«Закон Яровой» обойдется не так дорого, как ожидал рынок

«Закон Яровой» обойдется не так дорого, как ожидал рынок

У компаний сотовой связи и интернет-провайдеров осталось менее 4 месяцев для того, чтобы закупить и наладить все оборудование для хранения телефонных разговоров, текстовых и других электронных сообщений своих клиентов. В начале апреля правительство РФ своим постановлением передвинуло сроки практического вступления в действие основной части так называемого «закона Яровой» с 1 июля на 1 октября.
Политэкономика / Борис Соловьев 11 Июн 2018, 11:00
«Закон Яровой» обойдется не так дорого, как ожидал рынок

Правительственный документ предписывает обеспечить хранение «отправленных и полученных пользователями указанного оператора за 30 суток, предшествующих дате ввода технических средств накопления информации в эксплуатацию». При этом хранить данные нужно будет в течение 6 месяцев.

Еще при проведении закона через Госдуму в 2016 году бизнес оценивал затраты на реализацию данного закона в триллионы рублей. Эксперты пугали тем, что в результате новшества стоимость сотовой связи вырастет в 2–3 раза. Сейчас эти цифры упали на порядки.

Под диктовку спецслужб

На самом деле «закон Яровой» или «пакет Яровой» – это два закона. Один из них ужесточает наказание за терроризм и экстремизм, в том числе религиозный, а второй как раз и обязывает операторов сотовой связи и интернет-провайдеров хранить всю прошедшую через них информацию абонентов и по первому требованию передавать ее в правоохранительные органы. При этом они должны ежегодно в течение 5 лет увеличивать на 15% емкость хранилищ данных.

Законы были внесены в Госдуму в апреле 2016 года Ириной Яровой вместе с депутатами Госдумы из «Единой России» Алексеем Пушковым и Надеждой Герасимовой, а также сенатором Виктором Озеровым. Поскольку ни один из авторов не работал в сфере противодействия терроризму, то вполне правдоподобной выглядела версия, что закон написан под диктовку спецслужб.

Естественно, сотовые операторы и интернет-провайдеры не заинтересованы хранить за свой счет разговоры и переписку своих клиентов, ведь эти данные им не нужны. Логичнее и честнее было бы обязать компании передавать всю информацию ФСБ, а уж та сама бы хранила их так и столько времени, сколько считает нужным. Однако такой механизм потребовал бы затрат бюджета. Деньги могли появиться при реализации предложения гендиректора «Мегафона» Сергея Солдатенкова о введении дополнительного налога для операторов сотовой связи, за счет которого государство могло бы создать центры хранения данных. Налог мог составить порядка 1% от выручки операторов, однако идея не получила одобрения у власти.

Несмотря на огромный резонанс, отчасти инициированный операторами сотовой связи, законопроект был принят в первом чтении уже 13 мая, а 24 июня прошел сразу второе и третье чтение. И такое быстрое прохождение закона еще раз свидетельствовало, что его создание было «спущено сверху».

Ценник падает

По оценкам экспертов, которые они объявляли во время прохождения законопроекта в Госдуме, затраты на его реализацию должны были составить 5 трлн рублей. РСПП и вовсе заявил, что компании связи будут вынуждены хранить до 20 эксабайт, для чего потребуются инвестиции в 10 трлн рублей. Операторы с такой оценкой тут же согласились.

Такие расходы должны были вызвать повышение цен на сотовую связь как минимум в 2 раза. Но этого не произошло, хотя основные расходы на подготовку к хранению информации многие компании уже сделали или, по крайней мере, заложили в бюджеты. И можно предположить, что «триллионные расходы» – не что иное, как элемент лоббистской кампании.

Более реалистичные цифры назвал в марте тогда еще глава Минкомсвязи Николай Никифоров: «Триллионы рублей не нужны, даже сотни миллиардов не нужны, речь идет о нескольких десятках миллиардов рублей для каждого крупного оператора. Это вполне посильные деньги, мы не прогнозируем какое-то серьезное увеличение цен».

Не видит особых проблем и советник президента РФ по развитию интернета Герман Клименко, который на прошлой неделе в эфире радиостанции «Говорит Москва» заявил, что в среднем на россиянина придется хранить 500 мегабайт информации, и это не должно стать проблемой для отрасли. Он не исключил, что цены могут вырасти на 8–10%. «Но конкуренция все сведет книзу, я уверен. Никаких особых повышений, как с бензином, не будет. У нас слишком открытая отрасль… 4,5 тыс. операторов, да они удавятся, лишь бы к конкурентам люди не ушли», – сказал он.

По оценке гендиректора «Мегафона» Солдатенкова, сделанной им в начале декабря прошлого года, суммарные затраты компании на реализацию «пакета Яровой» составят 35–40 млрд руб. в течение 5 лет. При этом в начале июля 2016 года он заявлял о том, что компания только на выполнение требований «пакета Яровой» должна будет тратить более 200 млрд руб. в год.

В десятки миллиардов рублей затраты на хранение информации оценила и компания МТС. «Мы говорим о том, что в течение следующих 5 лет объем инвестиций на выполнение соответствующих законодательных требований может составить до 60 млрд руб., учитывая значительную часть нашего фиксированного бизнеса», – заявил президент компании Алексей Корня пару недель назад.

Если посмотреть на финансовые показатели крупнейших операторов сотовой связи, то многомиллиардные вложения не выглядят для них неподъемными. Так, чистая прибыль Группы «МТС» в прошлом году выросла на 15,6% до 56 млрд руб. За первый квартал текущего года компания нарастила прибыль на 23,6% до 15,4 млрд руб.

«Мегафон» заработал в прошлом году 20,5 млрд руб. чистой прибыли, что почти на треть меньше, чем годом ранее. Впрочем, за первый квартал 2018 года прибыль оператора выросла почти в 2 раза до 10 млрд руб. При этом одной из главных причин решения не выплачивать дивиденды за 2017 год «Мегафон» называет как раз необходимость увеличить капитальные затраты на реализацию «пакета Яровой».

Однако вряд ли одна лишь необходимость этих затрат была этому причиной. Во всяком случае, МТС выплатит дивиденды, причем их размер будет одним из самых высоких на рынке – примерно 8% к текущей цене акции.

Рост цен неизбежен

Сейчас в России самая дешевая связь, но при этом ее качество превосходит уровень многих европейских стран. При этом в отличие от многих других товаров и услуг, стоимость связи практически не изменилась после кризиса 2014 года, когда российская валюта девальвировалась практически в 2 раза.

Одной из причин этого стала действительная «рыночность» отрасли связи: в борьбе за клиента операторы просто не могут с легкостью повышать цены на свои услуги. Иная ситуация в нефтяном секторе: именно отсутствие полноценной конкуренции на топливном рынке стало основной причиной роста цен на бензин.

Однако рост цен и на телекоммуникационном рынке не за горами: ряд интернет-провайдеров уже начал повышать тарифы на 8–10%, в том числе из-за необходимости нести расходы на хранение информации. Но еще одна причина повышения стоимости трафика – это модернизация и установка нового оборудования, которое сильно подорожало после девальвации рубля.

Скорее всего, в целом повышение цен будет плавным и пройдет после ЧМ-2018, во время которого операторы получат дополнительный доход из-за роста трафика, в том числе со стороны приехавших к нам иностранных болельщиков. Не исключено также, что какое-то время крупные компании не будут повышать цены на интернет-трафик, тем самым выбивая с рынка более мелких конкурентов. В таком случае рынок, конечно, ждут заметные изменения, но совсем не те, о которых говорили два года назад.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться