Украинская ГТС рискует стать окончательно тупиковой

Украинская ГТС рискует стать окончательно тупиковой

Газотранспортная система Незалежной может прекратить функционирование. И виноват в этом будет не «Газпром», который действительно планирует резко сократить транзит газа через эту трубопроводную систему по причинам экономической невыгодности данного маршрута и геополитических рисков, а НАК «Нафтогаз Украины» и ее дочерняя структура «Укртрансгаз».
Политэкономика / 29 Июн 2019, 11:00
Украинская ГТС рискует стать окончательно тупиковой

Обе компании доведены до предбанкротного состояния. Непосредственный оператор ГТС, ПАО «Укртрансгаз», не получил от потребителей газа более $1,5 млрд. В результате иссякли суммы на проведение тендеров, а запасы топлива в хранилищах упали ниже необходимого технического уровня. Через две-три недели хранилища опустеют, вследствие чего остановится и ГТС. Возобновить работу с каждым днем простоя будет все сложнее, если вообще возможно. И тогда продление транзитного соглашения России и Украины с 1 января 2020 года окажется бессмысленным.

Кто украл миллиарды?

Еще две недели назад в «Укртрансгазе» сообщили, что «12 аукционов на закупку топливного газа с июля по декабрь общим объемом 880 млн кубических метров и ожидаемой стоимостью 5,72 млрд гривен без НДС не состоялись, поскольку ни один поставщик не дал тендерных предложений». Причина – дефицит средств «Укртрансгаза» и как следствие – несвоевременные расчеты с контрагентами», говорилось в сообщении пресс-службы предприятия.

В начале июня в «Укртрансгазе» предупреждали о предбанкротном состоянии, так как предприятие не могло полностью погасить финансовые обязательства перед НАК «Нафтогаз». В частности, долг измеряется в 4,1 млрд грн ($156,1 млн). В результате к 24 июня в хранилищах оператора ГТС оставалось лишь 152 млн кубов газа, тогда как ежемесячно для поддержания работы самой системы трубопроводов необходимо не менее 240 млн кубометров. Иными словами, еще две-три недели и украинская ГТС просто встанет. И может больше не заработать. Кто же виноват в том, что дело дошло до катастрофической ситуации?

Представители «Укртрансгаза» считают, что вызвали кризис две основных причины. Первая: установленные в конце прошлого года временные тарифы, которые позволяют потребителям оплачивать только 60% полученного газа. Вторая – несанкционированный отбор газа, из-за которого «Укртрансгаз» недополучил за 3 года более 38 млрд гривен (более $1,5 млрд). 

За это надо «благодарить» МВФ, который ежегодно требует от украинского правительства повышения цен на газ для населения. Иначе фонд не выдает очередной кредитный транш, но рядовые потребители новые тарифы освоить не могут. Кроме того, правительство Украины после ряда решений по повышению газовых цен снизило тарифы для транзитеров газа, поэтому «Укртрансгаз» и оказался в предбанкротном состоянии.

Однако лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко (в свое время возглавлявшая украинскую ГТС) обратилась в Государственное бюро расследований с заявлением о доведении украинской ГТС до искусственного банкротства. Она утверждает, что никакого банкротства ГТС нет, а средства попросту разворовали экс-президент Петр Порошенко, премьер Владимир Гройсман и глава «Нафтогаза» Андрей Коболев. Тимошенко подчеркнула, что «Нафтогаз» показывал убытки ГТС: в 2016 году – 6 млрд грн, в 2017 году – 25 млрд и в 2018 году – 32, 5 млрд грн. Обоснованность обвинений Тимошенко подтверждается и тем, что в мае 2018 года НАК «Нафтогаз» выплатил руководящим сотрудникам компании премии в размере $46,3 млн – 1% от суммы, присужденной «Нафтогазу» Стокгольмским арбитражем в качестве компенсации за недопоставку «Газпромом» согласованных объемов газа для транзита. Весьма странно, что средства на премии такого размера есть, а на технологический газ – нет.

Кто конкретно виноват в сложившейся вокруг украинской ГТС ситуации, не так уж важно, главнее другое. Экстраординарное политическое давление коллективного Запада на Россию с тем, чтобы «Газпром» сохранил украинский транзит (в полной мере, как требует Польша, США и, естественно, Украина, или хотя бы частично, как Германия), стало бессмысленным: прокачивать российский газ европейским поставщикам по территории Украины может оказаться просто невозможным с технической точки зрения.

Последняя атака на «Северный поток – 2»?

Однако, вероятен и другой сценарий. В последний момент деньги для украинской ГТС найдутся и технического сбоя не произойдет. Зато шантаж поставщика газа, «Газпрома», и потребителей его в ЕС – налицо. Цель – заставить Россию заключить новый долгосрочный транзитный договор на невыгодных для нее условиях. Андрей Коболев предлагал, по крайней мере, два таких пакета. Первый – обязать «Газпром» поставлять в ЕС через Украину ежегодно не менее 60 млрд кубов. Для сравнения: по «Северному потоку – 2», рассчитанному на 55 млрд кубов в год, вполне можно перекачивать в случае необходимости до 62 млрд.

Второй – перейти на операции «своп». То есть «Газпром» должен фактически бесплатно сдавать газ на российско-украинской границе. Затем украинский оператор ГТС передавал бы газ европейским транзитерам и потребителям. Они и должны расплачиваться с «Газпромом». Трудно поверить, что поставщик в таком случае сполна получит деньги за поставленную продукцию – украинская сторона давно отработала механизмы бесплатных врезов к трубе.

Российское правительство в последнее время на разных уровнях заявляет, что против продления транзитного контракта с Украиной ничего не имеет, но только на выгодных экономических условиях и достижении мировых соглашений между «Нафтогазом» и «Газпромом» в Стокгольмском арбитраже. Напомним, что этот суд постановил выплатить «Нафтогазу» $2,56 млрд за транзитные недопоставки «Газпрома», украинские же долги за потребленный российский газ были учтены путем уменьшения выплат «Газпрома» Киеву.

Впрочем, если серьезно, то украинская ГТС нам уже не нужна при любых самых льготных условиях. Любая смена власти в Киеве может привести к самым непредсказуемым последствиям – хватит рисковать. Но обойти Украину, и при этом полноценно продолжить снабжение европейских потребителей, возможно только при примерно одновременном запуске «Северного потока – 2» и двух ниток «Турецкого потока». Первый трубопровод, напомним, рассчитан на прокачку минимум 55 млрд кубов в год. Планировалось, что он заработает уже к концу этого года, но задержка с разрешением Дании на прокладку труб в ее исключительной экономической зоне может привести, как признают уже все участники проекта, к переносу старта на несколько месяцев. К тому же работы могут затормозить и начало официальных слушаний в палате представителей Конгресса США законопроекта о введении санкций против европейских компаний, суда которых участвуют в прокладке труб, тем более что и Дональд Трамп грозит эти санкции поддержать.

Ситуация с «Турецким потоком» более стабильная. Первая нитка трубопровода заработает в конце этого года. В Турцию пойдет 15,75 млрд кубов в год, что вместе с давно работающим «Голубым потоком» полностью обеспечит потребности в газе этой страны. Но вторая нитка тем же объемом, который будет потребляться в Южной и Юго-Восточной Европе, будет построена не раньше начала 2021 года. Тогда в обход Украины пойдет минимум 86,5 млрд кубов в год, что вполне достаточно. Оставшиеся запросы можно покрыть за счет поставок морем СПГ.

Но, таким образом, России придется простоять как минимум год, пока все обходные газопроводы не будут полностью задействованы. А это серьезный вызов. По-видимому, есть только один выход. Пока закачивать побольше газа в европейские хранилища, а потом договориться с Украиной не на продление долгосрочного контракта, а на временные спотовые контракты.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться