На восток!

Экономика 15 Ноя 2014, 09:39
На восток!

Санкции западных государств против России вынуждают отечественных бизнесменов искать себе новых партнеров в Азии и обращать более пристальное внимание на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Они, как оказалось, таят в себе огромные перспективы.

Небедные китайцы

Почти половину (47%) всех покупок товаров класса люкс в мире совершают граждане КНР, пишет официальная китайская газета «Жэньминь жибао», которую цитирует РИА Новости.

«В докладе компании, занимающейся исследованиями китайского рынка предметов роскоши, указывается, что китайские потребители в поездках за границу тратят в среднем 1508 евро, это самый высокий показатель по всему миру, в 3–5 раз больше, чем средние суммы, которые тратят в поездках за рубежом жители Европы и США», — указывает издание. В 2013 году 47% мировых покупок товаров класса люкс совершили китайцы, общая сумма покупок составила около $102 млрд, из них лишь $28 млрд было потрачено на территории Китая, остальное — за рубежом.

Вслед за стремительным ростом китайской экономики благосостояние граждан страны также увеличивается, укрепляется покупательская способность, постоянно растет потребительский спрос на предметы роскоши, поясняет сайт газеты. Население Китая превышает 1,3 млрд человек, а на рынке товаров класса люкс сейчас насчитывается около 75 млн потребителей, поэтому граждане КНР способны оказать на него очень большое влияние.

Руководитель отдела исследований потребительского рынка и розничных продаж банка HSBC Айерван Лан считает, что потребление роскошных товаров связано не только с налоговой политикой и ростом ВВП, но и с развитием социальных и культурных тенденций. Граждане стран с высоким уровнем благосостояния не обязательно много тратят на дорогие товары, потому что в западной культуре выставление богатства напоказ не всегда считается уместным. Китайцы же считают, что демонстрация благополучия является вполне приемлемой. Кроме того, в последние годы в Китае существенно выросло число людей, получивших возможность выезжать за границу.

Директор НИИ мировой экономики Китайского института современных международных отношений Чэнь Фэньин, которого цитирует агентство РИА Новости, считает, что такая тенденция вряд ли продолжится. По его мнению, когда внутри страны можно будет купить похожие товары по таким же ценам, как и за рубежом, люди перестанут выезжать за границу за покупками, а когда Китай достигнет определенной степени развития, будут разработаны собственные дорогие бренды.

Глава КНР Си Цзиньпин на саммите АТЭС в Пекине заявил, что риски, с которыми сталкивается китайская экономика, невелики и правительство в состоянии с ними справиться, сообщает агентство Рейтер. На встрече с бизнесменами глава КНР сказал, что даже если китайская экономика будет расти всего на 7% в год независимо от других показателей, то она уже окажется в первых рядах мировой экономики.

«Многих сейчас беспокоит то, что рост китайской экономики приостановился. Сможем ли мы преодолеть эту преграду? — сказал Си Цзиньпин. — И на самом деле определенные риски есть, но в целом перспективы не такие уж устрашающие».

Как отмечает РИА Новости, глава КНР сделал такое заявление после публикации данных, согласно которым рост китайского импорта и экспорта в октябре приостановился. Этот год был для китайской экономики очень непростым: рост опустился до худших показателей кризисных 2008—2009 гг. Такой спад объясняют замедлением жилищного строительства, снижением внутреннего спроса и колеблющейся динамикой экспорта. Уже с апреля правительство ослабило денежно-кредитную и налоговую политику, для того чтобы поддерживать рост экономики на уровне 7,5% в год. Региональные власти увеличили расходы на инфраструктурные проекты и сняли ограничения на количество домов, которые могут покупать китайцы. Центральный банк КНР увеличил объем кредитов банкам, чтобы они могли выдавать больше кредитов населению. В настоящее время китайская экономика считается второй по величине в мире, уступая только США.

Рынок АТЭС

Все это не может не привлекать к себе инвесторов. Как оказалось, большинство (67%) руководителей крупных компаний, оперирующих на территории стран Азиатско-Тихоокеанского Экономического Содружества (АТЭС), планируют увеличить инвестиции в экономики стран АТЭС в ближайшие 12 месяцев. Подобные намерения есть у 63% руководителей китайских компаний, примерно стольких же респондентов из США (60%) и только у трети российских респондентов (32%). Такие данные содержатся в опросе руководителей крупнейших компаний стран Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС) в 2014 году, проведенном компанией PwC.

В опросе PwC приняли участие более 600 руководителей крупнейших компаний региона АТЭС. В исследовании отражены мнения участников о том, какие факторы открывают новые возможности для роста бизнеса, а какие — создают барьеры, препятствующие расширению деятельности их компаний в 21 стране — участнице АТЭС.

Почти 70% российских респондентов входят в состав высшего руководства своих организаций, а остальные являются руководителями бизнес-подразделений. Около 80% опрошенных российских руководителей представляют компании с головным офисом в России, остальные — компании из Германии, Великобритании, Дании и Финляндии. Эти компании оперируют в банковском секторе (16%), сфере профессиональных услуг (13%), розничной и оптовой торговле (13%) и ряде других отраслей, включая строительство, фармацевтическую отрасль.

Отвечая на вопрос: «Какие страны региона АТЭС представляют наибольший интерес для инвестиций?», свыше 70% респондентов, представляющих страны АТЭС, ответили, что планируют инвестировать в Китай, 61% — в США, 57% — в Индонезию. Руководители российских компаний в качестве приоритетных стран отметили Россию (55%), США (23%) и Китай (19%).

Около половины (46%) руководителей компаний, ведущих свою деятельность в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, отвечали, что они «очень уверены» в увеличении объема выручки в течение ближайших 12 месяцев. Это означает, что данный показатель увеличился на десять пунктов относительно 2012 года и на четыре пункта относительно прошлого года, несмотря на снижение темпов роста в Китае, который является экономическим «локомотивом» этого региона. Среди российских топ-менеджеров такую уверенность высказали 61% . Среди респондентов из Китая этот показатель составил 46%.

Около половины респондентов, как на территории России, так и в целом в регионе АТЭС, отметили, что в этом году более уверенно могут прогнозировать спрос на свои продукты и услуги по сравнению с прошлым годом. Около половины (48%) российских топ-менеджеров уверены в увеличении доходности операций на внутреннем рынке, в то время как ее сокращения ожидают 20% респондентов в России и в регионе АТЭС в целом.

Как вам кажется, кем сегодня является Китай для России.jpg

Что касается инвестиций в инфраструктурные проекты в регионе АТЭС, стоит отметить, что опрошенные руководители высшего звена готовы инвестировать около US $56 млрд в течение ближайших 3–5 лет. Больше всего для инвестиций интересен Китай (37%), а также США (19%) и Австралия (19%). Российские респонденты в большей степени ориентированы на местный рынок: 93% отметили Россию в качестве приоритетной страны для инвестиций в инфраструктурные проекты, 21% — Китай и 7% — Австралию, Гонконг, Индонезию, Японию, Корею, Вьетнам. Большинство руководителей российских компаний (93%) определили объем инвестиций до US $500 млн.

Среди вопросов, заданных специалистами PwC, был и такой: «Настало ли время цифровой экономики?». Многие компании не готовы в полной мере участвовать в цифровой экономике, даже несмотря на растущую популярность платформ электронной коммерции, особенно в Азии. Только 12% опрошенных руководителей крупнейших компаний региона АТЭС «очень уверены» в прибыли от своих инвестиций в социальные сети, тогда как среди российских топ-менеджеров этот показатель составил только 5%.

Как пишет PwC, доля руководителей Азиатско-Тихоокеанского региона, не очень уверенных в цифровых технологиях как инструменте для роста бизнеса, составляет 28%. Среди руководителей Китая и США доля также довольно высока: 33 и 21% соответственно.

По данным экспертов, большинство (70%) опрошенных руководителей крупнейших компаний региона АТЭС считают, что АТЭС движется к зоне свободной торговли, но большинство (55%) признают, что прогресс идет медленно, а 11% сказали, что этот процесс остановился или дал обратный ход.

Руководители компаний России, США и Китая определяют основным фактором, оказывающим влияние на ведение бизнеса в регионе АТЭС, изменение нетарифных торговых барьеров. На втором месте — снижение таможенных пошлин.

«Сегодня Азиатско-Тихоокеанский регион стоит на пороге перемен, поскольку передовые технологии не знают границ и создают новый спрос и даже новые отрасли, — комментирует Деннис Нелли, председатель PricewaterhouseCoopers International Ltd. — Руководители понимают, что необходимо смело разрушать барьеры, препятствующие росту. Они хотят окончательно оформить Соглашение о транстихоокеанском сотрудничестве, решить вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью, и призвать регулирующие органы региона к разработке законодательства, которое учитывает интересы бизнеса и государства».

«Компании инвестируют в Азиатско-Тихоокеанский регион, который стал другим, изменился. Это регион, в котором отмечается увеличение численности потребителей среднего класса, которые хотят получать новые, более совершенные технологические продукты и услуги от компаний и органов государственной власти, — добавляет г-н Нелли. — В год 25-летней годовщины АТЭС перед организацией стоит важная задача, заниматься которой необходимо постоянно. Эта задача состоит в том, чтобы помогать удовлетворять возникающий спрос и способствовать экономическому росту во всем регионе».

Российско-китайские отношения

В начале ноября Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, как россияне оценивают российско-китайские отношения, какими видят их в будущем, и сможет ли Китай, по мнению наших сограждан, заменить России Запад в качестве экономического партнера. Опрос был проведен ВЦИОМ 18—19 октября 2014 г., в ходе него были опрошены 1600 человек в 132 населенных пунктах в 45 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Как вы считаете, кто сегодня получает больше выгод.jpg

Как пишет ВЦИОМ, Китай для России это в первую очередь экономический партнер — так считают 49% наших сограждан. О крепких дружественных связях с Поднебесной сегодня говорят 36% опрошенных — в два раза больше, чем в 2009 г. (19%). Экономическим конкурентом и политическим соперником, напротив, его называют значительно реже (с 24% в 2009 г. до 8% в 2014 г.). О враждебности в российско-китайских отношениях сказали лишь 1% участников опроса.

В будущем Китай также видят дружественным нам государством — 43% (с 20% в 2009 г.) и близким партнером — 36% (с 27% соответственно). Негативный прогноз дают только 10% опрошенных (против 29% пять лет назад): в том числе 9% предполагают, что КНР может стать соперником России (с 24% в 2009 г.), и 1% — врагом (с 5%).

«Российско-китайское экономическое сотрудничество — взаимовыгодное, убеждены 60% респондентов (с 37% в 2009 г.). Пятая часть опрошенных (22%) думают, что большие дивиденды получает Китай — этого мнения чаще придерживаются не одобряющие работу президента (54%), сторонники КПРФ (34%). Каждый десятый (10%) предполагает, что из этого взаимодействия больше пользы извлекает все же наша страна», — говорится в материалах ВЦИОМ.

Три четверти россиян (74%) считают, что партнерство с Китаем позволит России в той или иной степени компенсировать последствия разрыва экономических отношений со многими странами Запада (в том числе 24% полагают, что это будет полноценная замена и 50% — частичная). Противоположного мнения придерживаются 16% участников опроса.

Алексей Земцов

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться