Фантастический прогноз

Фантастический прогноз

Экономика 31 Май 2013, 11:33
Фантастический прогноз

В Счетной палате под председательством заместителя Председателя Счетной палаты Валерия Горегляда прошло совещание, посвященное анализу правительственного документа «О сценарных условиях, основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровнях цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Об этом сообщается в материалах Счетной палаты.

Открывая совещание, Валерий Горегляд напомнил, что этот документ был рассмотрен на заседании Правительства Российской Федерации 16 мая с. г. и за основу принят умеренно оптимистичный вариант сценарных условий и основных параметров прогноза социально-экономического развития страны. «Счетная палата, — подчеркнул он, — в обязательном порядке рассматривает сценарные условия и прогнозные параметры, которые ложатся в основу проекта федерального бюджета на очередную «трехлетку». Это неотъемлемая часть заключения Счетной палаты на бюджетный законопроект. При подготовке заключения нам принципиально важно учесть мнения экспертов о реалистичности макропрогноза и рисках, сопутствующих реализации базового сценария».

У Счетной палаты есть серьезные сомнения в обоснованности сделанного Правительством выбора умеренно оптимистичного сценария в качестве базового для разработки параметров федерального бюджета, заявил замруководителя контрольного органа. Оптимизм Правительства, указал он, зиждется на ожиданиях улучшения инвестиционного климата, эффекта от выполнения планов модернизации и повышения конкурентоспособности экономики, а также от повышения эффективности бюджетных расходов.

Между тем в сценарных условиях и основных прогнозных параметрах отсутствует даже убедительный анализ причин замедления экономического роста, не говоря уже о предложениях по формированию этих позитивных внутренних факторов, которые, по замыслу Правительства, должны сыграть решающую роль в реализации базового сценария.

Как показывают контрольные мероприятия Счетной палаты, отметил Валерий Горегляд, многие государственные программы если и выполняются, то лишь в номинальном соответствии с утвержденным планом мероприятий. Их реальные результаты весьма скромны и зачастую далеко не соответствуют первоначальным ожиданиям.

С 2009 года, привел пример заместитель Председателя Счетной палаты, реализовывалась Программа развития конкуренции в Российской Федерации. План ее мероприятий, по данным Счетной палаты, был выполнен на 88%, однако ситуация с конкуренцией не улучшилась, отметил он. Затем эта программа была досрочно остановлена, и вместо нее в конце прошлого года принята «дорожная карта» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики».

«Если даже в сферах, где уже приняты и выполняются конкретные программы, трудно добиться положительных сдвигов, - подчеркнул Валерий Горегляд, - то как можно закладывать в прогноз позитивные перемены без предложений по обеспечению соответствующих сценарных условий?»

Сегодня Россия имеет оценки суверенного кредитного рейтинга на уровне BBB от Fitch и S&P, а также Baa1 от Moody's. Правительство, напомнил замглавы Счетной палаты, рассчитывает, что к 2016 году страна получит наивысшие международные кредитные рейтинги: «Отсюда вопрос, насколько текущие значения кредитных рейтингов России ограничивают приток иностранных инвестиций и препятствуют выполнению прогнозного сценария. Или нам мешают иные факторы?»

Тем более что позиция правительственного прогноза по улучшению инвестиционного климата вступает, по его мнению, в противоречие с данными статистики по чистому оттоку частного капитала. За первый квартал 2013 года он достиг $26 млрд., причем в основном этот отток пришелся на банковскую сферу.

Между тем за весь 2012 год отток не превысил $54 млрд. «Мы видим ускорение оттока. А базовый вариант прогноза предполагает снижение оттока капитала частного сектора до нуля уже в 2014 году. Здесь оптимизм Правительства граничит с научной фантастикой», - заявил Валерий Горегляд. К тому же, напомнил он, суммарно инвестиционные программы компаний энергетики, нефтяной, газовой, железнодорожной отраслей снижены на 2013-2015 годы более чем на 10 процентов.

Кроме того, отметил замруководителя контрольного органа, в базовом прогнозе на 2013 год заложен рост ВВП в 2,4%, а в 2014 году – в 3,7%. Однако если экстраполировать данные о темпах роста ВВП за последние месяцы, включая апрель, на весь текущий год, это даст оценку годового роста ВВП на уровне около 1,7%. Для достижения в этом году прогнозных 2,4% на второе полугодие закладывается, причем без внятных обоснований, более благоприятная динамика. Тем более неясно, констатировал Валерий Горегляд, за счет чего в 2014 году прирост ВВП превысит уровень и нынешнего, и прошлого годов.

Базовый сценарий, отметил замглавы Счетной палаты, предполагает незначительное ослабление курса рубля на фоне плавного снижения средней цены на нефть в 2014–2016 годах, что, по логике вещей, должно формировать предпосылки экономической депрессии.

Однако, указал он, на этом фоне в том же базовом сценарии, наоборот, закладывается более высокий рост ВВП за счет позитивной динамики конкурентоспособности отечественной продукции и ускорения процессов импортозамещения. Причем импортозамещение, по планам Правительства, будет парадоксальным образом расти на фоне прогнозируемого им же роста импорта в среднем на 4% в год и планируемого к 2016 году отрицательного сальдо счета текущих операций в объеме $10 млрд. По итогам прошлого года, напомнил Валерий Горегляд, профицит текущего счета составил $75 млрд.

Далее, для обеспечения реалистичности макропрогноза среднегодовой рост кредитов предприятиям в 2013–2016 годах должен, согласно ожиданиям Минэкономразвития России, составлять 16-18%. «В реальности ситуация ровно обратная, - отметил замруководителя контрольного органа, — темпы роста кредитования физических лиц существенно опережают прирост кредитов корпоративным нефинансовым организациям, хотя не достигают и 16% в год.

Более того, ряд финансовых аналитиков предсказывают первые признаки шторма в банковском секторе уже в этом году, а ЦБ принимает пожарные меры для охлаждения явно перегретого рынка кредитной розницы».

Наконец, даже в случае стрессового варианта (с ценой нефти $80 за баррель) Минэкономразвития России прогнозирует рост ВВП в 2014 году на 1% и до 2,9% в 2016 году. Таким образом, подчеркнул заместитель Председателя Счетной палаты, у Правительства нет ни варианта прогноза, который описывал бы условия наступления в стране рецессии, ни, соответственно, программы действий в такой ситуации. «В целом оптимизм Правительства выглядит необоснованным», - резюмировал он.

Не менее важный вопрос - ограничение роста тарифов на товары и услуги естественных монополий, продолжил Валерий Горегляд. В сценарных условиях планируемый на 2014–2016 годы рост цен и тарифов на их продукцию и услуги вновь, как и в предшествующие годы, оказывается существенно выше прогнозируемого среднегодового индекса потребительских цен. Со своей стороны Председатель Счетной палаты Сергей Степашин выступил с инициативой замораживания тарифов естественных монополий в сфере ЖКХ для населения. Реализация этого предложения, отметил замруководителя контрольного органа, потребует оценки вероятного положительного эффекта в виде стимулирования экономического роста и одновременно его влияния на финансовое положение энергокомпаний, уже сокращающих свои инвестиционные программы.

«Логика макропрогноза и базового сценария приемлема, - заявил, выступая на совещании, старший экономист «Сбербанк CIB» Антон Струченевский, - она в общих чертах повторяет модель послекризисного восстановления и роста в 2009-2011 годах, основанную на развитии внутреннего спроса и улучшении структуры импорта. Ситуация же с оттоком капитала не столь драматична: усиление оттока, во-первых, носит сезонный характер, а во-вторых, объясняется вывозом избыточных доходов из-за ситуативного роста цен на нефть». К недостаткам макропрогноза эксперт отнес его низкую эластичность, в том числе отсутствие четкой корреляции его индикаторов с ценами на нефть.

Как пишет департамент информации Счетной палаты, главный экономист банка HSBC по России и странам СНГ Александр Морозов назвал прогнозные темпы роста ВВП необоснованными: «Бюджет не может строиться на завышенных ожиданиях роста, – заявил он. – Учитывая демографический фактор и ожидаемое плавное снижение цен на нефть, Правительству, наоборот, логичнее закладываться на снижение темпов роста в течение нескольких будущих лет. Инвестиционная ситуация пока умеренно-благоприятная, российские бумаги, в том числе и государственные, пользуются спросом, однако инвесторов заметно волнует поступательное увеличение прогнозной цены на нефть, при которой Правительство способно балансировать федеральный бюджет. Этот показатель намного важнее международных кредитных рейтингов России». Александр Морозов считает необоснованными прогнозы Правительства по снижению оттока капитала: «Чтобы начался приток, нужен институциональный переворот, которого за 3–4 года добиться заведомо невозможно».

Для предусмотренного базовым сценарием ускорения кредитования предприятий, отметил эксперт, ЦБ должен помочь банкам расчистить балансы от проблемных активов и привлечь дополнительные средства, в том числе и с финансового рынка. Что же до роста тарифов естественных монополий, подчеркнул представитель HSBC, то «Правительство вообще не должно индексировать их до того, как будет проведен публичный аудит издержек соответствующих компаний и будут созданы соответствующие механизмы государственного контроля их деятельности».

Президент банка «Российская финансовая корпорация» Андрей Нечаев также выразил сомнение в обоснованности прогнозных темпов роста ВВП: «Экономический рост и бюджет, пусть и содержащий крупные госинвестиции, как правило, не коррелируются линейно. К тому же госкомпании свои инвестиции сокращают. Внешний фактор — спрос на российские углеводороды и прочее сырье - в лучшем случае «сыграет в ноль». Кредитная накачка потребительского спроса? Но ЦБ делает большую ошибку, резко ужесточая требования к резервированию по кредитам и вообще к активам и системам риск-менеджмента банков. ЦБ внедряет стандарты «Базель II» и «Базель III», в то время как в Европе от них отказываются. Банку России, наоборот, следовало бы реформировать систему рефинансирования банков. В частности, расширить перечень активов, под которые банки могли бы получать от него фондирование. Это позволило бы им снизить риски при выдаче кредитов». В ближайшие годы рост ВВП будет скорее ниже 3%, чем выше 4%, резюмировал экономист: «Пора развеять иллюзию, будто скачкообразный рост расходов государства обязательно придаст импульс росту экономики. Скорее, эти расходы просто разгонят инфляцию».

По мнению Андрея Нечаева, эффективным способом стимулирования импортозамещения могла бы стать плавная девальвация рубля. Приток инвестиций и рост импортозамещающих производств, скорее всего, перекроют негативные эффекты девальвации. Сегодня же, подчеркнул эксперт, у бизнеса нет настроя на инвестиции, несмотря на высокие рейтинги страны. Кроме того, Правительству, с учетом расходов на реализацию инаугурационных указов Президента Владимира Путина, следовало бы озаботиться прогнозированием не только федерального, но и консолидированного бюджета Российской Федерации: «Дефицит в размере от 30 до 50% налицо почти во всех регионах. Необходимо вернуться к требованиям Бюджетного кодекса, делящего налоговые доходы между центром и территориями в соотношении 50:50», — заявил эксперт.

Как полагает директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев, «страна уже находится на инвестиционном спаде, а в третьем-четвертом квартале будущего года сорвется в рецессию». Правительство, по его мнению, должно готовить страну к вхождению в неуверенную стагнацию: «В этом нет ничего страшного. В Европе уже рецессия, и от голода никто не мрет. Надо использовать этот период для структурной и институциональной перестройки. Более того, в условиях роста такой перестройки, как правило, не происходит». Эксперт не считает обоснованной ставку базового сценария на рост государственных инвестиций: «Государство пока не сумело поймать «инвестиционную волну». Если оно хочет перезапустить экономический рост, ему надо переориентировать свои инвестиции на окупаемые проекты. Например, на создание рынка арендного жилья или новых аэропортов». Модель стимулирования потребительского спроса путем кредитной экспансии уже не работает, заявил Владислав Иноземцев: «Люди просто боятся брать такие дорогие кредиты на явно депрессивном социально-экономическом фоне». Экономист высказался против практики подавления инфляции ценой высокой учетной ставки ЦБ и, как следствие, демонетизации экономики: «Эффект от зажима денег ради борьбы с инфляцией оказывается хуже, чем сама инфляция».

Предложив такой базовый сценарий, подчеркнул в своем выступлении председатель экспертного совета «Опоры России» Никита Кричевский, Правительство продемонстрировало, что делает ставку на чудо. «Инфляция будет высокой, - отметил экономист, - никто не предпринимает серьезных мер для ее обуздания. Достаточно привести как пример рост цен на энергоносители внутри страны - на фоне снижения цен на экспортируемые страной нефть и газ. Допуская это, государство, по сути, выступает гарантом эффективности бизнеса нефте- и газоэкспортеров». Девальвация рубля, по его мнению, неизбежна: «Это следует из самих представленных Правительством сценарных условий. Вопрос лишь в ее параметрах». Поразительно, добавил Никита Кричевский, что власти не рассматривают в качестве источника стабилизации федерального и консолидированного бюджета Российской Федерации ужесточение фискальной политики и, как следствие, ликвидацию либо, по крайней мере, минимизацию «серого сектора» экономики; в том числе  уничтожение параллельного «черного» наличного финансового оборота.

«5-6% ежегодного роста ВВП — это объективно обусловленная задача, связанная с рядом важнейших целей развития страны, - отметил, завершая обсуждение, Валерий Горегляд. - Но нельзя позволить себе добиваться этих целей любой ценой. Как и прежде, ключевое значение будет иметь качество роста. Сегодня же мы должны признать, что экономика не в состоянии генерировать такой, и даже меньший рост (4%, как это предусмотрено в проекте), на основе рассматриваемых мер. Возможно, что нам придется поумерить амбиции. Но в этом случае период замедления роста действительно следует использовать для структурных и институциональных преобразований, в том числе  для повышения эффективности бюджетных расходов и администрирования доходов. Наивно полагать, что недореформированная институциональная среда позволит эффективно использовать государственные ресурсы для достижения устойчивого и долгосрочного экономического роста».

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться