Задачи экономического роста

Задачи экономического роста

Экономика 28 Сен 2014, 09:25
Задачи экономического роста

«Мы ничего не меняем»

Правительство признает, что многое в экономике нужно менять, но пока не торопится это делать. В интервью телеканалу «Россия-24» премьер-министр Дмитрий Медведев заявил: «Главное, что может сделать правительство и власть в целом, — это не суетиться в этой ситуации. Это самое главное при любых раскладах. У нас есть целевые ориентиры, мы их не меняем. Это программа развития до 2020 года, майские указы президента Российской Федерации 2012 года, основные направления деятельности правительства. Мы ничего не меняем, государственные программы не сворачиваем. Что-то корректируем, где-то вынуждены обрезать финансирование, но это нерадикальные вещи».

По словам Медведева, государство продолжит финансировать крупные проекты: «Ведь в чём проблема для нынешней ситуации в российской экономике? Дело не в санкциях. Мы страдаем из-за санкций, может быть, на пять процентов, а всё остальное — это наши внутренние, структурные ограничения, это перекосы развития нашей экономики, которые сложились, по сути, в XX веке».

Премьер считает, что необходимо «двигаться» в сторону Сибири и Дальнего Востока, осваивать там новые месторождения. Это большие инвестиции, и осуществляться они будут в том числе за счёт Фонда национального благосостояния. «Будем идти на Транссиб, вкладывать деньги в БАМ, в целый ряд крупных инфраструктурных проектов вокруг Москвы, для того чтобы „расшивать“ нынешние инфраструктурные ограничения. Если мы это сделаем, то получим новую экономику. Не за год, не за два, но я абсолютно уверен: в перспективе до десяти лет у нас будет совершенно другая, модернизированная экономика, даже несмотря на существующие сегодня ограничения», — уверен Медведев.

Экс-министр финансов России Алексей Кудрин сформулировал проблему более четко. По его мнению, главная помеха для роста российской экономики — низкое качество государственного управления. «Качество государственного управления не соответствует задачам экономического роста, — заявил он, выступая на завтраке, организованном Сбербанком России в рамках международного инвестиционного форума в Сочи. — Более стройная система управления может дать от 1,5 до 2% роста экономике страны. Не в первый год, но в течение нескольких лет этот потенциал был бы реализован». В настоящее время, по мнению Кудрина, система государственного управления является самым слабым звеном в экономике.

кудрин

Грамотная перестройка управления, по мнению Алексея Кудрина, может заставить ВВП подрасти на 1,5–2%. g20russia.ru

Другая причина стагнации в экономике — неэффективная структура бюджета. «У нас на следующий год доходы бюджета падают на 0,5% ВВП, а расходы — растут на 0,5% ВВП. Тем самым мы на 1,5% ВВП увеличиваем дисбаланс», — сказал Кудрин. Таким образом, по его прогнозам, расходы бюджета вырастут в следующем году на 1,5 триллиона рублей — больше, чем было потрачено на подготовку и проведение Олимпийских игр в Сочи. Но в данном случае основная часть средств пойдет на оборону и социальные расходы.

«На следующие три года мы принимаем решения, ухудшающие условия для экономического роста», — считает эксперт. И эти решения необходимо пересмотреть, так как без этого у правительства не будет внятной экономической политики.

Более того, пока Алексей Кудрин вообще не видит ясной политики в решениях правительства. «Сегодня я бы поставил на одно из первых мест вопрос о том, есть ли у правительства и президента экономическая политика. Понимаем ли мы сегодня, какой из ее вариантов или комбинаций будет реализовываться? Я вам честно скажу: после некоторых последних решений или дискуссий по повышению налогов, по новым ограничениям, по роли госсектора я не понимаю, какой будет экономическая политика», — признался экс-министр.

Оптимизация бюджетных расходов

Министр финансов Антон Силуанов считает, что только лишь оптимизация бюджетных расходов в текущих условиях не позволит решить проблему экономического роста в стране. Необходимо проводить и структурные реформы. По словам министра, бюджет — это инструмент, который через налоги, денежно-кредитную политику влияет на экономику, но многое также зависит от факторов внешнего и внутреннего спроса. Безусловно, в текущей ситуации бюджет должен быть сбалансированным и даже профицитным.

«Мы должны заниматься не только повышением эффективности расходов, но и реализацией структурных мер, которые будут содействовать ускорению экономического роста, — заявил глава Минфина. — Мне кажется, что выбор между ускорением роста или сбалансированностью не совсем корректен, потому что нужно и то, и другое. Бюджет — это лишь один из инструментов экономической политики».

По его словам, для всех очевидно, что необходимо агрессивное повышение эффективности.

«По-другому никак нельзя. Когда мы готовили бюджет на 2015 год, было много дискуссий, всем хотелось увеличить расходы, как правило, текущие, которые не дают вклад в экономику», — напомнил Силуанов. Поэтому нужен строгий жесткий аудит расходов бюджета: «Резервы у нас есть — это социальные расходы. Мы уже неоднократно говорили о необходимости более четко, адресно подходить к социальным расходам».

Кроме того, необходимо сокращать трансферты Пенсионному фонду. Оборонные расходы тоже затрудняют маневр в бюджете, и со временем, по словам министра, надо будет оптимизировать и сокращать их долю. Резервы для повышения эффективности бюджетных расходов, а также их оптимизации есть в статьях, касающихся социальной поддержки и национальной обороны. По словам министра, при подготовке проекта бюджета РФ на 2015–2017 годы было много предложений об увеличении расходов.

силуанов

Бюджетные расходы – не шевелюра, а российская экономика – не Мюнхгаузен. Антон Силуанов уверен, что экономику за счет роста госрасходов не вытащить. g20russia.ru

По мнению главы Минфина, в нынешних условиях бюджет должен быть не только сбалансированным, но «даже профицитным»: «Мы должны заниматься не только повышением эффективности расходов, но и реализацией структурных мер, которые будут содействовать ускорению экономического роста». По мнению Силуанова, важно, насколько эффективны бюджетные расходы: «Можно иметь шведскую модель, где через бюджет перераспределяется 60% ВВП, а можно китайскую — где 20%. И там, и там бюджет будет сбалансированным, но будет ли рост? Насколько эффективны будут перераспределяемые через бюджет большие объемы средств, будут ли эффективны расходы, будут ли содействовать росту?». Он отметил, что при агрессивном стимулировании экономики должно быть и агрессивное повышение эффективности.

Министр финансов также назвал мифом возможность вытягивания экономики посредством бюджетных расходов. «Мне кажется, это такой миф, что через бюджетные расходы мы можем вытянуть экономику. Ничего не получится», — заявил он на панельной сессии о фискальном стимулировании экономики в ходе Сочинского инвестиционного форума. Силуанов пояснил, что бюджет — это лишь часть внутреннего спроса, и на самом деле экономику вытягивают частные ресурсы, длинные ресурсы, инвестиции внешние, внутренние, но никак не бюджет: «Бюджет должен создавать условия, давать ориентиры, доверие бизнеса к государству, не рыпаться из одной стороны в другую».

По мнению главы Минфина, в нынешних условиях, наоборот, нужна комбинация жесткой бюджетной политики, жесткой политики в области профицита текущего счета платежного баланса. Это необходимо для того, чтобы в случае ухода капитала не сбиться с правильного пути и чтобы в случае проблем с макропрогнозом, взятым за основу бюджета, с внешней конъюнктурой, можно было бы, не разогнав расходы, гораздо легче решить проблемы. «Если мы сейчас разгоним расходы, придется больше сокращать их в ходе возможного ухудшения внешнеэкономической ситуации», — заметил Силуанов.

Наращивание заимствований для покрытия дефицита бюджета РФ не пойдет на благо экономике и приведет к росту неконтролируемых заимствований или повышению налоговой нагрузки.

«Если мы будем залезать в долг, то в конечном счете это выльется либо в неконтролируемые заимствования, либо в повышение налоговой нагрузки. В нынешних условиях говорить о том, что сейчас займем, поделим, и это будет на благо экономике — это ошибка, — уверен министр. — Казалось бы, достаточно взять с рынка побольше денег и поделить через бюджет. Но это полнейшее заблуждение. Если будем брать с рынка еще большие ресурсы и делить их через бюджет, не факт, что это будет эффективно».

По его словам, в случае увеличения заимствований на покрытие дефицита этих средств будут лишены другие коммерческие агенты: «ЦБ не будет больше денег печатать в экономике, это будет инфляция. Он не будет это делать. Изымая через бюджет ресурсы, мы тем самым лишаем наши предприятия, банки частного инвестирования. Это абсолютно неправильный подход». Он добавил, что в настоящее время ненефтегазовый дефицит бюджета составляет 10% ВВП. «Мы сейчас живем, по сути дела, за счет конъюнктурных доходов. Куда еще больше?».

Силуанов отметил, что в нынешних условиях для России «раздувать расходы» — это означает идти на дополнительные риски. Цена на нефть упадет, и мы будем иметь еще больший дефицит. А этого страна себе не может позволить. Сбалансированный бюджет — это якорь для того, чтобы инвесторы верили, что у нас не будет инфляции и дополнительных заимствований на рынке, считает министр.

«Обратитесь к психиатрам!»

Решения российского правительства по изменениям в налоговой и пенсионной системе сильно ухудшают инвестиционный климат в стране, заявил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. «Ощущение такое, что в налоговой системе мы воюем. У нас четвертое фундаментальное изменение налогообложения нефтяной сферы за пять лет. О каких

инвестициях можно говорить, когда фундаментально меняется система? Такое ощущение, что люди, принимающие решения, считают, что количество сумасшедших среди крупного бизнеса возрастает. Это не так! Обратитесь к психиатрам, они подтвердят, что я говорю правду», — отметил Макаров.

По его словам, главным фактором экономического роста в стране становится Следственный комитет, но в таком ключе обсуждать инвестиционный климат вообще бессмысленно и «просто неприлично». Макаров считает, что нынешние решения властей по пенсионной системе ведут к утрате доверия населения к ней. «Главный вопрос — как вернуть доверие, которого не было? Что мы творим с пенсионной системой, которая должна создаваться на пятьдесят, на сто лет? Главное — это доверие людей, их уверенность в том, что они смогут получить пенсии. А что мы творим с налоговой системой? Мы убиваем остатки доверия, если они когда-то были, хотя я думаю, что этот этап уже пройден», — заключил он.

макаров

Андрей Макаров на Сочинском форуме: «Главный вопрос – как вернуть доверие, которого не было? Что мы творим с пенсионной системой, которая должна создаваться на пятьдесят, на сто лет? Главное – это доверие людей, их уверенность в том, что они смогут получить пенсии. А что мы творим с налоговой системой? Мы убиваем остатки доверия, если они когда-то были, хотя я думаю, что этот этап уже пройден»

Экономика и банки

Сложной остается и ситуация в финансовом секторе страны. Глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев призывает несколько ослабить ответственность Банка России за инфляционное таргетирование. «Надо немножечко отказаться от избыточно агрессивных целей по инфляционному таргетированию. Я тоже несу свою часть ответственности за инфляционное таргетирование, потому что вначале я это дело развивал, — признал глава Минэкономразвития, который ранее, до прихода в министерство, занимал пост первого заместителя председателя Банка России. — Но надо понимать, что избыточная агрессивность ставит Центральный банк в совершенно невыносимую ситуацию, когда он должен достигать целей, которые достигнуть не может, и попутно избыточно угнетает экономическую активность».

Позже Улюкаев уточнил, что инфляционный фон в России создается во многом за счет санкционного режима, в том числе из-за введения эмбарго на поставки продовольствия из Европы, а также из-за сильного ослабления рубля по причинам, которые связаны не с торговым балансом, а с оттоком капитала из-за геополитической ситуации. По его словам, это означает, что у нас возникает серьезный разрыв между теми «довольно агрессивными целями по инфляции», которые были сформулированы, и реальной макроэкономикой.

По мнению Алексея Кудрина, снижение ключевой ставки Банка России ниже уровня инфляции сделает активы российских банков убыточными и повредит экономическому росту. Сейчас ключевая ставка регулятора составляет 8%. В июле ЦБ повысил ставку с 7,5%, указав на ускорение инфляции, однако в сентябре регулятор все же не тронул ставку, несмотря на сохранение высоких инфляционных ожиданий. Кудрин напомнил о предложениях ослабить денежно-кредитную политику Центробанка для стимулирования экономического роста. Такая мера, по его мнению, экономике может, напротив, повредить: процентная ставка не может быть ниже инфляции, потому что все активы банков страны станут убыточными, станут уменьшаться. Это будет против экономического роста. «У нас ощущение, что ЦБ находится в осаде и пытается выстоять в части своей рациональной экономической политики, которая необходима для того, чтобы нормально существовала экономика», — добавил экс-глава Минфина.

Алексей Земцов

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться