Как подготовить консолидированную финансовую отчетность организации

Составление и раскрытие консолидированной финансовой отчетности — советы эксперта Виталия Семенихина, руководителя «Экспертбюро Семенихина»
Право / 4 августа 2020, 12:08

Помимо обычной бухгалтерской (финансовой) отчетности, некоторые категории российских организаций обязаны составлять консолидированную финансовую отчетность, в основе которой лежат международные стандарты. Поэтому важно знать не только, что она собой представляет, но и кто ее составляет и в каком порядке она раскрывается. 

Общие требования к составлению, представлению и раскрытию консолидированной финансовой отчетности (КФО) установлены Федеральным законом от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности». Под консолидированной финансовой отчетностью он понимает систематизированную информацию, отражающую финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) определяется как группа. 

Формировать такую отчетность должны только те организации, на которые распространяется сфера применения закона № 208-ФЗ. Согласно п. 1 ст. 2 закона № 208-ФЗ таковыми выступают: 

  • кредитные организации; 
  • страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования); 
  • негосударственные пенсионные фонды; 
  • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; 
  • клиринговые организации; 
  • федеральные государственные унитарные предприятия (далее – ФГУП), перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; 
  • акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; 
  • иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, за исключением специализированных обществ и ипотечных агентов; 
  • организации, для которых составление и (или) представление, и (или) раскрытие консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) предусмотрены другими федеральными законами; 
  • организации, у которых обязанность по составлению КФО предусмотрена учредительными документами. 

Отметим, что нормы закона № 208-ФЗ применяются также при составлении, представлении и раскрытии финансовой отчетности организациями, которые не создают группу связанных между собой компаний (за исключением банков с базовой лицензией). Но в этом случае в наименовании такой финансовой отчетности слово «консолидированная» не используется (п. 5 ст. 2 закона № 208-ФЗ). 

Организации госсектора прямо выведены из сферы применения закона № 208-ФЗ, на что указывает п. 6 ст. 2 закона № 208-ФЗ. При этом в п. 7 ст. 2 закона № 208-ФЗ уточнено, что данный закон не применяется к консолидированной (сводной) бюджетной отчетности, сводной отчетности государственных (муниципальных) учреждений, формируемым в соответствии с бюджетным законодательством РФ. 

Организации, раскрывающие составленную в соответствии с МСФО консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, вправе при формировании своей учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета (далее – ФСБУ) с учетом требований МСФО (то есть вправе унифицировать учетную политику по МСФО и российским правилам). В частности, такие организации вправе не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный ФСБУ, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО. 

На это указывает п. 7 Положения по бухучету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н, действующего с 06.08.2017 в редакции Приказа Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены и в Информационном сообщении Минфина РФ от 02.08.2017 № ИС-учет-9 «Об изменениях Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации”, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н». 

Законом № 208-ФЗ прямо установлено, что консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО. При этом составление консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО не отменяет обязанности организации по составлению обычной бухгалтерской (финансовой) отчетности, на что указывает п. 2 ст. 3 закона № 208-ФЗ. Пунктом 3 ст. 3 закона № 208-ФЗ определено, что на территории РФ применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Международных стандартов финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства РФ Правительством РФ по согласованию с Банком России. 

По общему правилу п. 7 постановления № 107 признанные документы МСФО вступают в силу на территории России поэтапно. На первом этапе в срок с момента их официального опубликования до срока, предусмотренного самими стандартами, они применяются добровольно, затем – в обязательном порядке. 

Если в признанном документе МСФО не определен срок и (или) порядок вступления в силу либо он признан для применения на территории РФ после срока, определенного в нем, то такой документ вступает в силу на территории РФ со дня его официального опубликования. 

С 16.02.2012 официальным опубликованием документов МСФО считается первая публикация их текстов в журнале «Бухгалтерский учет» или первое размещение (опубликование) на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. На это указывают п. 26 постановления № 107 и Приказ Минфина России от 22.11.2011 № 156н «Об определении официального печатного издания для опубликования документов Международных стандартов финансовой отчетности». Аналогичные разъяснения на этот счет даны и в Письме Минфина России от 12.12.2011 № 07-02-06/240 «Об официальном опубликовании документов Международных стандартов финансовой отчетности». 

В рекомендациях аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 г., приведенных в приложении к Письму Минфина России от 21.01.2019 № 07-04-09/2654 (далее – Рекомендации), Минфин России в очередной раз один из разделов Рекомендаций посвятил вопросам составления КФО. Чиновники отметили, что согласно п. 1 ст. 3 закона № 208-ФЗ консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО. 

Исходя из этого, при составлении КФО следует руководствоваться МСФО, в установленном порядке введенными в действие на территории РФ. При решении отдельных вопросов составления консолидированной финансовой отчетности целесообразно также руководствоваться сложившейся практикой применения МСФО на территории РФ, обобщенной в документах Межведомственной рабочей группы по применению МСФО, образованной Минфином России ОП 1-2012, ОП 2-2012, ОП 3-2013, ОП 4-2013, ОП 5-2014, ОП 6-2015, ОП 7-2015, ОП 8-2016, ОП 9-2016, ОП 10-2017, ОП 11-2017, ОП 12-2018. 

Как и обычная бухгалтерская отчетность, консолидированная финансовая отчетность составляется в целом за год (годовая консолидированная отчетность), а также за отчетные периоды текущего года (промежуточная консолидированная отчетность). Отчетным периодом для годовой консолидированной финансовой отчетности (отчетным годом) является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно (п. 4 ст. 3 закон № 208-ФЗ). В то же время некоторые организации вправе устанавливать иные, отличные от календарного года даты начала и окончания отчетного периода при условии, что его продолжительность равна продолжительности календарного года. На это указано как в п. 5 ст. 3 закона № 208-ФЗ, так и в Информационном сообщении Минфина России от 20.07.2017 № ИС-учет-7 «О консолидированной финансовой отчетности». 

Отчетным периодом для промежуточной консолидированной финансовой отчетности является период с даты начала отчетного года по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная консолидированная финансовая отчетность, включительно (п. 7 ст. 3 закона № 208-ФЗ). 

Адреса и сроки представления консолидированной финансовой отчетности определены ст. 4 закона № 208-ФЗ, согласно которой годовая КФО представляется: 

  • участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации; 
  • в ЦБ РФ (за исключением отчетности организаций, указанных в подп. 6–8 п. 1 ст. 2 закона № 208-ФЗ, если иное не предусмотрено п. 7.1 ст. 4 закона № 208-ФЗ). 

Промежуточная КФО представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации, в случае если это предусмотрено ее учредительными документами. В случаях, установленных ЦБ РФ, промежуточная консолидированная отчетность (за исключением отчетности организаций, указанных в подп. 6–8 п. 1 ст. 2 закона № 208-ФЗ, если иное не предусмотрено п. 7.1 ст. 4 закона № 208-ФЗ) представляется еще и в ЦБ РФ. 

По общему правилу п. 6 ст. 4 закона № 208-ФЗ годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность составляется на русском языке с отражением ее показателей в валюте РФ и представляется: 

  • участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации в порядке, определяемом учредительными документами организации; 
  • в Центральный банк Российской Федерации в порядке, определяемом ЦБ РФ. 

С 08.03.2019 организации, указанные в подп. 2–5 п. 1 ст. 2 закона № 208-ФЗ, представляют свою консолидированную отчетность в Банк России в порядке и в сроки, установленные Указанием Банка России от 21.01.2019 № 5063-У «О порядке и сроках представления в Банк России годовой консолидированной финансовой отчетности организациями, указанными в п. 2–5 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ “О консолидированной финансовой отчетности”». 

В случаях, установленных законодательством РФ, консолидированная финансовая отчетность, начиная с отчетности за 2018 г. может представляться пользователям на иностранном языке с отражением отчетных показателей в валюте, отличной от рубля. Такие изменения в закон № 208-ФЗ с 25.12.2018 были внесены Федеральным законом от 25.12.2018 № 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Аналогичные разъяснения на этот счет даны Минфином России в Письме от 17.01.2019 № 07-04-09/1757. 

Как сказано в п. 8 ст. 4 закона № 208-ФЗ, КФО подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации. Подтверждают это и чиновники Минфина России в Информации № ОП 1-2012 «О применении Международных стандартов финансовой отчетности». В частности, в ней сказано, что исходя из Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» под руководителем организации понимается руководитель той организации, которая составляет консолидированную финансовую отчетность. В то же время этот закон не ограничивает возможности подписания консолидированной финансовой отчетности другими уполномоченными лицами наряду с руководителем организации. 

Если федеральными законами установлены квалификационные требования к руководителю организации, КФО подписывается руководителем организации, а также иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации, в предусмотренных такими документами случаях. На это указывает п. 8 ст. 4 закона № 208-ФЗ. Общие сроки представления КФО установлены п. 7 ст. 4 закона № 208-ФЗ. Так, годовая КФО представляется в срок, не позднее 120 дней после окончания отчетного года, за который она составлена, а промежуточная – не позднее 60 дней после окончания отчетного периода, за который составлена данная отчетность. В случае если последний день срока представления КФО приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока представления КФО считается первый следующий за ним рабочий день. 

Консолидированная финансовая отчетность должна быть достоверной, в связи с чем: 

  • годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту (п. 1 ст. 5 закона № 208-ФЗ); 
  • промежуточная КФО за первое полугодие отчетного года, раскрытие которой предусмотрено законом № 208-ФЗ или другими федеральными законами, подлежит аудиту либо проводимой аудиторской организацией проверке, вид и порядок проведения которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности (п. 2 ст. 5 закона № 208-ФЗ). 

С 12.02.2019 Приказом Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н введено 48 международных стандартов аудита, устанавливающих, в частности, цели независимого аудитора, требования к планированию аудита, контролю качества в аудиторских организациях, согласованию условий аудиторских заданий, обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий, требования к получению аудиторских доказательств, к порядку формирования мнения и составлению заключения о финансовой отчетности. 

Согласно п. 3 ст. 5 закона № 208-ФЗ аудиторское заключение о КФО либо иной документ, составляемый по результатам проверки промежуточной КФО, представляется и раскрывается вместе с указанной КФО. 

С 01.10.2016 информацию о результатах обязательного аудита организация-заказчик обязана вносить в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее – ЕФРСФДЮЛ). Исключением являются случаи, когда такие сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иные случаи, установленные федеральными законами. На это указывает п. 6 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Аналогичные разъяснения приведены и в Информационном сообщении Минфина РФ от 06.07.2016 № ИС-аудит-4 «Об обязательном аудите». 

С 01.01.2013 юридические лица обязаны вносить сведения об определенных фактах своей хозяйственной деятельности в ЕФРСФДЮЛ, на что указывает ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ). Согласно п. 2 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ ЕФРСФДЮЛ представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством внесения в него сведений, предусмотренных Законом № 129-ФЗ, а также другими федеральными законами. Порядок его формирования и ведения утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 05.04.2013 № 178 «Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве». 

Раскрытию консолидированной финансовой отчетности посвящена ст. 7 закона № 208-ФЗ. В силу п. 1 ст. 7 закона № 208-ФЗ организации обязаны раскрывать свою годовую консолидированную финансовую отчетность. Кредитные организации и иные компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, за исключением специализированных обществ и ипотечных агентов, раскрывают также промежуточную консолидированную финансовую отчетность. 

Согласно п. 2 ст. 7 закона № 208-ФЗ КФО считается раскрытой, если она размещена в информационных системах общего пользования или опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. 

По общему правилу КФО раскрывается на собственном сайте компании. Если консолидированная финансовая отчетность фирмы раскрывается в ином месте, то на своем сайте компания в обязательном порядке должна разместить информацию о месте ее раскрытия. Согласно п. 5 ст. 7 закона № 208-ФЗ раскрытие КФО осуществляется не позднее 30 дней со дня истечения срока для ее представления в соответствии с п. 4 ст. 7 закона № 208-ФЗ, если иной срок раскрытия консолидированной финансовой отчетности не установлен другими федеральными законами. В части кредитных организаций, а также иных организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, за исключением специализированных обществ и ипотечных агентов, являющихся головными организациями банковских холдингов, ЦБ РФ наделен правом установления сокращенных сроков раскрытия КФО. 

Сведения о раскрытии консолидированной финансовой отчетности с указанием состава раскрытой отчетности, способа и даты ее раскрытия представляются такими организациями в Банк России в порядке и сроки, установленные Указанием ЦБ от 14.12.2017 № 4645-У «О порядке и сроках раскрытия головными кредитными организациями банковских групп консолидированной финансовой отчетности». Если консолидированная финансовая отчетность организации содержит сведения, составляющие государственную тайну, и (или) сведения, определенные Правительством Российской Федерации, то она раскрывается в части, не содержащей указанных сведений. В случае если в КФО часть информации, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, и (или) сведения, определенные Правительством Российской Федерации, не может быть выделена, такая отчетность не подлежит раскрытию. 

Надзор за представлением и раскрытием консолидированной финансовой отчетности организациями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, а также акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, осуществляет ЦБ РФ.  




Также в рубрике

  • Из официальных комментариев по итогам I полугодия 2020 года.
    Потребительский рынок20 сентября 2020, 16:00
  • Карантин и падение доходов населения из-за кризиса неожиданно оказались на руку ритейлерам. В связи с изменением образа жизни и сокращением целого ряда статей семейного бюджета люди стали тратить больше денег в торговых сетях.
    Рынки20 сентября 2020, 12:00
  • Для реализации права на ежегодный оплачиваемый отпуск работник должен отработать не менее полугода, что установлено трудовым законодательством. И если он не отгулял его в полном объеме, работодателю в случае его увольнения придется рассчитаться за все года, когда сотрудник не отдыхал хотя бы один день из положенных.
    Российская экономика19 сентября 2020, 15:00
  • С 1 января следующего года вступает в силу новый федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ 5/2019 «Запасы»). В нем не содержится положений о порядке определения стоимости запасов, внесенных в уставный капитал. В этой ситуации для компаний возрастает значимость оценки активов, в том числе и независимой.
    Деньги19 сентября 2020, 11:00
  • Государственный праздник День финансиста отмечается в России в 10-й раз. Рассказать об этапах становления отечественной финансовой системы, об успехах и вызовах, с которыми сталкиваются профессионалы отрасли, «Финансовая газета» попросила президента Финансового университета при Правительстве РФ Аллу Грязнову.
    Интервью18 сентября 2020, 16:00