Ненаполеоновские 100 дней

Ненаполеоновские 100 дней

Экономика 28 Авг 2012, 13:07
Ненаполеоновские 100 дней

Что не изменилось?

Основная работа для правительства, как отмечают эксперты, еще впереди: в ближайшие четыре месяца предстоит решить судьбу пенсионной системы, доработать бюджет и антикризисный план действий, определить программу деятельности правительства на шестилетнюю перспективу и сформировать прогноз социально-экономического развития России до 2030 года.
Пока же на всех этих важных направлениях правительство отметилось не столько достижениями, сколько скандалами. В пенсионной реформе предложения сводятся к сокращению дефицита Пенсионного фонда, а ни в коей мере не к улучшению жизни пенсионеров, в антикризисном плане речь, очевидно, должна идти о перегруппировке статей госрасходов. Подготовка если и идет, то пока в виде дискуссий, а не решений. С прогнозом до 2030 года ясно, чего России не удастся достичь. Например, стать «энергетической сверхдержавой», что в принципе было возможно в 2005–2006 годах, когда эта задача ставилась, но с тех пор российские сырьевые монополии и прежде всего «Газпром» проспали технологическую революцию в своей, казалось бы, вотчине — в ТЭКе и прежде всего «сланцевую революцию», «благодаря» уже не правительству, а в первую очередь «Газпрому».

Что же измениось за 100 медведевских дней?

Модернизация даже в виде постановки цели отошла в тень. Изменения затронули внешнюю форму работы правительства. 

Премьер Медведев отказался от практиковавшейся Путиным на протяжении последних четырех лет практики проведения заседаний президиума правительства, когда многие решения принимались не полным составом кабинета, а лишь вице-премьерами и ключевыми министрами. Начиная с мая Медведев провел лишь одно заседание президиума, предпочитая собирать кабинет министров в полном составе.

Кроме того, теперь каждый четверг в прямом эфире телеканала «Россия 24» транслируется не только выступление премьера в начале заседания, но и обсуждение первых двух наиболее важных вопросов повестки дня. Затем, как это было и раньше, журналисты могут получить дополнительную информацию на традиционном брифинге, в котором участвуют вице-премьеры и министры, отвечающие за обсуждавшиеся вопросы.

Медведев, известный как любитель различных гаджетов, стал активно внедрять их в работу на заседаниях правительства и совещаниях: теперь члены российского кабинета министров пользуются документами не на бумажных носителях, а в электронном виде с помощью планшетных компьютеров iPad.

Но иногда новые технологии дают сбой. 27 июля в резиденции премьера в Горках проходило совещание, посвященное аномальной летней жаре в ряде регионов страны. Руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Александр Фролов, делая доклад о ситуации с засухой, представил Медведеву карту с данными прогноза пожарной опасности в регионах страны. В iPad премьер-министра должна была загрузиться карта, на которой различными цветами выделены регионы по степени пожарной опасности. Однако она загрузилась в черно-белом варианте, и определить, где красный цвет (наивысшая степень пожарной опасности), а где, например, зеленый, не было никакой возможности. В этой ситуации глава Росгидромета не растерялся и тут же, передав главе кабмина бумажный вариант карты, продолжил свой доклад.

Сечин переиграл правительство

Едва правительство Медведева начало работу, как ему пришлось столкнуться с жесткой конкуренцией за право принятия окончательных решений в ключевой сфере экономики — топливно-энергетическом комплексе. Бывший куратор этого сектора Игорь Сечин, перейдя с поста вице-премьера на должность главы «Роснефти», а потом председателя совета директоров «Роснефтегаза» сохранил за собой влияние на ТЭК.

Сначала бывший зампред правительства создал неформальный нефтяной клуб для обсуждения актуальных проблем отрасли. Затем последовал президентский указ о создании комиссии при главе государства по вопросам стратегического развития ТЭКа и экологической безопасности. Эту комиссию возглавил президент Владимир Путин, а ее ответственным секретарем был утвержден Сечин.

В президентскую комиссию помимо нефтяников вошли представители газовой и транспортной отраслей, электроэнергетики, а также ученые и чиновники. Такой широкий состав позволял новому органу рассматривать практически любые вопросы, начиная от цен на нефтепродукты и заканчивая программами развития электроэнергетики. Таким образом, полномочия аналогичной правительственной комиссии по вопросам ТЭКа и нового куратора отрасли — вице-премьера Аркадия Дворковича — значительно ограничивались.
Президент заявил, что возглавляемая им комиссия не будет подменять работу правительства в сфере ТЭКа: ее главной задачей является координация усилий по стратегии развития отраслей в энергетике, но окончательные решения все равно будут оставаться за правительством.

Правительство продолжает вести арьергардные бои за ТЭК, теперь за электроэнергетику. По словам вице-премьера Дворковича, правительство в сентябре рассмотрит вопрос об интеграции Федеральной сетевой компании и Холдинга МРСК, после чего вынесет предложения на утверждение президенту России. Ранее, на первом заседании президентской комиссии по ТЭКу, было принципиально одобрено решение об интеграции компаний электросетевого комплекса. При этом «Роснефтегаз», совет директоров которого также возглавил Сечин, предложил провести такую интеграцию со своим участием. Дворкович же сомневается в эффективности схемы организации единой компании с участием «Роснефтегаза».

«Приватизация»

Роль «Роснефтегаза» как инвестора в процессе «приватизации» госкомпаний ТЭКа иллюстрирует, что и на приватизационном фронте правительство не добилось своего. Даже за рамками ТЭКа так и не появился график продаж госдолей в крупнейших компаниях и банках с разбивкой пакетов по годам. По словам Медведева, конкретные сроки и объемы продаж будут определяться отдельными решениями.

Правительство не станет выставлять на продажу принадлежащие государству доли в крупнейших банках и компаниях, если не будет уверено в возможности получить хорошую цену. Одной из знаковых приватизационных историй стала уже неоднократно переносившаяся продажа 7,58% минус одна акция Сбербанка. Его приватизация планировалась еще на сентябрь прошлого года, однако затем была отложена из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры. То же самое происходит и в текущем году — пока ситуация на рынке ставит под сомнение вероятность проведения крупных приватизационных сделок.

«По приватизации все решения приняты, только они не реализуются. Все-таки какая-то внутренняя дискуссия остается по этому поводу. Рынки не благоприятствуют, это понятно, но есть и вторая причина — внутренняя дискуссия сохраняется», — прокомментировал агентству «Прайм» итоги ста дней правительства глава совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин, занимавший в разные годы руководящие посты в Минфине, Банке России и ФСФР.

Перед лицом возможного кризиса

Важным решением правительства Медведева стало принятие пакета документов, согласно которым расходы бюджета-2013 в реальном выражении впервые могут остаться на уровне предыдущего года, зато полномочия правительства на случай возможного обострения ситуации в экономике усилятся. Кабинет министров одобрил основные параметры бюджета на ближайшие три года исходя из более низких, чем ожидалось ранее, цен на нефть, а также на основании бюджетного правила, призванного снизить зависимость от нефтяных котировок. Излишек нефтяных доходов, если таковой будет, по-прежнему будет направляться в Резервный фонд, откуда при необходимости средства можно быстро перебросить на острые нужды.
«На мой взгляд, важно, что определились достаточно консервативно и разумно по поводу бюджета на ближайшие три года. Формально он еще не одобрен, но основные принципы уже есть», — говорит Вьюгин.

По мнению экспертов, одной из первых задач нового правительства должна стать подготовка программы действий на ближайшие годы, которой у нынешнего кабинета министров пока нет.
«Я думаю, что самое важное, что может сделать правительство, — это подготовить программу своих действий, особенно с учетом возможного обострения кризиса. Здесь  были приняты некоторые решения, касающиеся бюджетной политики в условиях кризиса. Но в остальном никакого прогресса нет. Это особенно удивительно, потому что была разработана и предложена правительству России «Стратегия-2020». Причем говорилось, что это будет программа для нового правительства, но не видно признаков ни этого, ни того, что какая-то другая программа в плане есть», — заявил «Прайму " руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

До конца текущего года правительству Медведева придется не только заниматься долгосрочным планированием, но и готовиться к кризису, а также определиться с пенсионной реформой.
«Решения, которые ждут нас в ближайшей перспективе, — это какой бюджет будет внесен, в конце концов, правительством в Думу. Что будет с пенсионной реформой? Как известно, срок ее представления — 1 октября. И это решения в рамках борьбы с кризисом: что будет правительство делать осенью? Не просто зарезервировать 200 миллиардов рублей, а когда по-настоящему накатит, что оно будет делать?» — говорит Игорь Николаев из ФБК.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться