Экономика после выборов

Как решить поставленные президентом задачи.
Российская экономика / Антон Данилов-Данильян 26 Мар 2018, 13:04
Экономика после выборов

Наступил новый шестилетний срок президентства Владимира Путина. И хотя формально он начнется лишь после майской инаугурации, российские граждане, голосовавшие как за, так и против, начнут ждать первых шагов и результатов уже сразу. В особенности после такого яркого и непривычного послания, задавшего основные цели на среднесрочную перспективу, с которым он обратился ко всем нам 1 марта.

Хватит ли финансовых ресурсов для достижения поставленных целей и задач? Шестилетней давности майские указы воспринимались в основном как социальные обязательства, прежде всего, по повышению доходов бюджетников. И в этой части они в основном были выполнены. Денег хватило, хотя многие регионы в итоге оказались в финансовой кабале.

Но теперь уже совершенно очевидно, что содержавшиеся в указах главные экономические ориентиры на 2018 год так и останутся недостижимыми лозунгами: и рост производительности труда в 1,5 раза, и рост инвестиций до 27% ВВП, и увеличение в 1,3 раза доли продукции высокотехнологичных отраслей в ВВП, и многие другие.

Мартовское послание также изообилует важными макроэкономическими, инфраструктурными и социальными ориентирами на следующие 6 лет. И если в отношении социальных есть уверенность, что они в целом будут выполнены (например, общие объемы расходов на здравоохранение вырастут вдвое), то с инфраструктурными ориентирами (например, увеличение на 50% объемов жилищного строительства или почти двукратное увеличение расходов на строительство и обустройство автомобильных дорог – до 11 трлн руб.) дело будет сложнее, а экономика, скорее всего, вновь окажется без должного политического содействия. 

Нам кажется, что инерцию сложившейся системы государственного управления экономикой без личного и активного участия вновь избранного президента не переломить. И было бы здорово, если бы на этот раз он положил именно экономику в основу своего основного политического внимания. Ведь поставленные им в послании экономические задачи очень непросты. И как именно их реализовать, в эксклюзивном материале для «Финансовой газеты» объяснил сопредседатель «Деловой России и председатель Совета по инвестиционной политике ТПП РФ Антон Данилов-Данильян.

Какой рост нам нужен?

Действительно, предстоит «к середине следующего десятилетия увеличить ВВП на душу населения в 1,5 раза». В зависимости от того, какой год будет взят за «середину», эта задача означает достижение средних темпов роста в 5–6% в год, ибо численность работающего населения у нас увеличиваться не будет. 

С учетом весьма скудных, взятых правительством за основу темпов прироста экономики в 1,5–2% на ближайшую трехлетнюю перспективу, в последующем экономика страны должна разогнаться до 7% в год, то есть темпы прироста должны стать не просто выше, а существенно выше среднемировых. Мы понимаем президента, когда он говорит, что это непростая задача и что это – ключевой ориентир для нового правительства. Но мы хотели бы понять, что именно для этого будет делаться.

Напомним, что в Послании обозначены следующие 4 источника опережающего экономического роста. Первый – производительность труда на средних и крупных предприятиях базовых отраслей должна расти «темпами не ниже 5 процентов в год, что позволит к концу следующего десятилетия выйти на уровень ведущих экономик мира». 

Но в прошедшие 6 лет правительство силами специально созданной подкомиссии из представителей разных министерств и ведомств и даже бизнеса уже разрабатывало План мероприятий по обеспечению увеличения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест. Он был утвержден в конце 2013 года, но, как и многие другие планы и программы, «канул в лету». Прикрылись сначала санкциями, потом кризисом, но следить за его исполнением никто не стал. Хотелось бы надеяться, что времена изменились.

В любом случае рост производительности труда сам по себе не происходит. Он всегда – следствие высокой конкуренции, благоприятного предпринимательского климата, готовности бизнесменов вкладывать прибыль в модернизацию. Однако в последние годы деловые круги все чаще говорят о неопределенных перспективах экономической политики и спроса на отечественную продукцию и услуги. Блиц-опрос предпринимателей по итогам Послания не выявил смены настроений. Это плохо. Значит, одними бумажными и кратко живущими планами тут явно не обойтись.

Как обеспечить увеличение инвестиций?

«Второй источник роста – это увеличение инвестиций». Президент снова ставит задачу довести их до 27% от ВВП и рассчитывает, что «новое Правительство совместно с Банком России представит конкретный план действий по этому направлению». В конечном счете это означает выход на дополнительный и весьма ощутимый ежегодный прирост не менее, чем в 4 трлн руб. инвестиций. Однако для этого вариантов действий в условиях жестких и лишь усиливающихся внешних санкций, которые явно не будут отменены в ближайшие 6 лет, на самом деле не так уж и много.

Вариант первый – наращивание бюджетных и квазигосударственных инвестиций. На наш взгляд, это нереалистично, даже при мобилизации всех резервных возможностей не только федерального бюджета, но и подконтрольных государству компаний и корпораций. Движение по этому пути означало бы секвестр многих других расходов, что в результате привело бы к провалу части социальных и инфраструктурных задач Послания. И это не говоря о всем известной неэффективности многих государственных инвестиционных проектов.

Вариант второй – всемерное поощрение частной инвестиционной инициативы. Ориентир на такое развитие событий означал бы прекращение административного давления на предприятия, запрет на проверки в течение трех лет для бизнеса, выходящего из тени, введение новых льгот для инвесторов, возобновление приватизации и многое другое из арсенала рекомендованных бизнесом мер, изложенных, в частности, в Стратегии роста, подготовленной год назад Столыпинским клубом. Попробовать выйти на этот вариант обязательно надо, но вероятность успеха мала.

Вариант третий – смешанная система, основанная на существенном росте капитализации государственных институтов развития, активизации частных российских инвестиций и притоке иностранного капитала с Востока. Этот вариант сочетает реализм со стратегической полезностью для качества экономического развития страны. Ведь только лишь за счет организации облигационных займов государственных институтов развития, аналогичных Фонду развития промышленности, и параллельного софинансирования их инвестиционных проектов со стороны частных заявителей и банков, задача ежегодного вовлечения дополнительных 4 трлн руб. инвестиций, как показывают наши расчеты, может быть успешно решена.

«Третий масштабный резерв экономического роста – это развитие малого предпринимательства» (МСП). Президент поставил задачу к середине следующего десятилетия довести вклад МСП до 40% ВВП (сейчас – 20%), а число занятых здесь должно «вырасти с 19 до 25 миллионов человек». 

Это не новые цифры, хотя сроки их достижения несколько приближены. Они содержатся в принятой полтора года назад правительственной Стратегии развития МСП до 2030 года. И если численность малых предпринимателей и их работников можно довести до желаемой просто за счет последовательной работы по обелению теневого бизнеса, легализации самозанятого населения и поддержки распространения патентной системы налогообложения, то с удвоением доли МСП в ВВП ситуация гораздо сложнее.

Очевидно, что это потребует массированного наращивания инвестиций в этот сектор. Однако дополнительное финансирование МСП из федерального бюджета в правительственной стратегии прямо не прописывается и никак не оценивается. 

В федеральном бюджете на 2017 год на поддержку МСП было выделено около 10 млрд руб., а в предварительных планах на 15 лет вперед – порядка 150 млрд руб. суммарно, что при нынешней структуре экономики России делает, на наш взгляд, невыполнимой задачу удвоения названной выше доли без дополнительного, исчисляемого сотнями миллиардов рублей в год частного инвестирования в МСП. Между тем на МСП в настоящее время приходится не более 7% от общего объема инвестиций в основной капитал в целом по стране, то есть порядка 1 трлн руб. в год, что в 2 раза меньше требуемого к 2030 году.

«И, наконец, еще один источник роста – это развитие несырьевого экспорта». После уже ставших привычными слов про снятие всех административных барьеров в этой сфере и создание режима наибольшего благоприятствования для тех компаний, которые выходят на внешние рынки, президент формулирует конкретные задачи. 

«В течение шести лет мы должны практически удвоить объем несырьевого, неэнергетического экспорта до 250 миллиардов долларов, в том числе довести поставки продукции машиностроения до 50 миллиардов. До 100 миллиардов долларов должен вырасти ежегодный экспорт услуг, включая образование, медицину, туризм, транспорт».

Такого рода задачи должны сопровождаться ясным ответом на вопрос: «А кто нас туда так быстро пустит?» В отличие от процессов импортозамещения, происходящего в рамках отечественной юрисдикции, экспорт осуществляется по иным правилам, зачастую сталкиваясь с протекционистскими проявлениями, сговорами, сложнейшими разрешительными процедурами. На данном этапе мы не имеем пояснений, в какие страны по каким категориям товаров и услуг и как будет расти экспорт. Опрошенный нами бизнес конкретных ответов почти не дает. Как говорится, «с нами Бог, но дьявол в деталях»…

Мы уверены, что именно мощная экономика лежит в основе всех социальных завоеваний, сильной армии, развитой инфраструктуры. Очень хотелось бы, чтобы новое правительство прислушалось к предлагаемым бизнесом способам решения поставленных в Послании экономических задач. В противном случае, по-видимому, экономика и после выборов будет лишь стагнировать.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться