Деньги для банков

Экономика 27 Дек 2014, 08:52
Деньги для банков

Проект закона позволяет вкладывать средства ФНБ, не превышающие 10% от его объема, в субординированные депозиты и облигации системообразующих кредитных организаций для их докапитализации. Предполагается, что эти средства позволят банкам активнее участвовать в финансировании приоритетных для развития экономики инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается правительством.

Впервые идею докапитализации банков за счет средств ФНБ озвучил президент России Владимир Путин. С такой инициативой он выступил в своем ежегодном Послании Федеральному собранию. «За счет наших резервов, прежде всего ФНБ, предлагаю реализовать программу докапитализации ведущих отечественных банков», — предложил Путин. При этом, как считает президент, принципиальным условием такой докапитализации должно стать кредитование на эти средства наиболее значимых проектов в реальном секторе экономики по доступной процентной ставке.

Предоставление банкам дополнительных средств Фонда национального благосостояния на фоне антироссийских санкций и «экономической войны» необходимо, поскольку в настоящее время нет других источников финансирования стратегических проектов, заявил РИА Новости зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. «Это важно, потому что у нас нет сейчас других источников финансирования проектов в условиях санкций, экономической войны. Поэтому нам надо находить внутренние источники поддержания экономического роста, — заявил РИА Новости Аксаков. — Мы сейчас заинтересованы в наращивании кредитования… Для того чтобы поддержать темпы кредитования, необходимо увеличить капитал кредитных организаций».

По его мнению, устанавливать требования к капиталу банков свыше 100 миллиардов рублей неправильно. «Необходимы другие критерии. Круг участников должен быть расширен, будет происходить расширение конкуренции, которое тоже должно существовать. Без нее не могут быть низкие проценты по ставкам», — отметил Аксаков.

В настоящее время объем ФНБ на 1 декабря составлял 3,944 триллиона рублей. Ранее глава Минфина Антон Силуанов говорил, что ВТБ запросил 250 миллиардов рублей субординированных кредитов из ФНБ. Помимо поддержки ВТБ власти РФ в рабочем порядке обсуждают возможность предоставления до 100 миллиардов рублей Газпромбанку из ФНБ. Теперь согласно планам правительства всего банкам может достаться до 394 млрд рублей — это как раз и составляет 10% от ФНБ.

Самый большой претендент

Самым большим претендентом на получение средств из ФНБ в последнее время выступала компания «Роснефть». В начале декабря она представила в Минэнерго еще 8 проектов на рассмотрение возможности финансирования из средств ФНБ, в основном проекты в области нефтепереработки, Минэнерго ожидает представления еще дополнительных заявок от компании, сообщил журналистам замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов.

«Роснефть» представляет в настоящий момент проекты исходя из требований по выделению средств из ФНБ. Соответственно в настоящий момент представлено 12 документов, 4 были представлены в первом транше, 8 — на этой неделе. Восемь проектов в основном связаны с переработкой прежде всего нефти», — сказал Молодцов в кулуарах форума «Газ России 2014». Он затруднился назвать общую сумму необходимого финансирования по этим проектам. «Мы ждем еще», — пояснил чиновник.

Igor-Sechin

Игорь Сечин действует по проверенной веками технологии: просить у государства надо больше. И еще больше. rosneft.ru

Позже замминистра рассказал журналистам, что из 12 проектов, которые «Роснефть» в настоящее время представила на рассмотрение для получения финансирования из средств ФНБ, два проекта сконцентрированы в области добычи нефти в Красноярском крае, также представлены инфраструктурные проекты по реализации задач разработки шельфовых месторождений и проекты, связанные с программой модернизации и углубления уровня нефтепереработки. Всего таких проектов девять, пояснил он.

По крайней мере, две из четырех заявок ОАО «НК «Роснефть» на средства Фонда национального благосостояния заслуживают финансирования, сообщил журналистам глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев: «Мы работаем по проектам „Роснефти“, четыре проекта нам предоставили, и, по крайней мере, два из них нам представляются заслуживающими средств ФНБ. А может быть, и больше».

В свою очередь Министерство финансов РФ не планирует приобретение облигаций «Роснефти» из средств ФНБ до тех пор, пока не будет одобренных правительством инвестпроектов, сообщил РИА Новости представитель Минфина.

«Роснефть» полностью разместила 14 выпусков биржевых облигаций общим объемом 625 миллиардов рублей. Бумаги были размещены по открытой подписке 11 декабря. «Роснефть» установила ставку первого купона по этим выпускам облигаций в размере 11,9% годовых. Сроки обращения облигаций составляют от шести до десяти лет.

«Приобретение облигаций „Роснефти“ возможно, но только как инструмент инвестиций в конкретный инфраструктурный проект. У компании, претендующей на средства ФНБ, должны быть такие проекты, прошедшие экспертизу и отбор и одобренные правительством. На сегодня решений по проектам „Роснефти“ нет. Поэтому пока возможность покупки облигаций этой компании Минфином не рассматривается», — сообщил собеседник агентства.

В самой «Роснефти» не комментируют цели, на которые планируется направить денежные средства от размещения.

Рельсы под ФНБ

Еще одним крупным претендентом на средства из ФНБ являются железнодорожники. Средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на расширение и модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей начнут выделяться уже в этом году. Об этом сообщил председатель кабинета министров РФ Дмитрий Медведев, выступая на пленарном заседании VIII Международного транспортного форума «Транспорт России».

«В октябре правительство утвердило паспорт инвестиционного проекта по модернизации БАМа и Транссиба, с тем чтобы уже в следующем году пропускная способность магистралей была увеличена. В этом году начнут выделяться средства, в том числе за счет Фонда национального благосостояния», — отметил он.

Премьер подчеркнул, что задача модернизации данных железнодорожных магистралей является «ключевой для страны» и, несмотря на определенные споры и трудности, средства на финансирование этих проектов были найдены. Медведев также призвал расширять портовую инфраструктуру, продолжить работу по омолаживанию регионального авиасообщения и решать ряд других инфраструктурных проблем.

якунин

Владимир Якунин может достать из широких штанин не только свой паспорт, но и инвестиционный паспорт проекта по модернизации БАМа и Транссиба. tatarstan.ru

Вместе с тем председатель правительства призвал в короткие сроки наладить устойчивое транспортное сообщение с Крымом. «За короткое время нам нужно наладить устойчивое транспортное сообщение, — отметил он. — Определенные шаги для этого сделаны: объем авиаперевозок существенно возрос, открыто железнодорожное сообщение в обход территории соседнего государства, работают паромы». В то же время премьер признал, что в данной сфере есть и свои издержки, хотя за достаточно короткий срок было сделано немало.

По словам Дмитрия Медведева, в следующем году предстоит завершить проектирование и начать строительство транспортного перехода через Керченский пролив. «Задача очень масштабная, очень сложная, но нам нужно сделать все, для того чтобы летние очереди на паром стали историей», — подчеркнул он, добавив, что Крым должен ощущать себя составной частью большой и сильной страны. «Для этого предусмотрены немалые средства, будем работать», — заключил премьер.

Мнение большинства

Большинство россиян считают, что направление государством денег на реализацию инфраструктурных проектов приносит значительную пользу обществу. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса об отношении россиян к реализации крупных инфраструктурных проектов, степени их известности, оценке строительства газопровода «Южный коридор».

Всероссийский опрос ВЦИОМ был проведен 15—16 ноября 2014 г. Опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Vox Populi1

Vox Populi2

Vox Populi3

По данным ВЦИОМ, большинство россиян (81%) согласны с тем, что реализация масштабных инфраструктурных проектов будет способствовать развитию экономики страны, особенно в условиях санкционной политики западных стран. В большей степени это мнение разделяют респонденты, одобряющие работу президента Путина (83%), нежели критикующие его деятельность (67%).

Среди крупнейших российских энергетических проектов нашим согражданам наиболее известен «Южный коридор» (система газопроводов на территории России) — о нем слышали 42%. Лучшую информированность демонстрируют москвичи и петербуржцы (64%), высокообразованные (53%), материально обеспеченные (52%). Заметно хуже осведомлены о «Северном потоке» — 29%, «Силе Сибири» — 23%, проекте «Ямал» — 22% и др.

Как пишет ВЦИОМ, о реализации внутрироссийского проекта «Южный коридор» подавляющее большинство опрошенных (86%) высказываются положительно. Уровень поддержки высок как среди молодежи (82%), жителей «миллионников» (84%), малообеспеченных (86%), так и среди пожилых людей (88%), селян (89%), респондентов с высоким достатком (86%).

Три четверти опрошенных убеждены, что проект «Южный коридор» реализуется в интересах большинства граждан: всего общества (38%) или, по крайней мере, большей его части (34%). Лишь 10% полагают, что он будет выгоден только узкой группе лиц (среди не одобряющих работу президента — 25%).

По мнению респондентов, строительство «Южного коридора» принесет пользу регионам, через которые идет прокладка труб. В первую очередь, говорят о создании новых рабочих мест (68%). Каждый второй (49%) считает — данный проект послужит фактором развития промышленности. Также выражают уверенность в том, что будут улучшены условия жизни населения (43%). Кроме того, прогнозируют дополнительные доходы в региональный бюджет (40%), повышение темпов социально-экономического развития (36%) и т. д.

Алексей Земцов

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться