Над рейтингом рея

Экономика 08 Ноя 2014, 11:17
Над рейтингом рея

Рейтинг — штука вообще-то полезная. Умнее зеркала. В зеркале видишь только самого себя, можешь сколько угодно приговаривать: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду расскажи», но зеркало, если оно не в сказке, промолчит. А вот рейтинг молчать не станет, он для того и придуман, чтобы ответить, «кто на свете всех милее, всех румяней и белее». Хотя когда этих рейтингов целая пачка, разобраться нелегко. Но надо.

Как дела, рейтинг?

Да что там пачка! Непросто разобраться даже с одним рейтингом. Цитирую агентство «Прайм» от 29 октября: «Россия поднялась на 30 позиций в новом рейтинге Doing Business от Всемирного банка, заняв 62-е место, рейтинг оценивает комфортность ведения бизнеса в 189 странах мира, выше России — Греция, снизу — на 63-й позиции — Молдавия. В прошлогоднем Doing Business Россия занимала 92-е место между Барбадосом и Сербией». Но на информационном поле за тот же день можно найти и не столь пафосную информацию, вот, например, агентство ИТАР-ТАСС: «Россия поднялась на две ступени в ежегодном рейтинге Doing Business-2015 Всемирного банка (ВБ) и Международной финансовой корпорации (IFC) и заняла 62-е место, между Грецией и Молдавией». Вроде все те же Россия, Греция и Молдова и сегодняшнее российское место не изменилось, а вот шаг гораздо короче: не 30, а две позиции.

Так как же реагировать на рейтинг-2015 (кстати, с Новым годом!)? Если Россия взлетела мигом аж на 30 ступеней, особенно если вспомнить, что в прошлом году мы тоже не спотыкались, а взметнулись почти на 20, то, конечно, ура! Хотя все равно что-то мешает включить полную громкость. Если же прогресс две ступени, то, конечно, хорошо, что вверх, а не вниз, но «ура!» и вовсе не уместно.

Все дело в том, что в этот раз механизм подсчета рейтинга изменился. Главное — расширен сбор данных по трем из десяти индикаторов рейтинга — разрешение неплатежеспособности, защита прав миноритарных инвесторов и получение кредитов. В связи с этим пересмотру подверглись и результаты прошлогоднего рейтинга. Если бы тогда рейтинг проводился по обновленным правилам, то Россия заняла бы в нем 64-е место. По старой методологии Россия заняла в прошлом году 92-е место в рейтинге.

Для меня этот официальный комментарий оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Из него следует: в России настолько хороши дела с банкротствами и (внимание!) с правами миноритариев, и (прошу всех встать!) с получением кредитов, что, если бы в прошлом году по этим показателям информация была полнее, мы уже тогда вместо 92-го заняли бы 64-е место. То есть к тем 18 позициям, которые мы одолели в прошлом году, следовало бы прибавить еще 28. Вот это точно ура! Правда, для чистоты счета и позапрошлогодние результаты пришлось бы пересчитать по новым правилам…

Ну и как, стало понятнее? Пока ясно одно: азартная штука этот рейтинг.

Gjabu flickr

Высоко реет российский флаг, а ее рейтинг – еще выше. flickr.com

Чтобы перевести дух, приведем данные рейтинга, Россию прямо не затрагивающие. Доклад «Ведение бизнеса» составляется уже 12 раз и охватывает 189 стран. Он исследует нормы регулирования, способствующие или препятствующие развитию бизнеса в течение всего цикла их деятельности, включая создание предприятия, ведение бизнеса, осуществление внешнеторговой деятельности, уплату налогов, а также уровень защиты прав инвесторов.

Возглавляет мировой рейтинг по созданию наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса девятый год подряд Сингапур. Кроме него в десятку лидеров рейтинга вошли: Новая Зеландия, Гонконг, Дания, Южная Корея, Норвегия, США, Великобритания, Финляндия и Австралия. Из стран постсоветского пространства лидирующую позицию сохраняет Грузия (15-е место), затем идут Эстония (17-е место), Латвия (23-е место), Литва (24-е место), Армения (45-е место), Белоруссия (57-е место), Молдавия (63-е место). Ниже России по рейтингу располагаются Казахстан (77-е место), Азербайджан (80-е место), Украина (96-е место), Киргизия (102-е место) и Таджикистан (166-е место).

К заданным загадкам мы обязательно вернемся, а пока углубимся в чащу рейтингов.

Рейтинги берут в клещи

В любом случае рейтинг Doing Business России вырос. Значит, деловой климат, температуру которого рейтинг и призван измерять, стал теплее. Взлет или просто умеренный подъем по рейтингу Всемирного банка смотрится, как бы это помягче сказать, неожиданно на фоне финансовых рейтингов, которые у России постоянно понижаются. Это касается и банков, крупнейших, крупных и не очень, и целых регионов, и суверенного рейтинга. Трудно избежать искушения «столкнуть лбами» два рейтинговых агентства — Moody’s, которое снизило суверенный рейтинг России до «Ваа2» с «Ваа1», и Standard&Poor’s, которое от этого воздержалось, или, как пишут некоторые российские агентства, правда, новостные, «отказалось» от этого, в результате чего рубль какое-то время пытался даже воспрянуть, но быстро одумался. Звонкого треска, однако, не раздается. У обоих агентств прогноз негативный. Утешений, хотя и слабеньких, два. Первое: денег и так больше, чем на 30 дней не дают, хотя прогноз точно подтолкнет убегающие капиталы; второе — рейтинги пока не «мусорные», а еще инвестиционные.

Если попробовать разобраться, чем вызваны различия в позициях двух рейтинговых агентств, то приходится вспомнить старый спор оптимиста с пессимистом: стакан наполовину пуст или полон? Оба агентства выставляют рейтинги, опираясь прежде всего на прогноз развития российской экономики. Аналитики Moody’s поясняют, что в числе причин снижения их рейтинга лежат сомнения в среднесрочных перспективах экономического роста России, которые усугубляются продолжающимся кризисом на Украине и введенными в отношении Москвы экономическими санкциями. Кроме того, в докладе агентства говорится о «постепенном, но непрерывном уменьшении валютных резервов страны в связи с оттоком капиталов, ограничением доступа российских заемщиков на международный рынок и низкими ценами на нефть». Их коллеги из Standard&Poor’s ожидают, что среднегодовой рост экономики России в 2014–2017 годах составит 1%. Они, конечно, признают, что это существенно ниже того, что планировало российское правительство еще год назад. Однако с точки зрения самого агентства такие темпы вполне достаточны для того, чтобы не понижать рейтинг. По крайней мере, пока. Замедленный рост аналитики S&P объясняют структурным замедлением экономики, которое произошло еще до событий на Украине. Ну, а сегодня замедление российской экономики связано в первую очередь с нехваткой внешнего финансирования и низкими ценами на нефть.

Различия, как видим, есть, но точно не принципиальные. Если российская экономика не удержит сегодняшний рост, который, надо честно признать, находится в пределах статистической погрешности, можно не сомневаться, что приговор рейтингистов будет полностью совпадать.

Считать надо уметь

А теперь попробуем ответить на напрашивающийся вопрос: как согласуются рост российского рейтинга Doing Business c падением кредитных рейтингов?

Возникает новое искушение: констатировать войну рейтингов. Но такой подход вряд ли верен. Финансовые рейтинги отражают не столько результат самостоятельной деятельности рейтингуемых, сколько то, как на них повлияли и повлияют санкции. Правда, когда у вас нет ноги, уже не так важно, как именно вы ее потеряли. Рейтинг же Doing Business от санкций, если за ними не последуют контрсанкции, предлагаемые Игорем Сечиным и предполагающие помимо прочего арест имущества США и Евросоюза и их граждан в России в качестве обеспечительной меры по неисполненным контрактам, пока не зависит и его подъем можно расценить как улучшение инвестиционного климата.

Есть тут, правда, и еще одно «но».

Не так давно («Финансовая газета» об этом писала) Всемирный банк заказал провести аудит своего самого известного рейтинга. Результат оказался весьма любопытным. Эксперты предложили этот раскрученный рейтинг заменить другим. Они обнаружили, что Doing Business позволял добиться повышения счетных позиций грамотными манипуляциями показателей, которые имеют мало общего с реальным деловым климатом. Всемирный банк, как мы уже видели, пошел иным путем, взявшись не за замену рейтинга Doing Bisness, что без сомнения привело бы к значительным репутационным потерям, а за его совершенствование.

titov

Борис Титов знает, российским предпринимателям станет лучше, когда все вокруг будет «правильным». natnik

О том, что это за совершенствование, мы уже видели по скачкам России с 92-го на 64-е место. Если этот скачок произошел, а так следует из имеющихся комментариев к новой методике подсчета, из-за замечательной ситуации в России с защитой прав миноритариев и с возможностью получения кредитов, то остается предположить, что информация по этим показателям ограничивается тем, что судебная защита прав миноритарных акционеров в России присутствует без приведения статистики по решениям судов, а кредиты получить можно, если абстрагироваться от тех процентов, по которым они предоставляются. Если так, то предупреждения аудиторов о том, что рейтинг поддается манипулированию,

которое мало связано с реальным положением дел с инвестиционным климатом, остаются в силе. В 2016 году реформа методики продолжится, обещают во Всемирном банке. Будут добавлены новые индикаторы в оценку процесса получения разрешений на строительство, регистрации прав собственности, подключения к электросетям, обеспечения исполнения подписанных контрактов и организации уплаты налогов.

Что ж, в умении российских чиновников считать так, как надо, я никогда не сомневался, тем более, когда задача альпинистского восхождения по рейтингу поставлена Владимиром Путиным: до 50-й позиции в 2015 году и до 20-й — в 2018-м.

Сказанное вовсе не противоречит тому, что определенные улучшения делового климата происходят. Обратимся к человеку, профессионально занимающемуся защитой прав российских предпринимателей, — бизнес-омбудсмену Борису Титову. Его комментарий: «Я вижу (улучшение условий). Может это не всегда видно всем предпринимателям, но сегодня идет очень серьезное изменение условий ведения бизнеса в России, действительно, и прежде всего в административной среде». Титов отметил снижение административных барьеров при ведении бизнеса в РФ. В частности, по его словам, «резко сократилось количество проверок соблюдения правил пожарной безопасности и при этом число пожаров не увеличилось». Меньше стал список документов, необходимых для разрешения на строительство. Вместе с тем бизнес-омбудсмен указал, что Белоруссия и еще ряд стран, «которых к рыночным, динамично развивающимся не отнесешь», опережают Россию в рейтинге. Поэтому, отметил Титов, для улучшения делового климата в России необходимо, «чтобы у нас были правильные тарифы, правильные налоги, правильные процентные ставки по кредитам, правильная система и рост стоимости оплаты труда».

Действительно, гораздо лучше, когда все вокруг правильное. Рейтинг же, как его ни считай, не фетиш. Для России главный показатель состояния делового климата очевиден: продолжается чистый отток капиталов. Да, в него включаются платежи по долгам и другие, напрямую не связанные с деловым климатом цифры, но факт остается: капитал рейтингует ногами. Рейтинг Doing Business этот показатель недооценивает. А зря.

Николай Вардуль

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться