Кому какая экономическая политика новая?

Кому какая экономическая политика новая?

Экономика 13 Сен 2014, 10:58
Кому какая экономическая политика новая?

Мечтает каждый о своем, но объявляется подъем

Экономика РФ на протяжении длительного периода будет демонстрировать близкие к нулю показатели без проведения необходимых реформ. С таким неутешительным прогнозом выступил в конце августа экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин.

«Без проведения реформ застрянем в близких к нулю показателях надолго», — написал он в своем блоге, комментируя озвученный ранее прогноз Минэкономразвития по ВВП на 2015 год. Если будут вводиться какие-то изменения, то это лучше всего делать сейчас, когда бюджетный процесс в самом разгаре. Возможно, Кудрин имеет в виду новую экономическую политику, но, безусловно, он видит неизменной ее бюджетную основу и систему выстроенных резервных фондов. Так что новая политика — это возвращение к принципам, которые он всегда отстаивал.

29 августа глава правительства Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное прогнозу социально-экономического развития России на 2015–2017 годы. Характеризуя нынешний бюджетный процесс, Медведев отметил, что «дело это тяжелое, местами тоскливое, но нужное», потому что без бюджета страна жить не может: «В сентябре нам предстоит в более широком составе рассмотреть прогноз социально-экономического развития на заседании комиссии по бюджетным проектировкам, а затем уже на заседании правительства, как это положено по нашим внутренним регламентам».

По его словам, основные приоритеты неизменны: «Мы в полном объеме будем финансировать все обязательства перед гражданами России, продолжим укреплять обороноспособность, безопасность государства, в том числе экономическую».

Вместе с тем, по словам Медведева, цель заключается в том, чтобы подготовить максимально реалистичный бюджет с учетом тех сложных обстоятельств, в которых сейчас живет наша экономика. Речь идет о санкциях, которые введены против России, об ограничениях доступа к рынкам капитала, к новым технологиям для целого ряда наших компаний и «о целом ряде других запретов, которые нам пытаются навязать».

«Надо к этому всему относиться спокойно и честно смотреть в лицо тем прогнозам, которые у нас сегодня существуют. Если сравнивать сценарные условия, которые мы одобряли в мае этого года, и материалы, которые сегодня подготовило Минэкономразвития к этому совещанию, то, конечно, здесь изменения есть, и в худшую сторону», — добавил Медведев.

По сути, правительство свою политику не меняет. Потому что не может: набранные обязательства не позволяют. Остаются опять неновые надежды. В числе основных методов выхода из сложившейся ситуации правительство видит повышение производительности труда. Задача состоит в том, чтобы к 2018 году добиться увеличения этого показателя в 1,5 раза к уровню 2011 года.

Есть и более близкий рычаг. Премьер-министр в очередной раз предложил обратить внимание на тарифную политику в отношении инфраструктурных монополий, потому что это «крайне чувствительная тема», от которой «очень многое зависит».

Есть и позиция Банка России. «Банк России считает необходимым свое участие в подготовке решений правительства по вопросам тарифной и налоговой политики, поскольку эти решения оказывают существенное влияние на инфляцию. Нам нужно в полной мере задействовать уже имеющиеся механизмы и при необходимости их совершенствовать», — говорится в сообщении его пресс-службы.

Цели по инфляции на ближайшие три года закрепляются в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, которые разрабатывает ЦБ. Согласно действующей редакции этого документа точечная цель по инфляции на 2014 год установлена в 5%, на 2015 год — 4,5%, на 2016 год — 4%. ЦБ допускает отклонение от цели не более чем на 1,5 процентного пункта. Минэкономразвития предложило включить правительство в процесс таргетирования инфляции.

По словам первого зампреда ЦБ Ксении Юдаевой, регулятор поддерживает идею повышения эффективности взаимодействия между ЦБ и правительством. При этом она указывает, что российское законодательство уже содержит механизмы координации действий правительства и Банка России.

Ксения Юдаева

Ксения Юдаева: Банк России готов взаимодействовать с правительством. natnik

ЦБ ежегодно представляет проект основных направлений денежно-кредитной политики (ДКП) в правительство, что определяет участие Минэкономразвития и Минфина в обсуждении целей по инфляции и подходов Банка России к реализации денежно-кредитной политики. Кроме того, закон дает представителям Минэкономразвития и Минфина право участвовать в заседаниях совета директоров Банка России с правом совещательного голоса.

Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина несколько раз заявляла, что Банк России для удешевления кредитов населению и бизнесу стремится обуздать инфляцию, но только совместные действия с правительством, в том числе по сдерживанию тарифов на услуги естественных монополий, смогут привести к цели.

Строго говоря, инициатива взаимодействия при принятии важных решений в финансово-экономической сфере исходит от Минэкономразвития. Возможно, ведомство Алексея Улюкаева начинает примерять на себя роль современного Госплана — органа стратегического управления экономикой в рамках реализации вступившего в июле в силу закона о стратегическом планировании. ЦБ предложение поддержал, для него в первую очередь важна мобилизация усилий всех органов управления экономикой на снижении инфляции. Здесь, однако, возможна трещина в подходах Минэкономразвития и ЦБ.

Не исключено также, что активность ЦБ подхлестнуло то, что правительство увеличило долю федерального бюджета в прибыли Банка России. Законопроект Минфина вносит поправки в статью 26 Закона «О Центральном банке РФ», в последней редакции которого предусмотрено перечисление в федеральной бюджет 50% прибыли ЦБ. Однако действие данной нормы было приостановлено до 1 января 2016 года: вместо 50% ЦБ должен перечислить по итогам 2013 и 2014 годов 75% прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов.

Новый законопроект предлагает закрепить за регулятором обязанность на постоянной основе перечислять 75% своей прибыли в бюджет. Принятие законопроекта позволит обеспечить реализацию мероприятий по мобилизации дополнительных доходов федерального бюджета, говорится в сообщении. Ранее законопроект одобрила комиссия правительства по законопроектной деятельности.

По данным годового отчета Банка России, по итогам 2013 года прибыль ЦБ составила 129,261 миллиарда рублей против 247,326 миллиарда рублей в 2012 году. Таким образом, прибыль Банка России в прошлом году сократилась в 1,9 раза. В отчете отмечается, что в 2012 году на доходы ЦБ положительно повлияла продажа акций Сбербанка, которая принесла регулятору 149,657 миллиарда рублей.

Налог с продаж: быть или не быть?

Как именно будут взаимодействовать экономические ведомства и что из этого получится, спрогнозировать непросто. Особенно с учетом того, что важным новым элементом дальнейшего экономического развития страны может стать налог с продаж, против которого единым фронтом (редкая картина) выступил, как уже писала «Финансовая газета», весь экономический блок правительства.

Минфин РФ предлагает введение налога с продаж отложить на год — до 1 января 2016 года. Согласно проекту изменений в Налоговый кодекс РФ, подготовленному министерством, налог с продаж будет распространяться на организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельхозналог, упрощенную систему налого­обложения, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, а также на индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, начиная с 1 января 2016 года.

Правительство РФ в настоящее время обсуждает вопрос о праве регионов вводить налог с продаж со ставкой до 3% уже с 1 января 2015 года. Плательщиками налога согласно предложениям министерства признаются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары или услуги на территории регионов, в которых установлен налог.

Минфин предлагает не облагать налогом основные продукты питания: хлеб, муку и крупы, молоко и молочные продукты, растительное масло, яйцо, сахар, соль, картофель, а также детское и диабетическое питание и ряд товаров, которые будут определены правительством.

Кроме того, налог не будет распространяться на операции по продаже недвижимости, ценных бумаг, а также на услуги в сфере ЖКХ, санаторно-курортного лечения, здравоохранения, транспорта, образования, культуры и отдыха.

Предполагается, что публичное обсуждение представленного Минфином законопроекта пройдет до октября текущего года. Впрочем, публичные обсуждения идут уже сейчас, и наиболее активное участие в нем проявляет малый и средний бизнес.

Министр финансов Антон Силуанов осваивает амплуа «господин Нет». natnik

Минфин против введения налога с продаж. Антон Силуанов готов всячески смягчить его вторичное пришествие

21 августа на площадке «Опоры России» прошло расширенное заседание комитета по налогам, посвященное возможному введению налога с продаж. «Опора» поддержала инициативу РСПП о формировании единой позиции предпринимательского сообщества в отношении возможного введения налога с продаж и возникающих в связи с этим рисков и угроз. Эксперты подчеркнули также необходимость обратить внимание на следующие важные для малого и среднего предпринимательства замечания. Первое — это неопределенность с объектом налогообложения. Основная идея налога с продаж — облагать розничный оборот товаров, реализуемых в адрес конечных потребителей. В настоящее время субъекты малого предпринимательства занимают более половины сектора розничной торговли (по данным Росстата, по итогам 2013 г. 1 518 206 единиц).

Практика применения налога с продаж до 2003 года свидетельствует, что четко определить операцию по реализации в адрес «конечного потребителя» товара невозможно. Так, например, невозможно установить в магазине, приобретает ли данный покупатель компьютер для себя или планирует его использовать в производственной деятельности.

Второе — это неизбежность каскадного налогообложения товаров (работ, услуг), производственный цикл которых включает несколько стадий. Невозможность идентификации «конечного потребителя» означает, что нереально определить корректно объект налогообложения. В свою очередь это будет приводить к массовым случаям, когда комплектующие, облагаемые налогом с продаж, впоследствии будут облагаться повторно в составе изделия, изготовленного из этих комплектующих. Причем, чем больше степень переработки товара и чем больше стадий по его изготовлению, тем больше вероятности, что в его стоимость будет включено несколько сумм налога с продаж, начисленных на разных этапах производства. Таким образом, налог с продаж неминуемо приведет к эффекту каскадирования налога, что неизбежно приводит к значительному увеличению конечной цены. Следовательно, налог с продаж помимо сложности в администрировании, связанной с идентификацией объекта налогообложения, будет предполагать повышенное налоговое обременение товаров — продуктов переработки.

Третье — это крайне неравномерное распределение доходов с налога с продаж между регионами. «Опора России» обращает внимание на то, что розничный торговый оборот в силу объективных причин происходит в трех субъектах Федерации — Москва, Московская область, Санкт-Петербург. Это означает, что и большая часть налога будет взиматься в указанных регионах. Таким образом, введение налога с продаж не приведет к справедливому распределению дополнительных налоговых доходов между субъектами Российской Федерации и не выполнит задачу по увеличению доходности региональных бюджетов, считают эксперты «Опоры России».

Кроме того, объект налогообложения в данной конструкции не определен, что может привести к двойному налогообложению, а в случае реализации в отношении подакцизных товаров, то тройному налогообложению.

И, наконец, четвертое — определение розничного оборота приведет к необходимости возврата контрольно-кассовой техники для плательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) и патентной системы налогообложения (ПСН), что существенно увеличит финансовые затраты предпринимателей, в частности из-за необходимости приобретения и обслуживания контрольно-кассовой техники.

Эксперты отдельно отмечают, что при обложении всех розничных продаж без исключения налогоплательщиками должны стать все субъекты предпринимательской деятельности. В этой связи неясно, как упорядочить налогообложение плательщиков, применяющих ПСН или ЕНВД, которые не имеют обязанности вести учет выручки и использовать контрольно-кассовую технику. Таким образом, данные налоговые режимы будут нуждаться в существенной доработке.

А экономика шатается

Напомним, на следующий год по базовому сценарию Минэкономразвития снизило оценку роста ВВП с 2% до 1%, ожидая ускорения роста до 2,3% в 2016 году и 3% в 2017 году. Но по умеренно оптимистичному варианту экономика может расти в ближайшую трехлетку на 3,3–4,3%, если государство решится увеличить инвестиции в инфраструктуру и импортозамещение, считают в Министерстве экономического развития.

Минэкономразвития зафиксировало восстановление роста экономики РФ: в июле прирост ВВП со снятой сезонностью составил 0,2% против снижения на 0,2% в июне и на 0,4% в мае, говорится в ежемесячном мониторинге министерства. «Положительное влияние на динамику ВВП в июле оказали обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды, розничная торговля», — отмечается в докладе.

При этом, по оценке Минэкономразвития, в июле годовая динамика ВВП второй месяц подряд показывает отрицательные темпы — снижение к июлю 2013 года составило 0,2%. «Негативным моментом июля стал переход в область отрицательных значений динамики строительства, а также инвестиций. Существенным позитивным моментом стало ускорение роста обрабатывающих производств, сельского хозяйства, розничной торговли и возобновление роста производства и распределения электроэнергии, газа и воды», — указывают в министерстве.

В целом по итогам января—июля прирост ВВП, по оценке Минэкономразвития, составил 0,7% к соответствующему периоду 2013 года. При этом в отрицательной зоне остается динамика таких показателей, как производство и распределение электроэнергии, газа и воды, инвестиции, строительство.

Минэкономразвития также уточнило свою оценку по динамике ВВП со снятой сезонностью во II квартале после публикации Росстатом предварительной оценки ВВП за II квартал относительно соответствующего периода 2013 года. Эта оценка оказалась на 0,3 процентного пункта ниже предварительной оценки Минэкономразвития и составила 0,8%.

«С учетом этого Минэкономразвития России скорректировало оценку прироста ВВП с исключением сезонного фактора во II квартале по отношению к I кварталу до 0% против 0,1% по предыдущей оценке», — добавили в ведомстве. В I квартале текущего года Минэкономразвития зафиксировало спад экономики на 0,5% к предыдущему кварталу с исключением сезонных и календарных факторов.

Вот и получается, что по-настоящему новой экономическую политику не предлагает ни правительство, ни ЦБ. А те новшества, которые могут появиться, прежде всего налог с продаж, точно не способствуют подъему экономики.

Алексей Земцов

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться