США могут сместить Россию в списке лидеров стран-экспортеров нефти

США могут сместить Россию в списке лидеров стран-экспортеров нефти

Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало прогноз до 2024 года, в котором говорится, что на мировом нефтяном рынке произойдут «колоссальные изменения» – США могут стать вторым экспортером нефти в мире.
Мировая экономика / Сергей Сильченко 13 Мар 2019, 11:00
США могут сместить Россию в списке лидеров стран-экспортеров нефти

Эксперты МЭА говорят, что в связи с новой волной сланцевой революции в ближайшие пять лет добыча нефти в США может вырасти на 40%, что позволит Штатам опередить Россию и занять второе место по экспорту углеводородов, немного уступая Саудовской Аравии.

Российская нефтяная отрасль может выйти на пик добычи уже через два года, после чего начнется падение производства нефти. Вместе с тем в среднесрочной перспективе согласно прогноза МЭА добыча нефти в США продолжит расти.

«После беспрецедентного 2018 года, когда общий объем производства жидких углеводородов в США вырос на рекордные 2,2 млн барр. в сутки, к 2024 году мы прогнозируем, что на США будет приходиться 70% прироста мировых производственных мощностей, что добавит в общей сложности 4 млн барр. в сутки», – говорится в документе МЭА.

«Наступает вторая волна американской сланцевой революции. Это потрясет международную торговлю нефтью и газом и будет иметь серьезные последствия для энергетической геополитики», – заявил исполнительный директор МЭА Фатих Бирол.

По прогнозу агентства, уже через четыре года Штаты могут стать нетто-экспортером нефти и нефтепродуктов, нарастив превышение экспорта над импортом на 800 тыс. барр. в сутки при валовом экспорте в размере 9 млн барр. в сутки. При этом США в экспорте нефти будут отставать от Саудовской Аравии всего на 1 млн барр. в сутки.

Глобальный нефтяной рынок все еще формируется ОПЕК, но страны картеля уже перешли на второй план, поскольку ключевыми игроками в формировании нефтяных цен являются Россия, Саудовская Аравия и США. Как говорит эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов, эти три страны играют существенную роль по сравнению с политикой ОПЕК.

Например, очень мало ясности относительно того, сколько нефти будет потеряно от американских санкций против Венесуэлы и Ирана, к чему Белый дом имеет непосредственное отношение. На данный момент США зажимают Венесуэлу изо всех сил, фактически блокируя как импорт в Северную Америку венесуэльской нефти, так и экспорт в Боливарианскую республику американских разбавителей. А это ставит под угрозу большую часть добычи нефти в Венесуэле.

Также сообщения о простоях танкеров, как у побережья Венесуэлы, так и у побережья США в Мексиканском заливе свидетельствуют о начавшемся процессе разрушения в отрасли.

Безусловно, Россия для предотвращения катастрофических потерь республики отправляет партии разбавителей в Венесуэлу, чтобы помочь госкомпании PDVSA перерабатывать свою тяжелую нефть. Однако, как ожидается, снижение добычи продолжится. Вопрос в том, на сколько?

Что касается Ирана, то здесь США четко выразили свои намерения занять более жесткую позицию. Существует мнение, что американцы не планируют вводить новые санкции с заявленной целью довести экспорт нефти из Ирана до нуля. В настоящее время эта цель достигнута только на 1 млн барр. в сутки, что приведет к серьезному сокращению предложения на рынке.

Проблема в том, что цель Дональда Трампа по смене режима в Венесуэле противоречит его политике в отношении Ирана. Проще говоря, будет сложно закрыть добычу в обеих странах без существенного повышения мировых цен на нефть. Но когда дело касается желаний Трампа, то на первом плане низкие цены на бензин. Непонятно, как он этого добивается, одновременно блокируя и закрывая нефтяные отрасли в Венесуэле и в Иране.

Помимо Венесуэлы и Ирана еще одним источником большой неопределенности в мире является глобальная экономика. Торговая война между США и Китаем может быть приостановлена, но оставшийся срок для заключения сделки составляет всего несколько недель. А усиление напряженности может привести к краху мировой экономики, за что полностью отвечает Трамп.

Дополнительную неопределенность на нефтяном рынке создает внедрение правил о морском топливе Международной морской организацией (IMO). А именно, к январю 2020 года концентрация серы в судовом топливе должна снизиться с 3,5% до 0,5%, что может вызвать некоторые потрясения на рынках рафинированного топлива, потому что наценки на бензин и дизельное топливо уже значительно разошлись.

Этот список политических решений и усилий усложняет любой прогноз относительно цен на нефть и ставит под сомнение саму полезность попыток прогнозирования в такой ситуации. Если просто экстраполировать форвардные сокращения ОПЕК+, то можно прийти к выводу, что запасы будут в основном сбалансированы и наступит «тихий год» для нефти.

Однако, несмотря на то, что ОПЕК+ оказывает огромное влияние на нефтяные цены, рынок зависит от нескольких политических решений, которые в основном будут приняты правительством США.

Если посмотреть на всю это картину более пристально, то можно заметить, что Вашингтон специально звонит во все колокола о высоких ценах на нефть, чтобы другие страны, в частности, входящие в соглашение ОПЕК+, снижали свою добычу, а США тем временем будут ее наращивать до рекордных значений и увеличивать экспорт.

При таком раскладе Трамп остается в выигрышной позиции на фоне растущих нефтяных цен. Но не стоит забывать о том, что как для экспортеров, так и для импортеров оптимальной ценой на нефть является диапазон от 65 до 75 долл. за баррель, к чему мировые цены и стремятся.

А вопрос о том, кто в итоге останется в выигрыше, все еще открыт.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться