К чему приведут новые американские санкции

К чему приведут новые американские санкции

На прошлой неделе стали известны очертания новой порции антироссийских санкций. Группа американских сенаторов, представляющих обе ведущие партии, внесла в Конгресс соответствующий законопроект.
Политэкономика / Глеб Баранов 05 Авг 2018, 18:00
К чему приведут новые американские санкции

«Наша цель – изменить статус-кво и ввести сокрушительные санкции и другие меры против путинской России, – заявил один из его авторов республиканец Линдси Грэм. – Санкции и другие меры, содержащиеся в этом законопроекте, являются жесточайшими из когда-либо вводимых».

Их ближайшие последствия для российской экономики можно пока оценить как умеренные. Но в сумме со всеми ранее введенными санкциями, а также налоговыми маневрами российских властей, они вполне эффективно замедлят темпы роста ВВП. При этом российская финансовая система будет становиться все более изолированной от мировой.

Законопроект, призванный, если судить по названию, защитить США от кремлевской агрессии («Defending American Security from Kremlin Aggression Act of 2018») на деле, конечно, носит вполне атакующий характер. Безотносительно к причинам его появления – приближающиеся ли выборы, недовольство ли встречей Дональда Трампа и Владимира Путина или что-то другое – в случае, если он будет принят, новый режим взаимоотношений будет установлен очень надолго.

Формальным поводом для предложений по ужесточению антироссийских санкций стала неспособность действующего санкционного режима предотвратить российское вмешательство в предстоящие выборы. Но их инициаторы сразу же заявили, что они не будут сняты, пока Россия не только не прекратит такое вмешательство и кибератаки, но и не покинет Украину и не «оставит попытки создания хаоса» в Сирии.

Ожидать, что при существующей в России политической ситуации наша страна откажется от Крыма, едва ли может даже американский сенатор. Это просто означает, что все это очень и очень надолго, с практической точки зрения почти навсегда. Собственно, как известно, американские санкции, установленные в виде закона, могут действовать десятилетиями даже после исчезновения формальных причин их введения.

Новый режим взаимоотношений будет жестким для России, но довольно гибким для тех, кто накладывает санкции, в отношении выбора жертв. Их можно будет наложить на многих – от олигархов и политиков, заподозренных в знакомстве с президентом, до «любых лиц в Российской Федерации», имеющих возможность заниматься «злонамеренной кибернетической деятельностью». Формально под это определение походит любой человек в России, имеющий компьютер, но выбор, конечно, будет неформальным.

В выражениях авторы проекта не стесняются. Согласно сообщению, размещенному на сайте сенатора Линдси Грэма, планируется ввести «новые санкции в отношении политических деятелей, олигархов, членов их семей и других лиц, которые прямо или косвенно способствуют незаконной и коррупционной деятельности в интересах Владимира Путина».

Не менее широко могут толковаться и санкции к сделкам, связанным с инвестициями в энергетические проекты, «поддерживаемые государственными или квазигосударственными организациями России». А вот запреты и санкции на сделки, связанные с «новым государственным долгом» РФ, напротив, звучит не столь страшно, как можно было ожидать. Такая мера обсуждалась еще в прошлом году, и запрет на покупку новых ОФЗ считался куда более мягким вариантом для нашего рынка, чем одномоментный запрет на владение. Но это был бы слишком сильный удар не только по России, а и по американским, и европейским инвесторам.

Фактически такие санкции на госдолг лишь укрепят тенденцию, существующую на рынке ОФЗ с весны. 1 апреля, накануне нового раунда антироссийских санкций, доля нерезидентов здесь составляла 34,5%. Но уже 1 мая она упала до 32,3% и с тех пор ежемесячно снижалась. К 1 июля она была уже 28,2%. Номинальный объем ОФЗ, принадлежащих нерезидентам, к этому моменту снизился на 369 млрд руб. ($5,9 млрд).

Это заметная сумма, но она оказалась вполне посильной для российских участников рынка ОФЗ, общий объем которого за тот же период вырос на 220 млрд руб. Доходности краткосрочных и среднесрочных гособлигаций за этот период, впрочем, выросли. Рост не был драматическим, но все же в ряде случаев был близок к 1 процентному пункту. Запрет на покупки новых ОФЗ будет, очевидно, способствовать дальнейшему росту ставок.

Одновременно усилится давление на курс рубля, и вырастут инфляционные ожидания, как и сама инфляция, что будет связано уже не только с санкциями, но и с ростом НДС. В такой ситуации и ключевая ставка ЦБ будет оставаться на более высоком уровне, чем могла бы при прочих равных. И все это ведет к замедлению экономического роста.

При этом надо понимать, что с каждым новым витком санкций любые российские активы становятся в глазах иностранцев все более «токсичными», любой бизнес – все более рискованным. И это ведет к постепенной изоляции отечественной финансовой системы от мировой без всяких специальных санкций. Своеобразной констатацией этого стали известия о выходе России из числа крупнейших держателей госдолга США. Теперь много российского в случае чего не «заморозят», но одновременно мы вышли из «элитного клуба», в котором нам, увы, все меньше смысла состоять. Российский фондовый рынок может стать даже устойчивей (с пола не упасть), но росту ВВП все это не способствует.

Мы еще не достигли уровня лучших моментов во взаимоотношениях США с Ираном, но большая часть пути уже проделана. Собственно, законопроект указывает, какими могут быть дальнейшие шаги. Он содержит требование к Госсекретарю США определить, «отвечает ли Российская Федерация критериям для назначения в качестве государства – спонсора терроризма». И это может стать для России проблемой, куда большей, чем вышеперечисленные санкции.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться