство не препятствует введению в стране института независимых прокуроров, которые могут надзирать за крупными чиновниками. Как сообщил глава думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, соответствующий законопроект, предложенный председателем комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолием Лысковым, Госдума рассмотрит осенью текущего года.

В ведении коллегии независимых прокуроров будет находиться предварительное расследование деяний, содержащих признаки преступлений, которые были совершены высшими должностными лицами, генпрокурором и главой СКР в истекший период исполнения своих полномочий.

«В принципе, федеральное законодательство может в целом ряде случаев формировать институты, которые касаются создания специальных органов, которые осуществляли бы расследование, или предоставлять уже имеющимся органам дополнительные полномочия при проведении расследования. Таким институтом, в частности, является институт парламентского расследования», — приводит слова Плигина РИА Новости. По его словам, у целого ряда стран есть опыт создания подобных институтов, который используется для расследования и изучения тех проблем, которые сложно расследовать в рамках существующих объединений. Кроме того, отметил Плигин, при расследовании такой категории проблем обычные контрольно-надзорные институты могут подвергаться дополнительному давлению. «Конечно же, мы должны обсудить (законопроект) конкретно и с авторами этой инициативы, и с экспертами. Данный институт заслуживает предметного обсуждения и с прокуратурой РФ, — считает глава комитета Госдумы. — «В рамках этих консультаций в дальнейшем осенью посмотрим, как будет проходить рассмотрение, какое решение может быть принято».

Алексей Земцов

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться